ШАХМАТЫ

В Атлетическом клубе Нью-Йорка закончился первый официальный матч ФИДЕ между 13-м чемпионом планеты Гарри Каспаровым и чемпионом мира среди компьютеров «Дип Джуниор». Ничья в шестой партии определила мирный исход всего исторического сражения, завершившегося со счетом 3:3.

Почти шесть лет назад здесь же, в Нью-Йорке, Гарри Каспаров трагически проиграл силиконовому монстру «Дип Блю» фирмы IBM, неожиданно оступившись как раз в шестой партии матча. Гигантский суперкомпьютер IBM обладал фантастическим быстродействием, позволявшим оценивать до 200 миллионов позиций в секунду, но значительно уступал современным компьютерам «Дип Фритц» и «Дип Джуниор» в шахматном интеллекте. Во всяком случае, по оценке Владимира Крамника, общая интеллектуальная энергия «Дип Фритц» выше «Дип Блю», несмотря на меньшую скорость счета (всего 3 млн. операций в секунду), благодаря более умной программной начинке машины.

К сожалению, Гарри Кимовичу не удалось в пятой партии добиться белыми перелома в матче, и перед началом шестого поединка было хорошо заметно его волнение, в немалой степени усиленное печальным грузом аналогий.

Тем не менее в решающей партии Гарри не стал удивлять машину дебютными изысками, вернувшись к обычному своему сицилианскому репертуару. Зато очень скоро удивляться пришлось ему самому: агрессивный компьютер неожиданно стал выбирать самые спокойные продолжения, отнюдь не навязывая свою волю. В результате после размена ферзей инициатива оказалась в руках черных, и на 23-м ходу Гарри осмелел до такой степени, что пожертвовал качество. Однако тут же, вспомнив прошлый матч, предложил ничью. Можно не сомневаться, что на решение Каспарова в этот момент оказали давление скорее психологические факторы, чем чисто шахматные. Видимо, те же обстоятельства заставили операторов машины буквально через пять ходов «вспомнить» о предложении Каспарова и самим запросить «пардона». Объективно позиция Гарри к этому моменту выглядела поприятней, и после стабилизирующего центр черных хода 28…f6! с последующим рейдом короля можно было бы надеяться на большее, чем пол-очка. Но, как отметил после партии Каспаров, «я конечно же хотел победить, но более важным в повестке дня было не проиграть... Дело в том, что, когда играешь с человеком, всегда можно исправить свою ошибку. С компьютером же это сделать невозможно».

Итак, исторический матч «человек–машина», впервые проводившийся под эгидой ФИДЕ, не дал перевеса ни одной из сторон. Золотая статуэтка, предназначенная победителю, так и осталась у Кирсана Илюмжинова, отметившего все же, что в результате «выиграли все шахматисты, выиграли шахматы, поскольку миллионы людей имели возможность наблюдать этот матч, а это — главная задача ФИДЕ».

Беспрецедентную акцию предприняли министерство спорта США и американское телевидение, показывавшее по главному спортивному каналу 6-ю партию матча в прямом эфире! Министру спорта США пришлось даже вступать в полемику, защищая шахматы от «специалистов», не признававших древнюю игру как спорт: «Почему вы занимаетесь этим делом, разве шахматы — это спорт?» — вопрошали оппоненты. И министру пришлось доказывать, почему шахматы — это действительно спорт, но только «спорт умных людей, спорт интеллектуалов, в котором происходит соревнование разума». Ему пришлось доказывать, почему шахматы так важны в школе, где они помогают учиться детям, почему они нужны людям, разговаривающим на разных языках, почему язык шахмат помогает сближению народов, способствует укреплению взаимопонимания.

Во время матча демонстрационный зал Атлетического клуба был заполнен до отказа. Оказывается, прагматичные американцы любят не только бейсбол.

«ДИП ДЖУНИОР» — ГАРРИ КАСПАРОВ (РОССИЯ)

Сицилианская защита (6-я партия)

1.e4 c5 2.Kf3 d6 3.d4 cd4 4.Kd4 Kf6 5.Kc3 a6 Гарри возвращается к системе Найдорфа — привычному своему репертуару. 6.Се2. Компьютер выбирает самое сдержанное продолжение. 6…е5. Против людей Каспаров чаще играет 6…е6, но агрессивному компьютеру предлагает более закрытый вариант. 7.Kb3 Ce7 8.0-0 0-0 9.Kph1 Cd7. Создается впечатление, что соперники «пасут» друг друга, не делая резких выпадов и как бы приглашая оппонента к проявлению активности. 10.Ce3 Cc6 11.Cf3.

Приходится защищать центральную пешку, поскольку плохо 11.Kd5 из-за простого 11…Kbd7. 11…Kbd7 12.a4 b6 13.Фd3 Cb7 14.h3!? Все та же миролюбивая программа действий. 14…Лс8 15.Лаd1 h6 16.Лfe1 Фс7 17.g3 Лfd8 18.Kph2 Ле8!? 19.Ле2. Освобождая, наконец, коня, не смевшего пошевелиться из-за угрозы потери пешки с2. 19…Фс4! 20.Фс4 Лс4 21.Kd2 Лс7 22.Cg2 Лес8! Черные могут быть довольны: нерешительность белых позволила им захватить инициативу. 23.Kb3 Лс3! 24.bc3 Ce4. Черные перешли к решительным действиям, пожертвовав качество, и тут же… предложили ничью, не встретив, однако, взаимопонимания у компьютера. Дело в том, что теперь после маневра Се3-Сс1-Са3 у белых появилась игра 25.Cc1 Cg2 26.Kpg2 Лс3 27.Са3 Ке8 28.f4!?

Сделав этот ход, операторы машины «Дип Джуниор» предложили ничью, которая была принята Каспаровым. У белых больше пространства, они чуть активнее, но имеют чуть больше слабостей. 1/2:1/2.