ВЕЛОСПОРТ
ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ

 «Вуэльта» вышла на финишную неделю. Сегодня на гонке второй, и последний, день отдыха – а там и до Мадрида недалеко. Где, как все мы надеемся, первым окажется российский велогонщик.

ОРГАНИЗАТОРЫ ПЕРЕУСЕРДСТВОВАЛИ

По сути дела, лидерам осталось преодолеть лишь два серьезных испытания: пятничный этап с двукратным преодолением Альто де Абантос (пытка изощренная, надобно сказать – именно из-за своей двукратности) и 20-километровую «разделку».

Использовать любимый нашим братом журналистом штамп и назвать это «мощным финальным аккордом» как-то не очень получается. В Пиренеях и у их подножия мы наблюдали редкостное по красоте противостояние звезд, мы видели открытые поединки, стали свидетелями бенефиса Меньшова, возмужания Ефимкина, отметили множество примеров надежности и преданности команде Карпеца. Но это было неделю назад – и теперь видится неким канонизированным достоянием истории. За последние пять дней утекло на удивление много воды (в том числе и в буквальном смысле слова), и вряд ли «Тур Испании» поднимется на еще один такой пик (на сей раз – в смысле фигуральном).

В попытках соригинальничать, выстроить необычную композицию гонки организаторы явно переусердствовали. Все опасения, которые высказывались еще на декабрьской презентации, в общем-то подтвердились. Те из фаворитов, кто привык втягиваться в гонку по классической схеме «Тура» и «Джиро» — то есть приезжать не на абсолютном максимуме формы, чтобы «вкатиться» на первой неделе, а потом наилучшим образом выглядеть в решающих горных боях (которые, как правило, не разворачиваются раньше 10-го этапа), оказались не у дел.

Главные, достойные эпоса сражения гремели как раз в первые десять дней – и, как ни странно, это очень многих, хоть они и внимательно изучали роудбук заранее, застало врасплох. Потери Марчанте, Бельтрана, Шаванеля оказались слишком тяжелыми, чтобы восполнить их на частоколе заповедных «холмиков» третьей категории, как, например, на 14-м этапе.

РАЗВЕРЗЛИСЬ ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ

Во вторую неделю испанской супермногодневки напряжение явно не шло по нарастающей (к чему всегда стремятся сценаристы трехнедельных состязаний). Эти дни, проведенные на равнинах и плоскогорьях Ла-Манчи, Валенсийского сообщества и Мурсии, не стану отрицать, прошли в борьбе – но не за лидерство, чаще всего это была общая борьба за выживание.

В засушливой Мурсии внезапно разверзлись хляби небесные – радости местных аграриев не было предела, ужас гонщиков был настолько же беспредельным. Вся грязь – масло, микрочастицы автомобильной резины, другие отходы «транспортной жизнедеятельности», которые накапливались месяцами под палящим солнцем, превратили мокрое шоссе в трассу для ледового спидвея.

С гор бежали коричневые от глины ручьи, гонщики показывали чудеса велосипедной акробатики – не все одинаково удачно. Завалов на нынешней гонке явный перебор, да и в принципе на гран-туры этого сезона обрушилась прямо-таки эпидемия травматизма.

На всех равнинных и «псевдоравнинных» этапах события развивались исключительно по двум сюжетным схемам. Начало обеих абсолютно одинаково – почти с самого старта уезжает отрыв. А потом два варианта. Пока спринтеры были свежи, их оруженосцы беглецов издевательским образом догоняли (на «Вуэльте-2007» за 12, потом за восемь и, наконец, за шесть километров до финиша).

Групповые броски на финишную черту были чертовски красивы, публика в городах, принимавших финалы этапов, насладилась шоу с участием всех звезд: дважды подряд блеснул выходящий из кризиса Петакки, три раза сорвал овации Оскар Фрейре, отметились Беттини, Беннати и даже нестареющий Цабель. Для полноты списка не хватило Бонена. Тому если не везет, то до конца: последствия падения в Сарагосе заставили сойти через несколько дней несолоно хлебавши.

Ну а ближе к Андалусии спринтеры подустали, отрывы стали доезжать, и заработал второй вариант: списки победителей этапов начали пополнять люди вроде Джейсона Маккартни, которым подобный шанс представляется однажды в карьере.

ПОЧТИ БЕЗ СЮРПРИЗОВ

Велосипедные гурманы капризничали. Они хотели сюрпризов и переворотов в генеральной классификации. Например, когда одна из команд ловит боковой ветер, устраивает во главе группы бешеную «вертушку» и разваливает пелотон в мелкие клочья на, казалось бы, элементарном по рельефу этапе, не предвещающем никаких проблем. Но на сей раз такая попытка была всего одна: «Касс д’Эпань» во главе с Владимиром Карпецом постаралась облегчить жизнь вице-лидеру общего зачета Владимиру Ефимкину, отрезав его ближайших преследователей. Преследователи активно возражали – революции не произошло.

Тем временем «Рабобанк», не раз (и по делу) критиковавшийся за неумение как следует защищать лидера, временами напоминает «Дискавери» армстронговской эпохи. На равнине, по крайней мере, на Дениса Меньшова не упала ни одна лишняя пылинка, и оранжевый экспресс катал на себе группу изо дня в день. Ну а в горах хозяин золотой майки с главными соперниками разбирается самостоятельно.

Еще одну неделю выстояли. Это по-прежнему наша «Вуэльта». Осталось совсем немного, чтобы утвердить это в Мадриде.

ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ

Супермногодневка категории «Про тур» (21 этап)

13-й этап. Эллин – Торре-Пачеко (176.4 км).
1.Клиер (Германия, Т-Мобайл) – 4:01.52. 2. Стамснейдер (Голландия, Герольштайнер) – отставание - 0.01. 3. Руа (Франсис де Жу, Франция) – 0.24…11. Эванс (Австралия, Предиктор-Лотто) – 4.03. 12. Меньшов (Россия, Рабобанк)…23. Карпец (Россия, Касс д’Эпань)…29. Састре (Испания, Си-Эс-Си)…60. Ефимкин (Россия, Касс д’Эпань) – у всех то же отставание…89. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – 5.02.
14-й этап. Пуэрто-Лумбререс – Вильякорильо (207 км).
1.Маккартни (США, Дисаквери Ченнэл) – 5:21.21. 2. Левквист (Швеция, Франсис де Жу) – отставание - 0.28. 3. Штефан Шумахер (Германия, Герольштайнер) – 0.50…16. Эванс – 10.05…19. Меньшов…23. Ефимкин…27. Састре…32. Карпец80. Бочаров – у всех то же отставание.
15-й этап. Вильякорильо – Гранада (201.4 км).
1.Санчес (Испания, Эускалтель-Эускади) – 4:45.59. 2. Бельтран (Франция, Ликвигаз) – время победителя. 3. Барредо (Испания, Квикстеп) – отставание – 0.24…7. Ефимкин – 0.41. 8. Эванс. 9. Меньшов…11. Састре – у всех то же отставание. 16. Карпец1.0935. Бочаров 4.32.
Генеральная классификация. 1. Меньшов
– 62:32.27. 2. Ефимкин отставание – 2.01. 3. Эванс – 2.27. 4. Састре – 3.02. 5. Санчес – 4.01…8. Карпец6.1727. Бочаров23.02.