СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Четвертого июля, впервые после почти десятилетнего перерыва, на старт легендарной супермногодневки «Тур де Франс» выйдет российская команда «Катюша». На последней репетиции к Гранд-туру – «Туре Швейцарии» побывал корреспондент «Советского спорта». О том, что происходило четыре последних дня в команде и вокруг нее, – этот рассказ.

Судьба генеральной классификации «Тура Швейцарии» была известна… в день моего прибытия на гонку. В том, что олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира в разделке Фабиан Канчеллара вернет швейцарцам титул в национальной многодневке, не сомневался никто. Ни лидировавший до последнего дня в общем зачете словенец Тедей Вальявец, ни прошлогодний победитель – чех Роман Кройцигер, ни команда «Катюша», приехавшая с королем «Тур де Свисс-2007» (именно так, на французский манер, называют ее во всем мире) – Владимиром Карпецом.

– В этом году организаторы все сделали, чтобы выиграл Канчеллара, – встретил меня категоричным заявлением спортивный директор команды Дмитрий Конышев. – На горных этапах ему не дадут отстать его коллеги по «Саксо Банк», а в разделке он у кого угодно выиграет минуту – даже если два раза упадет.

– На что же рассчитывает «Катюша»?

– Постараемся что-нибудь сделать на отдельных этапах. Вова (Карпец. – Прим. ред.) в общем зачете может за тройку побороться. Рвать здесь всех – такой задачи не ставилось. Давно замечено – кто здорово едет в Швейцарии, тот потом бледно выглядит на «Туре». Карпец в 2007-м выиграл здесь, а во Франции его не было заметно. Мы тут «пристреливаемся»…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

ВОСЕМЬ НА ВОСЕМЬ

На равнинном финише в Бад Зюрцах, что на самой границе с Германией, победу праздновал британец Марк Кавендиш. Ваш корреспондент, проведший этот день в дороге, застал лишь самый конец гонки, за которым наблюдал в компании доктора команды Андрея Михайлова и механика-водителя Клаудио Лукини, знакомого еще по прежнему российскому проекту – «Тинькофф». Из той команды в «Катюшу» перебрались значительная часть техперсонала и большая часть гонщиков. Даже «рабочий» язык прежний – итальянский. В российской команде русский язык на правах… факультативного.

– Нечему удивляться, – проведший почти всю спортивную карьеру в Италии Конышев показывает мне международный календарь. – Итальянцы наравне с испанцами всегда составляют значительную часть пелотона. Велоспорт в этой стране – целая индустрия, и половина технических спонсоров, партнеров тоже из Италии. К тому же российские велосипедисты перебираются на местожительство ближе к месту стартов. Да и механиков с массажистами проще и дешевле набрать в той же Италии, где многие бывшие велосипедисты спят и видят себя в какой-нибудь приличного уровня команде – размер оплаты их интересует едва ли не в десятую очередь. Вот врач наш в Бельгии живет.

– А сколько нужно технического персонала, чтобы команда нормально работала во время гонки?

– Восемь гонщиков – восемь человек обслуги. Соотношение, проверенное десятилетиями. Два механика, доктор, два спортивных директора и три массажиста…

– Три массажиста на восемь человек? В большинстве других видов спорта команда двумя прекрасно обходится…

– Взять меньше – нарушение рабочего ритма. На гонках время расписано по минутам. На массаж гонщик должен ходить ежедневно между окончанием гонки и ужином. Механики обязаны с подъема ехать на финиш, успеть заскочить в новую гостиницу, разнести вещи гонщикам по номерам. Потом они будут до10–11 вечера приводить в порядок велосипеды, а в восемь утра уже снаряжать технички… Массажисты попутно готовят питание, которое получат спортсмены во время гонки, упаковывают его по индивидуальным сумкам-мюзеттам… И еще во время гонки отвечают за то, чтобы каждая из мюзетт попала по назначению.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

«МАМА, Я ХОЧУ ДОМОЙ!»

Многие из читателей увлеченно крутили в детстве педали и, возможно, мечтали «попробовать ногу» в профессиональных гонках.

Ваш корреспондент грезил велогонками всю жизнь. С малых лет, пропуская через детское сознание каждую из увиденных гонок – Олимпийские игры или велогонку Мира. Мечта сбылась через 30 лет. Все эти годы я готовился. До сих пор помню, как в детстве разъезжал на изделиях харьковского велосипедного завода – тяжелых и неуклюжих, по меркам настоящих гонщиков, моделях типа «Турист» или «Спорт-шоссе». За 30 лет я сменил несколько вполне современных гоночных велосипедов, побывал (в качестве журналиста) на нескольких чемпионатах мира и Олимпийских играх…

Принимая приглашение «Катюши» на «Тур Швейцарии», я решил – сейчас или никогда. Проехать однажды гонку, если не в пелотоне… Ну хотя бы заключительные 15–20 километров…

– Какие проблемы? – пожимает плечами Конышев. – Только в субботу ехать не советую. Там на финише такой подъем, что заключительные 10 км можно проехать медленнее, чем пешком пройти. А вот в пятницу – ради бога. Пойдем, выберем тебе велосипед.

На крышах двух снаряжающихся на гонку техничек громоздятся 14 велосипедов – по семь штук на каждой. Ближе к краям – машины лидеров команды: Владимира Карпеца, Сергея Иванова, Филиппо Поцатто…

– Велосипеды ведущих гонщиков должны быть расположены так, чтобы в случае чего ребята могли моментально пересесть на запасной… Вон на «Джиро» Денис Меньшов упал на заключительной разделке, а уже через 20 секунд на запасном велосипеде набрал прежний ход. Но мы тебя на другой велосипед посадим, – успокаивает Конышев.

Из гущи колес и рам извлекается запасная машина Луки Маззанти.

– Годится? Седло, если что, можно немного поднять…

С Маззанти мы оказались, по счастью, почти сходных пропорций.

Финиш седьмого этапа пугал воображение – 25 километров почти непрерывного подъема от городка Орбе до горного Юрапарка.

– Лукини с доктором посадят тебя на велосипед за два с небольшим часа до финиша пелотона, – инструктирует Конышев. – Спокойно заедешь в гору, найдешь на финише командный автобус и дождешься нас. Если что – звони.

Доктор Михайлов измеряет мне пульс, дает в дорогу два бачка воды (один с чистой, другой с соляным раствором), я распихиваю по карманам выданной мне веломайки три энергетических батончика. На дорогу доктор заставляет выпить два наперстка крепчайшего кофе – «для поддержания гаснущих сил» (любимая поговорка Михайлова).

Двойной «эспрессо» от Михайлова оживил бы и мертвого – первые пять километров я бодро кручу тяжелую передачу, не поднимаясь из седла. Так продолжается до надувной арки, где швейцарское семейство приветствует меня.

– Ал-ле, «Катюша»!

Улыбаясь, я привстаю на педалях и… тут же снова опускаюсь в седло, лихорадочно ослабляя передачу. Именно в этом месте начинается один из самых крутых (до 11 градусов) участков. Через три минуты подъема от напряжения мои зубы скрипят, я с трудом выкручиваю самую слабенькую из возможных передачку, ловя сочувствующие взгляды публики. За 15 минут, что я почти не сажусь в седло, мы с велосипедом проделали… два с небольшим километра пути. Боже, неужели впереди еще 16? Я же их не то, что не доеду – не дойду!

На мое счастье горка кончилась, дорога становится пологой, а потом уходит на спуск. Странно, в карте этого спуска обозначено не было. Я правильно еду? Правильно, очередной указатель безмолвно рапортует: до финиша 14 км. В лицо – сильнейший встречный ветер. На ровной дороге ослабляю передачу. Небольшой отдых мне дарит… стадо коров, которое пастух гонит с пастбища в хлев, чтобы рогатые не помешали гонке. Во время передышки жадно поглощаю «энергозапасы» Михайлова. Вновь я бодр и весел, и ветер как-то стих. Зато с неба закапал противный дождик. Дорога снова вверх. Однако уклон не запредельный, а километров до финиша все меньше.

Болтавшаяся на шее аккредитация – отличный пропуск на «блок-постах»: журналист, проверяющий на собственной шкуре муки гонщиков, – привычное дело для велосипедной Европы.

За пять километров до Юрапарка меня обгоняет рекламный караван – кавалькада автомобилей, раздающая болельщикам рекламную продукцию спонсоров…

Я встаю на педали и… ноги наливаются свинцом. Это, похоже, конец. Пять минут мучений в седле, по темечку колотит мыслишка: «Мама, я хочу домой!». От соблазна бросить железного коня в пропасть и пройти пешком три километра до финиша удерживают два момента: чужой велосипед и надпись на груди веломайки: «Российский глобальный велосипедный проект». Нельзя с таким девизом смалодушничать на публике…

…Она, публика, на финише отнеслась ко мне… никак. Все внимание толпы на телеэкран: там караван профи как раз въезжает в Орбе – место, откуда начался мой «путь на Голгофу».

И только итальянский механик, которому я сдал свое «пыточное орудие», улыбается, оглядывая велосипед (почти не испачкал), и делает фото на память.

– Нормально, рогацци, пошли гонку смотреть.

Посмотреть это стоило: чех Кройцигер встал на педали и с резвостью зайца рванул вперед. Произошло это в том месте трассы, где я в последний раз вспомнил о маме.

– Там удачное место для атаки, – пояснит мне Конышев. – Уклон горы под 12 градусов – вполне можно убежать.

Или, для «чайников», – отползти.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

«БРУТТАЛЬНЫЙ» СТАРТ

На следующий день наблюдаю за геройством профессионалов.

– Паша атакует, – разглядывает из технички Конышев, и в тот же миг ему вторит «радио-тур».

– «Катюша», Брутт…

Мне вспоминается фраза, произнесенная воспитанником питерской велосипедной школы накануне за ужином.

– Надо завтра «побруттальнее» стартануть.

– Паша, спокойнее, вы уезжаете, – сообщает Конышев по рации гонщику, увидев, как на очередном изгибе дороги его подопечный отрывается от «сонного» (позади ведь лишь 20 из 182 километров дистанции) пелотона в компании еще трех друзей-соперников.

– Давай, пересаживайся в машину к Маини (второй спортивный директор «Катюши» на данной гонке), – командует мне спортивный директор. – Отсюда ты вряд ли чего увидишь, а так хоть в отрыве проедешь.

Орландо Маини нагоняет нашу техничку, я перескакиваю в нее на ходу, итальянец дает по газам. Наша машина летит под 120 километров, но и догоняет побег лишь через 10 минут. В этом месте дорога бесконечно долго идет под спуск и скорость велосипедистов сама доходит до 80 км/ч.

Маини с первых же километров «работы с лидером» (вместе с нами побег догнали технички еще трех команд) начинает отодвигать Павла в хвост.

– Наработается сейчас больше всех – на финише будет никакой. Знаешь, как он год назад этап на «Джиро» выиграл? Дима (Конышев. – Прим. ред.) ехал за ним и без конца подзывал к машине, чтобы тот для попутчиков «воздух не резал». Только так силы ему и сберег. Не умеет Павел ехать последним колесом – так его и тянет за других поработать. Что с этим делать – ума не приложу…

– Павел, Павел – возьми воду! – переходит Маини на итальянский.

Брутт «опускается» к техничке.

– Аква? Энергетик?

– Аква, – берет гонщик бачок с чистой водой и снова уезжает вперед.

На питательном пункте берем сумку Брутта. За лидером, в отличие от тех, кто находится в пелотоне, мюзетту везет техничка. Это еще более облегчает работу в побеге. Впрочем, соперничать с коллективной работой велокаравана практически невозможно.

Максимум, на что рассчитывает Брутт, – выиграть спринтерский промежуточный финиш у самого подножия горы, которой меня днем ранее пугал Конышев. Оттого из собранных для него продуктов он берет лишь быстроусвояемые – булочки с джемом и постной ветчиной, бананы. Энергетические гели так и доезжают с нами в техничке до самого финиша. Ну а то, что Павел успел съесть, помогло – спринтерскую премию он выигрывает.

Останавливаем машину и ждем, пока промчится набравший ход пелотон (от некогда шестиминутного преимущества уже ничего не осталось). Информацию с последних 30 километров получаем, ориентируясь на реплики, адресуемые Конышевым Карпецу.

– Вова, тяжелыми будут первые два-три километра. Дальше пойдет полегче…

– Вова, не лезь вперед, за тобой два «хайроадовца» (гонщика «Коламбии». – Прим. ред.) сидят. Пропусти их и атакуй за три километра с их колеса.

– Вова, потерпи-потерпи! Молодчинка! Терпи Вова – 500 метров осталось! Алле-алле!!!

Несмотря на все усилия, Карпец финиширует девятым.

– Некому у нас до сих пор Вове в горах помогать, – сетует мне Конышев вечером в отеле. – Там, где другие команды едут втроем-вчетвером, – Вова один. На «Туре» в этом году ему в горах рассчитывать не на кого. Хотя в десятке-шестерке в генеральной классификации Карпец вполне может быть. Для первого года это будет просто отлично.

СТАТИСТИКА

ТУР ШВЕЙЦАРИИ

Многодневная гонка категории «Про Тур» (9 этапов)

6-й этап

Оберрие – Бад Зюрцах (177 км). 1. Кавендиш (Великобритания, Коламбия) – 4:18.26. 2. Фрейре (Испания, Рабобанк). 3. Гавацци (Италия, Лямпре). 4. Хушовд (Норвегия, Сервело)… 16. Кледен (Германия, Астана)… 30. Вальявец (Словения, АГ2Р). 31. Кройцигер (Чехия, Ликвигаз). 32. Карпец (Россия, Катюша). 33. Канчеллара (Швейцария, Саксо Банк)… 39. Иванов (Россия, Катюша)… 45. Цаугг (Швейцария, Ликвигаз)… 66. Брутт… 85. Климов (оба – Россия, Катюша)… 88. А. Ефимкин (Россия, АГ2Р)… 94. Еськов (Россия, Катюша) – у всех время победителя… 133. Козончук (Россия, Рабобанк) – отставание 0.59

7-й этап

Бад Зюрцах – Валлобре Юрапарк (204 км). 1. Кирхен (Люксембург, Коламбия) – 4:56.41. 2. Кройцигер – отставание 0.02. 3. Велитс (Словакия, Мильрам) – 0.07. 4. Цаугг. 5. Кьяпеччи (Италия, Фуджи-Серветто). 6. Канчеллара… 8. Карпец… 13. Кледен… 14. Вальявец – у всех то же время… 47. Козончук – 1.27… 51. Иванов – 1.45… 83. Ефимкин – 5.11. 84. Еськов – то же время… 105. Климов – 7.39… 107. Брутт – то же время

8-й этап

Ле Сентье – Гран-Монтана (182 км). 1. Мартин (Германия, Коламбия) – 4:12.31. 2. Кунего (Италия, Лямпре) – то же время. 3. Канчеллара – отставание 0.02. 4. Вальявец. 5. Кирхен. 6. Таарумяэ (Эстония, Кофидис). 7. Кледен. 8. Кройцигер. 9. Карпец – у всех то же время… 58. Еськов – 6.14… 60. Козончук – то же время… 67. Ефимкин – 7.36… 69. Брутт – 10.30… 122. Климов – 21.57… 132. Иванов – то же время

9-й этап

Берн (гонка с раздельным стартом на 38,5 км).

1. Канчеллара – 45.59. 2. Мартин – 1.27. 3. Деккер (Голландия, Сайленс Лотто) – 1.42. 4. Буркхардт (Германия, Коламбия) – 1.43. 5. Шаванель (Франция, Квик Степ) – 1.48. 6. Мейер (Австрия, Слипстрим) – 1.50. 7. Кройцигер – 2.00… 9. Кледен – 2.09… 11. Карпец – 2.21… 14. Кунего – 2.33… 27. Кирхен – 3.01… 44. Еськов – 3.32… 58. Ефимкин – 3.48. 59. Вальявец – 3.49… 70. Брутт – 4.0984. Козончук – 4.36102. Иванов – 5.21116. Климов – 5.53

ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (ИТОГ)

1. Канчеллара – 33:05.51. 2. Мартин – 2.02. 3. Кройцигер – 2.24. 4. Кледен – 2.50. 5. Карпец – 3.18. 6. Кунего – 3.23. 7. Вальявец – 3.45… 9. Кирхен – 4.04… 51. Ефимкин – 23.1065. Козончук – 30.3372. Брутт – 34.5375. Еськов – 40.2983. Иванов – 48.35124. Климов – 1:23.13.

СОСТАВ «КАТЮШИ» НА «ТУР ДЕ ФРАНС»

Владимир Карпец, Александр Бочаров, Николай Трусов, Сергей Иванов, Михаил Игнатьев (все – Россия), Филиппо Поцатто, Данило Наполитано (оба – Италия), Хуан Воррак Рипполь (Испания), Стиан Ванденберг (Бельгия)

Связанные материалы: