КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшей более десяти изданий за рубежом, но не известной нашему читателю. Сегодня мы на примере отказанного ферзевого гамбита рассказываем о способах поддержания или ослабления напряжения в центре.

ПАРТИЯ № 9

Мотивы обмена ферзей. Давление по открытой линии. Проникновение на 7-ю горизонталь. Взаимодействие между вторгающейся ладьей и слонами.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОШИБКА

В некоторых хорошо известных дебютах имеются варианты, которые почти никогда не встречаются в практике мастеров, но тем не менее выглядят вполне логичными в исполнении любителей. Обычно неопытный оппонент, против которого используется этот вариант, даже не осознает недостатки необычного хода, разрешая своему сопернику делать значительно больше, чем это ему удалось бы против понимающего игрока.

Одним из наиболее распространенных вариантов, играемых любителями определенного уровня, является вариант отказанного ферзевого гамбита: 1.d4 d5 2.с4 е6 3.с5. Любителям этот ход кажется сильным, но стратегически это плохой ход по ряду причин.

Игра, которая здесь рассматривается, является превосходной иллюстрацией трех моментов: во-первых, показывается, как стратегическая ошибка белых может дать черным мощный центр; во-вторых, демонстрируется, как попытки белых поддержать свой плохо стоящий пешечный аванпост пешками приводят к потерям; и, наконец, можно видеть, как игрок, имеющий центр и лишний материал, должен добиваться перевеса, чтобы выиграть быстро.

Отказанный ферзевый гамбит с 3.с5?

1.d4 d5

2.с4 е6. Ферзевый гамбит – очень популярная в турнирной практике система игры, на базе которой мы будем прояснять фундаментальную концепцию шахмат – напряжение в центре.

В начальной стадии игры оба соперника будут стараться развить фигуры и получить влияние на центр. Они могут осуществить это путем перемещения пешек и фигур к центру (централизация). Мы видим, что на этой стадии поле d5 является оспариваемой площадкой, причем белые будут пытаться увеличить напряжение путем 3.Кс3, а черные со своей стороны должны защищать этот пункт путем 3… Кf6. В классическом варианте белые затем продолжают 4.Сg5, косвенно атакуя стержневой пункт – поле d5. Напряжение в центре может быть ослаблено, если произойдет обмен центральных пешек или будет сыграно с4–с5. Следует отметить, что ослабление напряжения облегчает игру оппоненту, и делается это лишь по необходимости или в случае преследования некой особой цели.

3.с53.с5? Типичный ход начинающего, ошибочно полагающего, что продвижение пешки на вражескую территорию препятствует развитию оппонента. Этот ход плох по нескольким причинам:

а) белые ослабили напряжение в центре, что облегчило задачу черных;

б) он усилил влияние черных в центре, поскольку теперь они могут играть …е5, не отдавая пешку, как в контргамбите Альбина (1.d4 d5 2.c4 e5 3.de5…). Наша игра может теперь продолжаться таким образом: 3…е5 4.de5 Cc5. Главный недостаток хода 3.с5 как раз и заключается в том, что он облегчает проведение подрыва …е5;

в) белые не могут поддерживать давление с помощью своей продвинутой пешки, так как они вынуждены будут обменять ее после …b6;

г) белые потеряли время в дебюте, передвигая дважды одну и ту же фигуру, что обычно плохо, если не преследуется некая особая цель. В таких случаях трудно считать темпы, но после 3…b6 4.cb6 ab6 черные выигрывают темп, поскольку их чернопольный слон уже свободен; второй же темп выигрывается благодаря получению открытой линии для ладьи, хотя, конечно, это несколько своеобразный метод расчета.

Одним из способов получения перевеса после 3.с5 является захват центра путем 3…е5. Черные угрожают 4…еd4, и если 5.Фd4 Кс6, белые испытывают трудности с защитой пешки с5.

Если белые играют 4.de5, черные с выгодой забирают пешку с5: 4…Сс5. Поэтому у белых нет лучшего хода, чем 4.е3, на что черные могут ответить 4…Кbd7, и т. д. Черные создали напряжение, и игра белых носит защитный характер. Одним из прямых последствий этой ситуации является то, что на возможный ход Кf3 черные могут ответить …е4, еще более увеличивая пространственный перевес.

Тем не менее черные имеют еще более сильный ответ, чем 3…е5. Они играют:

3…b6. Ход имеет форсированный характер, поскольку создается угроза выигрыша пешки путем 4…bc5, а при самой лучшей игре это обеспечивает черным пешечное превосходство в центре.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Относительно лучшим продолжением для белых (без потери материала) является 4.cb6 ab6, после чего черные получают открытую линию «а» и могут продолжать 5…с5, создавая могучий центр.
Но наш любитель считает, что можно удержать пешку, защищая ее второй раз:
4.b4? Вроде бы естественная попытка в действительности стоит пешки:
4…а5! Это опровержение. Наблюдайте: (а) 5.сb6 Cb4+ 6.Cd2 Cd2+ 7.Kd2 cb6, и черные имеют крепкую позицию плюс пешку; (б) 5.ba5 bc5 также ведет к выигрышу пешки, так как пешку а5 нельзя защитить, например, 6.Сd2 Kc6. (в) 5.а3, и черные также выигрывают пешку путем 5…аb4, поскольку ладья белых не защищена. Если бы белый слон был на b2, 4…а5 не приводил к выигрышу пешки из-за 5.а3, и черные должны были атаковать центр белых путем …е5. Важно заметить, что, помимо позиционного опровержения, у черных имеется еще и тактический путь встречи неудачной попытки поддержать продвинутую пешку b4: 4…bс5 5.bc5 Cc5?! 6.dc5 Фf6, выигрывая ладью. Белые, однако, имеют контригру: 7.Cd2 Фа1 8.Сс3 Фа2 9.Сg7 c неясной игрой.
5.Фа4+. Эта попытка спасти пешку еще больше ухудшает дело.
5…Cd7. Что делать белым? Если 6.b5, то 6…bc5, выигрывая пешку. Или, если 6.Фb3 ab4 и (а) 7.Фb4 bc5 8.dc5 Ка6, также выигрывая пешку, или (б) 7.cb6 c5 (лучше, чем 7…cb6, и черные остаются со сдвоенной изолированной пешкой) 8.dc5 Cc5 с последующим 9…Фb6. Поэтому белые отвечают:
6.Фа3, поддерживая давление по линии «а». Несмотря на то, что черные не могут играть 6…ab4, у них есть превосходный ответ, который принесет им чистый доход в виде, по крайней мере, двух пешек.
6…Кс6. Теперь ладья черных защищена, и они угрожают выиграть пешку и добиться позиционных выгод путем 7…ab4. Что делать белым? 7.cb6 отпадает совсем из-за 7…Cb4+. Если 7.ba5, то 7…Kd4, угрожая 8…Кс2+. Поэтому 8.Фс3 bc5, и черные имеют мощный центр, тогда как сдвоенные пешки белых по линии «а» нельзя считать более чем одной. Поэтому белые играют:
7.е3. Таким образом, белые основательно укрепили один из своих уязвимых пунктов – d4.
7…Kb4. Угрожая выиграть ферзя.

ВОЗМЕЗДИЕ

8. Фс3 bc5. Это позволяет выиграть пешку с5, поскольку ферзь белых не в состоянии ее защитить.
9. dc5 Фf6. Форсирует обмен ферзей, а затем и выигрыш пешки с5, так как угроза …Кс2+ оживает после обмена ферзей.
Меняться или не меняться – вопрос, часто возникающий при игре в шахматы. Решение зависит от относительной активности ферзей. Обычно атакующий стремится избежать обмена, тогда как защищающаяся сторона жаждет обмена для облегчения своей работы по защите, но это не относится к нашей игре.
10. Фf6 (очевидно, что 10. Сb2? было бы ошибкой из-за 10… Фс3+ 11. Сс3 Кс2+).
10… Кf6
диаграмма № 211. Ka3 Cc5 (см. диаграмму № 2).
Какое возмездие! С виду безвредный ход пешкой (3. с5) был наказан самым жестоким образом! Черные имеют две пешки и громадное преимущество в развитии.
12. Cb2 Лb8. Этот ход иллюстрирует использование открытой линии и непрямую атаку на чернопольного слона белых путем 13… Кс2+ или Kd3+.
13. Сf6. Белые сдваивают пешки черных, но в этой позиции сдвоенные пешки не являются серьезной слабостью. Она более чем компенсируется прекрасной открытой линией «g», которую получили черные.
Обмен 13. Cf6 не вынужденный. Белые могли бы сыграть 13. Сd4, после чего черные продолжали бы 13… Сd6, угрожая 14… е5. Если белые будут делать просто развивающий ход типа 13. Kf3, черные увеличат свое преимущество путем 13… Кс2+ 14. Кс2 Лb2 15. 0-0-0 Ла2.
13… gf6
14. Kf3 Лg8
. Давление ладьи черных по открытой линии временно препятствует развитию белопольного слона белых.
15. Kd4. Возможно, белые хотят получить какую-то контригру, атакуя пешку с7 ходом 16. Kdb5. Несколько лучше 15. g3, чтобы иметь возможность развить слона f1 и ладью h1. Правда, 15.g3 создает дыры в позиции, но из двух зол приходится выбирать наименьшее.
диаграмма № 315… е5 (см. диаграмму № 3).
Черные возводят свой мощный пешечный бастион, убедившись, что этот ход не создает в их позиции новых полей, доступных белым. Белые не могут сыграть 16. Kf5, а 16. Kdb5 не многого стоит: 16… Cb5 17. Cb5+Лb5! 18. Kb5 Kc2+ 19. Kpe2 Ka1 20. Лa1 с6!, а затем (а) 21. Кс3 Лg2 или (b) 21. Kc7+Kpd7 22. Ka6 Cd6, ограничивая маневры коня.
16. Kdc2. Что еще можно сделать? Если 16. Kf3 – это отступление с потерей темпа. Если 16. Kb3, то 16… Cd6, угрожая (а) 17… Ка2 с последующим 18… Лb3, выигрывая пешку; (b) 17… а4, заставляя коня снова уходить, а если на 16… Cd6 белые ответят 17. Ка5?, то после 17… Ла8 потеряют целую фигуру!
16… Са4! Атакуя коня второй раз, и белые не могут ответить 17. Кb4 из-за 17… Сb4+ с выигрышем фигуры.
17. Kpd2 Kc2
диаграмма № 418. Kc2 Лb2 (см. диаграмму № 4).
Черные захватили вторую линию, заставляя белых защищать связанного коня.
19. Лс1. Если 19. Cd3, то 19… е4 20. Крс1 ed3 21. Kpb2 dc2 с сильной проходной и решающим материальным перевесом.
19… Cb4+
20. Kpd1.
Нельзя 20. Kpd3? из-за 20… Cb5Х.
20… Ла2. Теперь белые не могут помешать ходу 21… Са3, атакуя ладью и лишая коня необходимой защиты.
21. Cd3. Очевидный ответ, но слон сам не может удержаться на этом поле.
21… е4
22. Се2 Сс3. Белые сдались. Они полностью связаны, а черные продолжают …Кре7, …Лb8 и Л8b2, захватывая всю доску.