КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшей более десятка изданий за рубежом, но неизвестной нашему читателю. Сегодня мы на примере итальянской партии рассказываем об особенностях атаки (о «шотландской партии», сыгранной любителем против мастера, см. «Советский спорт» от 16 января 2003 г.).

ПАРТИЯ № 2

Преждевременное развитие ферзя. Атака на рокированного короля с помощью ферзя на g3 и слона на h6. Технология реализации при превосходстве в развитии и пространстве. Выигрывающее упрощение. Опасность встречи атаки с контратакой. Открытые линии. Комбинационные мотивы: игра с темпом, ускоряющая комбинация, промежуточный ход. Игра на вечный шах.

Атака

Атака является одним из самых ярких проявлений активности в шахматной игре. Для некоторых любителей в атаке вся сущность игры в шахматы.

Но шахматы не столь однозначны. Атаки не всегда успешны. Плохо подготовленное нападение может обернуться плохой позицией для атакующего. Решающая атака должна начинаться только тогда, когда шахматист располагает перевесом в некотором отношении и когда его оппонент, следовательно, имеет определенные слабости в позиции. При возникновении такой ситуации имеющий превосходство игрок почти обязан отыскать слабость в позиции оппонента, после чего он должен изучить способ извлечения преимущества из этого. Самой серьезной слабостью является уязвимость королевского фланга, где располагается резиденция монарха. Если королевский фланг противника не защищен или если одна или несколько пешек прикрытия короля покинули исходные позиции, а также если атакующий имеет хорошую мобильность, больше открытых линий, лучше контролирует пространство, он вполне может разрушить пешечную структуру противника на королевском фланге и подавить его сопротивление до подхода резервов для защиты.

С другой стороны, среди любителей полно шахматистов, которые пытаются с первых ходов игры смять своих оппонентов путем прямой атаки с помощью ферзя и слона. Обычно такие атаки базируются на вариациях «детского мата»: 1. e4 e5 2. Cc4 Kc6 3. Фh5 (или Фf3) d6 4. Фf7Х. Однако если защитник встретит атаку надлежащим образом, применяя развивающие ходы, столь резкая атака будет лишь потерей времени.

Если при хорошо проведенной атаке позиция кажется безнадежной, защитник тем не менее всегда должен искать выход. Возможно, он найдет такие варианты, которые не приведут непосредственно к мату. Возможно, с помощью неожиданной жертвы он создаст осложнения, которые опрокинут планы атакующего, основанные на предположении, что защитник будет придерживаться очевидного плана. Возможно, атакующий переоценит свои силы и пожертвует слишком много материала для успешного завершения атаки.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПАРТИЯ

Мастер - Любитель

1. e4 e5

2. Kf3 Kc6

3. Cc4. В партии № 1 белые противопоставили контролю центральных полей черными прямой выпад 3. d4. В данной партии ходом 3. Сс4 белые устанавливают своего слона на поле, откуда позднее они могут угрожать пункту f7, но они не противоборствуют давлению черных на центр. Поэтому 3. Сс4 не столь эффективен, как 3. Cb5, создающий угрозу 4. Сс6 с последующим 5. Ке5 (см. обсуждение 3-го хода белых в партии № 12).

Ответный ход черных 3… d5 в этой позиции возможен, хотя и плох, поскольку приводит к слишком открытой позиции у черных и часто к потере времени после ходов типа 4. ed5 Фd5 5. Kc3. Поэтому:

3… Сс5. Черные отвечают таким же образом, причем это значительно лучше, чем 3… h6 (партия № 10), но менее активно, чем 3… Кf6, когда атакуется центр белых (защита двух коней).

БОРЬБА ЗА ЦЕНТР

4. с3. Белые заявляют о своем намерении построить сильный центр и в то же время выиграть темп путем 5. d4 ed4 6. cd4, заставляя слона черных отступить. Однако если черные сыграют правильно, белые достигнут цели только ценой пешки. Игра обычно продолжается так: 4… Kf6 5. d4 ed4 6. cd4 Cb4+, а более бурный вариант (атака Меллера) возникает после 7. Kc3 Ke4 8. 0-0 Cc3 9. d5 с непредсказуемыми осложнениями.

4… Фf6? Для того чтобы помешать ходу 5. d4, черные усиливают давление на поле d4, которое теперь контролируется четырьмя фигурами. Но ход в тексте отнюдь не мешает белым сыграть 5. d4. Вообще ферзя не следует выводить в начале игры, поскольку он может быть очень легко атакован. Продолжение этой партии покажет, сколь опасно преждевременное развитие ферзя. Черные могли бы сыграть 4… Фе7, чтобы подкрепить пешку е5, удерживая таким образом центр поля 5. d4 Cb6. Но наиболее приемлемым ответом является 4… Kf6, контратакуя (партия № 25).

5. d4. Тем не менее белые играют 5. d4, так как после 5… ed4 они могут продолжать 6. е5 (как фактически и случилось), атакуя ферзя и разрывая позицию черных перед взятием пешки.

5… ed4. Последовательно, но не вынужденно. Относительно лучше было 5… Сb6, что позволяло бы черным сохранить свой центр. Например, 6. 0-0, поскольку ничего не дает белым 6. de5 Ke5. Черный ферзь стоит лучше на е7, чем на f6, по двум причинам: (а) ферзь на f6 занимает обычное положение коня; (b) на f6 он может быть атакован Cg5, что при определенных обстоятельствах может быть очень опасно для черных. После хода в тексте белые могли бы сыграть 6. 0-0, ибо после 6… dc3 7. Kc3 белые имеют очень хорошую компенсацию за пожертвованную пешку благодаря лучшему развитию и угрозе Kd5. Однако возвращение пешки путем 6… d3 считается лучшим ходом, ибо в этом случае белые имеют в центре только пешку е и не имеют пешки d. Но белые выбирают более прямое нападение, делая ход, дающий им подкрепленную пешку на 5-й горизонтали в центре вражеской территории.Диаграмма № 1

6. е5 (См. диаграмму № 1)

Кажется, что черные могут взять пешку е5, но после 6… Ке5 белые выигрывают фигуру путем 7. Фе2 d6 8. cd4. Сейчас черные могли бы ответить 6… Фе7, и белые должны играть 7.cd4, и если 7…Kd4?, то 8.Kd4 Фe5+ 9.Ke2, и черные без фигуры.

ЧЕРНЫЕ УПОРСТВУЮТ

Черные не хотят признать свою ошибку, сыграв 4…Фf6, и вместо 6…Фe7 они играют явно агрессивно:

6…Фg6. Этот ход выглядит хорошим, так как атакуется пешка g2. И было бы естественным поэтому белым бояться 7…Фg2 и рокировать. Но мастер, понимая истинную природу ситуации, укрепляет свой центр путем

7.cd4. Белые не боятся 7…Фg2, ибо после 8.Лg1 Cb4+ 9.Kc3 Фh3 10.Cf7+ черные не могут ответить 10…Kpf7 из-за 11.Kg5+.

Таким образом, белые отыграли пешку с явным преимуществом:

7…Cb4+. Ход в тексте экономит время, ибо если 7…Cb6, то возможно 8.0-0 с последующим 9.d5 с превосходством в центре. Все же сделанный ход позволяет белым ответить с развитием:

8.Kc3…d6. Правильная стратегия — черные должны атаковать выдвинутую вперед пешку, как только представится возможность. После 8…Kge7, например, 9.d5 было бы весьма проблематично, а 8…Фg2 и здесь не годится из-за 9.Лg1.

Сейчас и через ход белые угрожают выиграть слона путем 9.d5 и 10.Фa4+. Правда, черные могут предотвратить это путем 9…Cc3.

9.0-0 Сс3+. Та же позиция получилась после 9…de5 10.d5 Cc3.

10.bc3. Недостатки позиции черных очевидны. Белые имеют лучшее развитие, центр, двух слонов. Кроме того, король черных все еще остается в центре. Тем не менее они могли избежать самого страшного, если бы продолжали:

(а) 10…Cg4 11.ed6 cd6 12.d5 Ke5 13.Ke5 de5 (13…Cd1?) 14.Cb5+, лишая черных рокировки.

(b) 10…Kge7 11.ed6 cd6 12.d5 Kd8 13.Cb5+,

хотя в обоих случаях белые имеют значительное преимущество.

Но черные отвечают:

10…de5? Это открывает игру и дает белым дополнительное преимущество в виде обладания вертикалью «e», и после следующего хода черных позиция должна взорваться.

11.d5. Возможно, черные не рассматривали этот тактический ресурс. Черный конь должен уйти, после чего белые с темпом сыграют Ke5. Большой перевес в развитии и открытый характер позиции в этом случае обещают белым быстрый результат.

ПОПЫТКА КОНТРАТАКИ

11…Ch3? Последняя попытка. Угрожает мат. Дом уже горит, а черные раздувают огонь… Единственную надежду давало 11…Kce7, после чего очень сильно 12.Ke5 Фf5 13.Лe1 Kf6 14.d6 с выигрышем, так как угрожает как 15.Cf7+, так и 15.Kf7.Диаграмма № 2

12.Kh4 (см. диаграмму № 2)

Стандартная реплика в таких позициях: конь защищает и атакует одновременно. Три фигуры черных под боем, и от них требуются неестественные усилия, чтобы избежать материальных потерь.

12…Фe4. Атакуя коня и слона и снова нацеливаясь на поле g2. После анализа ситуации белые находят выигрывающее упрощение. Они заберут две черные фигуры и позволят черным взять две свои, но конечная позиция даст им решающую инициативу. У черных выбора не было.

13.dc6 Фc4. Если 13…Фh4, то 14.gh3 Фc4 15.Фd7+, и в этом случае черный ферзь не защищает поле e7, как в данном варианте. На промежуточное включение 13…Лd8 белые ответят 14.Фa4!

14.gh3 Фh4. Теперь белые имеют подавляющее преимущество благодаря наличию открытых линий и отсутствию убежища у черного короля. Все последующие ходы черных вынужденны.

15.Фd7+ Kpf8

16.Ca3+ Ke7

Диаграмма № 317.cb7 Лe8 (см. диаграмму № 3)

Если 17…Лb8, то 18.Фc8+ с последующим матом.

Ускоряющая комбинация:

18.Фe8+ Kpe8

19.b8Ф+ Kpd7

20.Лad1+. Логически вытекало, что надо сыграть 20.Фh8. Это «промежуточный» ход, то есть форсированное продолжение между логическими ходами последовательности. Промежуточный ход заставляет короля черных пуститься еще дальше в открытое плавание, а белая ладья занимает командную линию «e».

20…Kpe6. Должны ли белые теперь забрать ладью или попытаться дать мат? Их преимущество столь велико, что годится любой путь. Например, после 21.Фc7 f5 22.f4! мат в несколько ходов неизбежен.

Но мастер вместо поисков прямого выигрыша удовлетворяется решением достижения подавляющего материального превосходства. Поэтому он продолжает:

21.Фh8 Фh3. Сейчас черные угрожают вечным шахом путем 22…Фg4+ 23.Kph1 Фf3+ 24.Kpg1 Фg4+, и т.д. Но белые парируют эту угрозу ходом

22.f2-f3. Черные сдались.

У черных нет оснований продолжать борьбу без двух ладей.