ВОПРОС РЕБРОМ

«Объясните, как определяются рейтинги спортивных телепередач? И как они могут быть низкими или высокими, если футбол показывают или в рабочее время, или ночью?»

А.Груздев, г.Фурманов, Ивановская область

Судя по редакционной почте, вопрос этот интересует многих. И мы задали его специалистам Гэллап Медиа. Именно на рейтинги этого агентства ссылаются руководители телеканалов страны, формируя телепрограммы. Так почему же мы не видим спорт?

Ксения АЧКАСОВА, руководитель отдела телевизионных исследований Гэллап Медиа:

– Так как же вы узнаете, что мы любим смотреть?

– Естественно, невозможно подсчитать, как и что смотрит вся страна. Поэтому мы делаем выборку, то есть формируем группу людей и изучаем их интересы. Это называется панелью. У американцев есть метафора: чтобы узнать вкус супа, не надо съедать всю кастрюлю, достаточно взять один половник.

Вначале мы опрашиваем тысячи человек в разных регионах. При этом важны самые разные факторы, такие, скажем, как присутствие в семье пожилого человека, число комнат или даже наличие собаки.

 Любая семья может быть включена в исследование. Основное требование: чтобы она смотрела телевизор так же, как и все остальное население.

– Значит, наши вкусы изучаются как в Москве, так и в Урюпинске?

Нет, Россия – очень большая страна, и невозможно включить в панель представителей всех деревень и городков. Поэтому в исследовании участвуют россияне от 4 лет и старше, которые живут в 40 городах с численностью населения 100 тысяч и более человек.

Ежедневно мы «фотографируем» почти 4,5 тысячи человек. 600 из них живут в Москве, 300 – в Санкт-Петербурге, остальные – еще в 38 городах страны. Всего это 1650 семей.

Мы не оригинальны: во всех странах с большими территориями, в Америке, скажем, или Канаде, делают так же. В Европе иногда используются сплошные выборки.

– Все ли соглашаются на исследование?

– Как правило, 60-70 процентов опрошенных. И это очень много по сравнению с обычными социологическими исследованиями. Когда мы говорим, что телеканалы будут формировать свою сетку вещания на основе предоставленных вами данных, это убедительная мотивация. Людям нравится, когда интересуются их мнением.

 Но ограничение городским населением связано и с технологией исследования. Нужно присутствие телефона или сотовой сети. Вкусы зрителей измеряем с помощью специальных приборов, которые называются People Meter.

– «Измеритель людей»?

– Почти. Это мини-компьютер с памятью, в который записывается информация о том, кто из членов семьи и в какое время включает телевизор. Он устанавливается на телеприемник и позволяет круглосуточно регистрировать просмотр. На пульте дистанционного управления для каждого члена семьи выделена отдельная кнопка.

 Ночью наш центральный компьютер с помощью модемной связи собирает всю информацию. И буквально на следующий день мы имеем рейтинг вчерашнего дня. В нетелефонизированных семьях устанавливается сотовый модем.

 При исследовании мы оперируем двумя понятиями – рейтинг и доля. Рейтинг – это процент людей, видевших передачу среди всего населения России. Доля – процент людей, видевших передачу среди тех, кто вообще смотрел телевизор в это время.

ЕСЛИ ССЫЛАЮТСЯ НА РЕЙТИНГ, ЗНАЧИТ, ИМ ТАК УДОБНЕЕ…

Владимир ЩИПКОВ, директор по стратегическому развитию Гэллап Медиа:

У телевидения кроме рекламы масса других функций – социальных, культурных, воспитательных. И не вина рейтинга в том, что не все зрители видят то, что они хотят. Если руководители каналов объясняют отсутствие каких-либо программ только низким рейтингом, возможно, пока им так удобнее.

НАША СПРАВКА

ТАК СКОЛЬКО НАС?

В еженедельных рейтингах 100 самых популярных программ спортивные передачи стабильно занимают последние места. И это не новость.

Однако попробуем подсчитать, сколько из нас, жителей России, вообще смотрят спортивные программы? Ну хотя бы за полгода? Хотя бы в городах с населением более 100 тысяч человек?

По нашей просьбе специалисты Гэллап Медиа вычислили: спортивные передачи за последние полгода видели в среднем

413 360 россиян. Согласитесь, не так уж и мало!

И это при том, что спортом в 2 часа ночи интересуются лишь самые стойкие. Словом, телевидению есть над чем призадуматься…