КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

В книге пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и типичного любителя шахмат Вальтера Мейдена, выдержавшей уже более десятка изданий за рубежом, но так и не дошедшей до российского читателя, рассказывается, какую пользу может извлечь мастер из характерных ошибок более слабых игроков. Изучив представленные в нашем переводе фрагменты этой книги, вы узнаете:

— какие ошибки любители делают особенно часто;
— как избежать любительских ошибок;
— как использовать любительские ошибки ваших оппонентов;
— как действовать против более опытного игрока.

В книге представлено 25 партий, сыгранных между мастером и любителями разной степени подготовки, причем во введении перечисляются важнейшие моменты, обсуждаемые в ходе игры, и подробно обсуждаются один или два важных аспекта шахмат, служащих примером в игре.

МАКС ЭЙВЕ, ВАЛЬТЕР МЕЙДЕН

ПАРТИЯ № 1

Контроль центра (прямой метод). Угроза. Шахматная «теория». Гибкий центр. Анализ. «Свободная» (незащищенная) фигура. Временная жертва. Нахождение атакующих шансов.

Каким образом мастер идет к победе? Обычно, делая очередной ход, он учитывает свой общий план (стратегический) и особые требования момента (тактика) с учетом характера сложившейся позиции.

Давайте посмотрим, что он делает в этой игре.

(а) К 6-му ходу черных он достигает равновесия благодаря примерно равному контролю центра и одинаковому количеству развитых фигур.

(в) После каждого хода белых он тщательно изучает позицию с целью обнаружения угрозы со стороны противника, затем изучает собственные возможности, а также возможности оппонента после намеченного им хода черных. Этот процесс, известный как тактический анализ, является чрезвычайно важным в шахматах. Он включает не только способность видеть, что произойдет, если будет сделан определенный ход, но и способность оценки позиции.

(с) На каждой новой стадии игры он разрабатывает стратегический план для достижения своей цели.

(d) Он чрезвычайно чувствителен к степени угрозы; именно поэтому он старается сделать такой ход, который позволит ему не только парировать угрозу, но и заставит оппонента подстраиваться под тон собственной угрозы.

(е) Он прекрасно осознает важность удержания инициативы и создания самой перспективной атакующей возможности.

(f) Он может быстро оценить последствия комбинаций с жертвой материала.

ЛЮБИТЕЛЬ — МАСТЕР

ШОТЛАНДСКАЯ ПАРТИЯ

1.e2 — e4. По мере развития шахмат лучшие игроки начали осознавать, что для успешной игры:

(а) фигуры необходимо развивать по возможности быстрее;

(в) для осуществления такого развития линии должны быть открыты;

(с) игрок, который контролирует четыре центральных поля, имеет наибольшие шансы на успех.

В течение многих столетий 1.e2 — e4 был наиболее популярным ходом. Он обеспечивает открытие двух диагоналей, захват центрального поля е4, а также контроль полей d5 и f5. Ходы начинающих типа 1.h2 — h4 или 1.a2 — a4 являются очень плохими, поскольку не достигают ни одной из упомянутых целей.

1…e7 — e5. Первый ход черных хорош по той же причине, что и ход белых.

2. Kg1 — f3. Из множества возможных ходов нет ни одного более эффективного на этой стадии, чем 2.Kf3. Белые развивают важную фигуру на поле, где она обладает наивысшей возможностью контроля. Она оказывает давление на поля d4 и e5. Этот конь также угрожает забрать пешку е5, принуждая черных что-то делать, чтобы парировать угрозу.

Обычно в дебютах с 1.е4 предпочтительней развивать сначала королевского коня, а не слона, в частности, из-за того, что королевский конь может быть сразу установлен на свое естественное поле f3, тогда как белые еще не знают, куда развивать своего слона: на с4 или b5? А частично потому, что в этой конкретной ситуации конь атакует черную пешку, тогда как слон, если он играет на этой стадии, непосредственно никому не угрожает.

УГРОЗА

Обычно ход, угрожающий вражеской фигуре или пешке и заставляющий оппонента принимать защитные меры, является более острым, чем просто развивающий ход.

Ход, который принуждает противника принимать меры для предотвращения потери пешки или фигуры или какой-либо другой неприятности, называется угрозой.

Угроза является самым важным оружием в шахматной игре. Она лимитирует возможности эффективной защиты оппонента. В последующих партиях мы еще и еще раз сможем в этом убедиться. С другой стороны, угроза делает более легким выбор для противника, заставляя выбирать из меньшего количества ходов. Путем угрозы один из соперников «заставляет» своего оппонента делать хороший ход.

2…Kb8 – c6. Превосходный ответ, так как в одно и то же время защищается атакованная пешка и развивается важная фигура на свое естественное поле. Также обеспечивается контроль центра путем давления на поля d4 и е5.

ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Черные могли бы также сыграть:

(а) Защиту Филидора, 2… d7-d6, которая является менее активной, поскольку перекрывается королевский слон черных, но тем не менее — удовлетворительной (как будет показано в партии № 11).

(b) Ответить контратакой 2…Kg8-f6, переходя к защите Петрова (Русская партия).

(с) Начинающие часто играют 2…Cf8-d6?, что очень плохо. Хоть и защищается пешка e5, но блокируется развитие в центре, которое необходимо, если черные собираются играть активно. Если черные играют 2…Cf8-d6, партия могла бы продолжаться следующим образом: 3.Сс4 Kf6 4.Kc3 Kc6 5.0-0 0-0 6.d3, и черные должны потерять ход или темп, играя 6…Се7 или 6…Сс5 для того, чтобы развить пешку d7. Или, если 6…b6 7.Cg5 Cb7 (7…Се7 — более естественно) 8.Kd5 Ce7 (практически вынужденно) 9.Ке7+ Фе7 10.Kh4 Kd4 (10…h6? 11.Kg6!) 11.f4 с сильной атакой.

3.d2 — d4. Это продолжение, известное как вступление к шотландской партии, является попыткой белых добиться большего контроля над четырьмя центральными полями. У белых чуть больше шансов достичь этого, поскольку они ходят первыми.

БОРЬБА ЗА ЦЕНТР

В открытых дебютах имеются два пути обеспечения господства в центре:

(а) прямой метод, как здесь, когда белые сразу занимают центр, заставляя черных действовать.

(в) косвенный способ с ходом типа 3.Cb5, когда белые, оказывая давление на черную фигуру (в данном случае это ферзевый конь) и угрожая съесть ее, также достигают определенной степени контроля центра.

Теория открытых дебютов свидетельствует о том, что обычно прямой метод позволяет черным быстро уравнять игру. Поэтому косвенные способы обычно более популярны в турнирной практике.

В этом положении белые угрожают выиграть пешку путем 4.de5. Черные должны решать: либо брать пешку белых (3…ed4), либо защищать свою ходом 3…d6 или 3…f6. Можно легко продемонстрировать, что попытка защиты пешки приведет черных к некоторым неприятностям. Поэтому единственным ответом, обеспечивающим равновесие, является 3…ed4. Правда, это не развивающий ход и выглядит как потеря времени, но в действительности это не так, поскольку белые также должны потерять время, чтобы забрать пешку черных.

3…ed4.

4.Kd4 Kf6.

Черные развивают своего коня на естественное поле и угрожают 5…Ке4. Продолжается борьба за центр. Белые могли бы теперь ходом 5.Кс3 защитить свою пешку, но вместо этого они играют 5.Кс6.

Почему белые поменяли своего централизованного коня на коня черных? Они намереваются сыграть 6.Сd3, чтобы защитить пешку и поставить своего слона на активную позицию, так как после е4-е5 слон белых будет господствовать на важной диагонали для атаки. Но сразу этого сделать было нельзя из-за потери коня, что и побудило белых к этому размену. Этот ход приведет черных к сдвоению пешек, что является для них небольшим недостатком, но их центр будет укреплен, что является достоинством. Как играть: 5…dc6 или 5…bc6? Если сыграть 5…dc6, то после 6.Фd8+ Kpd8 черные потеряют рокировку, а кроме того, белые получат подвижное пешечное большинство на королевском фланге, которое после разменов обеспечит им проходную пешку. В то же время пешечный перевес черных на ферзевом фланге вряд ли будет иметь какое-либо значение для создания проходной. Именно поэтому черные отвечают:

5…bc6.

Черные теперь имеют связанную сдвоенную пешку, но, в свою очередь, располагают полуоткрытой вертикалью. Кроме того, конструкция позволяет черным усилить свой центр путем d6-d5.

Сейчас белые могут с темпом атаковать путем 6.е5, но, не имея развитых фигур, наверняка окажутся в затруднительном положении. Давайте посмотрим, что случится здесь. После 6.е5 Фе7 7.Фе2 Kd5 белые не имеют чего-либо существенного от продвинутой пешки, поскольку черные могут ликвидировать ее в любое время путем d7-d6. Оба ферзя препятствуют развитию своих слонов, но черный ферзь расположен лучше, поскольку он может сыграть Фb4+. Заметьте, что очень важной частью шахматного анализа является способность точно оценить позиции, возникающие после очередных ходов в анализе. То, что выглядит достоинством для более слабого игрока, может оказаться недостатком для более сильного или наоборот.

Поэтому белые выполняют свой первоначальный замысел и играют:

6.Cd3 d5.

Этот ход обеспечивает черным равенство, то есть обе стороны обладают теперь примерно одинаковым контролем над центром. Тем не менее черные грозят выиграть пешку путем 7…de4, и белым с помощью анализа необходимо принять решение: менять, защищать или продвигать эту пешку. Давайте исследуем различные направления.

(а) 7.ed5 cd5 ведет к равной игре: черные пешки ферзевого фланга не сдвоены, хотя больше не являются связанными. (а7 — с7 — d5); у черных есть центральная пешка, а у белых нет; далее могло бы последовать: 8.0-0 Се7 9.Кс3 0-0 10.Cg5 c6 или Се6.

(b) 7. Kc3 Cb4 8.ed5 ведет к равенству и составляет основное продолжение шотландской партии.

(c) 7.Kd2 Cd6 – хорошо для черных.

(d) 7.e5 является преждевременным, поскольку 7…Kg4 8.Фе2 Сс5 9.0-0 Фh4 10.h3 h5 дает черным сильнейшую атаку. Они уже угрожают 11.Фg3 с неизбежным матом этот внезапный взрыв возник из-за того, что белые потеряли темп, сыграв 7.е5, приведя коня черных в атакующее положение. Кроме того, королевский фланг белых оказался ослаблен разменом главного защитника – королевского коня.

Любитель соображает

Вместо этого любитель выбирает собственный ход, который, однако, не является плохим.

7.Фе2. Угрожая 8.ed5+ и надеясь на ответ 7…Се7 или 7…Се6, после чего сыграть 8.е5 Kg4 9.h3, и у черных нет времени для развития атаки, как в варианте (d).

7…de4. Практически вынужденно из-за угрозы 8.е5. Белые должны теперь исследовать последствия очевидного 8.Се4 Ке4 9.Фе4+.

(а) 9…Фе7 10.Фе7+ Се7, и хотя черные имеют изолированную сдвоенную пешку, два слона и полуоткрытая вертикаль b дают им почти достаточную компенсацию.

(b) 9…Се7 10.Фс6+ Cd7 11.Фf3 0-0 12.0-0 Лb8 – с компенсацией за пожертвованную пешку в виде атакующих возможностей двух слонов и ладьи. Например, Лb6 – Лg6 с последующим Сс6, и у белых трудности.

Столкнувшись с этими перспективами, белые ищут другое направление и играют:

8.Kd2. Белые надеются забрать пешку конем и таким образом увеличить свои возможности для хорошего развития, оставляя черных без компенсации за сдвоенную пешку.

8…Cb4. Но черные лишают их надежды, связывая коня и угрожая сохранить лишнюю пешку. Например, после 9.0-0 Cd2 10.Cd2 0-0 белые не могут вернуть пешку, ибо после 11.Се4? Ке4 12.Фе4 черные заберут слона 12…Фd2.

9.Ce4.

Вынужденно, поскольку 9.с3 будет встречено 9…Фd3. Если черные теперь ответят 9…Ке4, тогда 10.Фе4+ просто даст белым один лишний темп, так как черные должны либо вернуть своего слона на е7, либо сыграть 10…Фе7 11.Фе7+ Се7, и белые должны выиграть лишний темп по сравнению с вариантом (а), рассмотренным после 7…de4. Поэтому:

9…0-0.

Черные уже угрожают

Рокировка мобилизует ладью черных, которая теперь готова занять вертикаль е. Черные уже угрожают 10…Ке4, и т.д. Если белые теперь сыграют 10.Сс6, в результате могут получиться два интересных продолжения:

(а) 10…Лb8, оказывая косвенное давление на пешку белых b2, так что если 11.0-0 Cd2 12.Cd2 и, таким образом, защита пешки b2 будет снята, и черные сразу вернут потерянную пешку.

(b) 10…Cd7 и

(1) 11.Сd7 Фd7 12.0-0 Ле1 13.Фd3 Фd3 14.cd3 Лbd8, и черные возвращают пешку с небольшим перевесом.

(2) 11. Са8 Ле8 12.Cf3

(a) 12…Ле2+? 13.Се2 – нежелательно, ибо белые имеют две ладьи и пешку за ферзя. После 13…Фе7 белые должны играть 14.Kpf1, и у черных нет прямого агрессивного продолжения. Это соображение заставляет черных искать лучший способ выигрыша ферзя, который не может уйти. Хорошие шансы дают черным варианты (b) и (с):

(b) 12…Cg4 13.c3 Ле2+ 14.Кре2 Фе7+ с преимуществом черных.

(с) 12…Сb5 13.Фе8+ (теперь вынужденно) 13…Фе8+ 14.Крd1 Фd7 15.c3 Kg4, что дает хорошие шансы черным.

Поэтому, для того чтобы исключить связку коня, белые играют:

10.с3, что позволяет черным перевести своего слона на превосходную диагональ:

10…Cd6.

Теперь белые временно выигрывают пешку:

11.Сс6 Лb8.

В данной партии белые рокировались на следующем ходу, что вполне объяснимо, поскольку они стремились убрать короля в безопасное место даже ценой потери пешечного преимущества. Так ли это было необходимо?

Неясная игра

Белые могли сыграть 12.Kf3, и тогда черные были бы не в состоянии форсировать возврат пешки. В этом случае было бы чрезвычайно сложно оценить шансы обеих сторон. В анализах иногда можно встретить замечания типа: «Лишняя пешка белых компенсируется большей активностью черных фигур». Что это означает точно? Означает ли это, что после хорошей игры каждой стороны результатом будет уравнение или некоторый перевес черных? Ни то, ни другое. Это просто означает, что об исходе борьбы ничего нельзя сказать. Шансы черных базируются на большей активности их фигур. Возможно, результатом явится решающая атака. Шансы белых – в их лишней пешке, что может привести к лучшему окончанию или позволит вернуть пешку, улучшив позицию. Здесь мы имеет пример реальной «гамбитной игры», в которой интуиция и опыт имеют большее значение, чем знание стратегических правил. Мы даем два возможных продолжения в качестве иллюстрации этих возможностей, не вдаваясь в слишком глубокий анализ.

После 12.Kf3 эта позиция будет по-разному оценена игроками разных стилей и понятий:

(а) 12.Kf3 Лb6 13.Cb5 c6 14.Cc4 Ле8 15.Се3 Kg4 16.0-0 c5 17.Лаd1 Фс7 18.h3 Ke3 19.fe3 Cf4 20.e4 Лg6.

(b) 12.Kf3 Лb6 13.Cb5 Cg4 14.Се3 с5 15.0-0-0 Cf3 (15…Фс7 16.Сс4 Лfb8 17.b3) 16.gf3 Фс7 17.Сс4 Лfb8 18.b3 Kd7.

Оба подхода имеют право на жизнь, но все же неясно, что же предпочтительней: лишняя пешка белых или атакующий потенциал черных. Вернемся, однако, к данной партии.

12.0-0.

Белый слон на с6 является теперь «свободной» фигурой, то есть фигурой, не защищенной другой белой фигурой. Такие фигуры часто являются объектом комбинации, основанной на двойном ударе. В этом положении для возврата пешки черные временно жертвуют фигуру.

12…Ch2+.

Если вместо этого сыграть 12…Лb6 13.Cf3 Ca6, белые могли бы избежать потери качества путем 14.с4.

13.Кph2 Фd6+.

Если бы черные попытались играть на мат путем 13…Кg4+ 14.Kpg1 Фh4, они потерпели бы неудачу из-за 15.Кf3.

14.Kpg1 Фс6.

Чего добились черные? Равное количество пешек, разноцветные слоны с ничейными тенденциями. Однако все же черные располагают атакующими возможностями ввиду отсутствия у белых пешки h2, открытых линий у ладьи b8 и слона с8, тогда как фигуры белых не только недоразвиты, но и не могут быстро войти в игру.

15.Фf3.

Это активный ход, поскольку заставляет ферзя черных действовать. Поверхностный развивающий ход 15.Kf3 явился бы серьезной ошибкой из-за 15…Са6 с потерей качества белыми.

15…Фа6.

Черные владеют инициативой

Черные не хотят менять ферзей, после чего их атака заглохнет. Они поставили ферзя на безопасное поле а6, заодно взяв под прицел ладью белых.

16.Ке4.

Попытка завершить развитие. Интересно, что это единственное полезное поле, на которое может пойти конь белых. Ясно, что нельзя 16.Кb3? из-за 16…Лb3!

16…Ке4 17.Фе4.

Черные меняют коней, чтобы избежать потери темпа и освободить 6-ю горизонталь для атаки.

17…Лb6! 18.b3?.

Типичный любительский ход, целью которого является развитие слона. Лучше было бы сыграть 18.Се3, что приводило бы к потере пешки, но снижало бы атакующие возможности черных.

18…Сb7.

Не тратя времени на выигрыш пешки после 18…Лb3 19.ab3 Фа1, черные с темпом развивают слона, устанавливая основание для атаки.

19.Фf4.

Атакуемая сторона должна пытаться ослабить атаку разменами. После 19.Фс4 белые еще могли бы попытаться «убежать» с потерей пешки: 19…Фс4 20.bc4 Са6, и черные должны играть трудное окончание, хотя и с хорошими шансами на победу.

Например, 19…Фс4 20.bc4 Лg6 21.f3 Ле8 22.Лb1 Ca6 23.Лb4 h5 — для обеспечения эвакуации короля. Черные диктуют ход борьбы. Они угрожают (а) h5-h4-h3; (b) Лс6 с выигрышем пешки; (с) Ле2 с последующим Лgе6. Возможно также после 19.Фс4 — 19…Фа5, продолжая атаку путем 20…Лg6.

После хода в тексте 19.Фf4 черные проводят простую комбинацию, основанную на мобильности ладьи b6 и того факта, что ферзь черных и ладья белых находятся на одной диагонали.

19…Сg2.

Теперь после 20.Крg2 Лg6+ 21.Kph2 Фf1 белые теряют качество и пешку.

20.Ле1 Лg6.

21.с4.

Чтобы перекрыть диагональ, но избежать мата или серьезной потери материала нельзя.

21…Се4+, и белые сдались.

После (а) 22.Kpf1 Cd3+, а если 22.Kph2 Лg2+ 23.Kph3 Фе6+ 24.Kph4 g5+, и т.д.

Эта партия иллюстрирует, что можно сделать, когда одна из сторон практически не имеет фигур на королевском фланге, в то время как другая имеет все фигуры, готовые к работе по открытым линиям.