СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ КОНСТАНТИН БОЙЦОВ ПЕРЕДАЕТ С «ТУР ДЕ ФРАНС»

199 километров из дождливого Кольмара всолнечный Безансон гонщик «Катюши» Сергей Иванов проехал так, как умеет только он. Отчаянная погоня за уходящим «поездом», работа до судорог в ногах на сменах и неотразимая атака в момент, когда сил больше нет – все вместила в себя эта субботняя гонка, которую выиграл россиянин.

ДЮЖИНА В ОТРЫВЕ

Первые из будущей группы отрыва стали уезжать уже на 14-м километре. Сперва никто в пелотоне даже внимания не обратил – кто первым затеял атаку. Ведь к этому времени попыток отъехать было предпринято уже множество – почему эта должна стать успешной?

Но вот их пятеро, вот переложились к ним еще трое, вот уже одиннадцать гонщиков активно увеличивают просвет между собой и пелотоном. Контролирующие ситуацию в караване «Астана» и «Коламбия», оценив состав побега, махнули рукой – пусть себе едут. Американец Джордж Хинкепи да француз Кристоф Ле Мевель – вот и все, кто сегодня гипотетически способен навести шороху в генеральной классификации. Хинкепи для этого нужно финишировать на 5.25 раньше пелотона. Что ж, пусть попробует – впереди еще 185 км.

Иванов рванул вслед «уходящему поезду», когда спины беглецов стали уже теряться вдали.

— Когда отрыв собрался вместе и начал работать на отъезд, я понял – эта группа будет жить долго, возможно, даже финиш разыграет. И я пустился в погоню. Боже мой, как я долго их догонял! Минут пять или семь мы словно повисли метрах в 40–50 друг от друга и – ни дальше ни ближе… Но они-то ехали при этом группой, сменяясь, а я – один. В какой-то момент я был близок к тому, чтобы оставить попытки и вернуться в пелотон. Но тут ветер сменился, и я из последних сил достал их.

Иванов зацепился за отрыв 12-м.

«СЕРГЕЮ НАДО РВАТЬ НА ПРЯМОЙ»

Разрыв с пелотоном к этому времени уже составляет полторы минуты, и комиссар гонки начинает методично вызывать вперед «технички» команд-участниц побега.

— Ко-фи-дис! Лямпре! Миль-рам! Кать-юша… — слышит по радио-тур Дмитрий Конышев (спортивный директор «Катюши». – Прим. ред.) и гонит свою машину вперед – к группе лидеров. Туда, где переводит дыхание старый друг. При этом Конышев отлично понимает, что раз уехал Серега – значит, победа реальна как никогда.

Разрыв увеличивается. На питательном пункте (87-й километр) пелотон отстает уже на пять с половиной минут. Гонка перевалила за экватор, и отсчет километров пошел уже в другую сторону.

90 километров до финиша – отставание пелотона 6.10; 70 – 7.55; 50 – 8.16…

— Сегодня победит кто-то из уехавших, — в голосе Конышева азарт и тревога. Серега имеет отличный шанс, но кто сказал, что шансы его попутчиков: Хинкепи, итальянца Даниэле Беннати, немца Герарда Чолека или ирландца Николаса Роша (сына победителя «Большой петли-1987» Стефана Роша) – намного ниже?

За 40 километров до финиша пелотон включается в работу. Обладатель желтой майки Риналдо Ночентини понимает – еще день-другой и он потеряет лидерство. Но почему это должно произойти именно сегодня? Его команда АГ2Р выходит вперед, и скорость каравана резко возрастает. Наработавшиеся беглецы прикидывают, кому и в какой момент удобнее атаковать. На 12 победа не делится никак, и группа начинает сбоить.

— Сергею надо рвать на прямой. Собраться и отработать мощный кусок километров в пять, — эмоционально выпаливает Конышев.

О ПОБЕДЕ ПОДУМАЛ ЗА 500 МЕТРОВ ДО ФИНИША

До финиша 20 километров. Отрыв… Да кого сейчас интересует – далеко ли там пелотон? Даже Хинкепи, предложи ему сейчас кто-нибудь на выбор – победить на этом этапе или надеть желтую майку, не колеблясь, выбрал бы первое. И так все 12.

Иванов в последний раз подъезжает к «техничке» и берет бачок с водой. На небе к этому моменту ни облачка. Солнце, сухой асфальт, и зрители оживают вместе с природой.

— Я сказал ему, чтобы атаковал по самочувствию и не гонялся за всеми рывками. Да что Серегу учить – он сам все знает, — рассказал потом Конышев.

– Все сильно устали. Ноги забились молочной кислотой, и сил оставалось на одну атаку, — рассказывал уже сам Иванов после гонки. – Я понимал, что у меня в обойме есть единственный патрон, которым ни в коем случае нельзя промахнуться.

Думаю, что примерно в таком же духе рассуждали его соперники. За 12 километров до финиша начались методичные попытки уехать «на победу».

Рывок совершает голландец Маркус Маакстан – Иванов садится ему на колесо.

Ле Мевель и Хинкепи атакуют вместе – их останавливает встречный порыв ветра.

Рош поднимается из седла, но юный ирландец пока не способен к длинным рывкам.

Группа собирается на какой-то миг вместе, и камера с вертолета дает красивый план извивающейся змейки гонщиков, прижавшихся к левой стороне шоссе.

И в этот момент из группы вылетает гонщик в майке цвета российского триколора. Под аркой «10 км» до финиша он проносится с такой скоростью, словно только что принял старт.

— Я не выбирал момента, атаковал по самочувствию. Понимал, что рвать надо на равнине: не в подъеме, не на самом финише, а на прямой. Атаковал бы и раньше, но встречный ветер мешал. Как только он изменился, я тут же выдал все, что у меня было.

Рош, Ле Мевель, Хинкепи… группа пытается еще собраться и организовать погоню, но сил нет уже ни у кого. Просвет достигает 17 секунд. 22… До финиша шесть километров. Двое отчаянных (голландец Тиммер и новозеландец Роулстон) пробуют организовать совместную работу, но они уже потеряли Иванова из виду. Он уехал. Уехал так же, как весной на классической «Амстел голд рейс», как в июне на чемпионате России, как в 2001 году к своей первой и пока единственной победе на «Тур де Франс»…

— Я плохо представлял себе, где соперники и кто меня догоняет. В рации слышал только голос Конышева: «Молодец, Серега! Давай! Потерпи! Уходишь!..». Я понимал, что силы еще остались и до финиша их должно хватить. Финиш начинает тянуть к себе магнитом — крутить педали стало вдруг легче. За 500 метров я оглянулся и понял, что меня не догонят.

Усталость прибивает сразу после финиша. Сергей слезает с велосипеда и опускается прямо на асфальт. Командный автобус всего в 300 метрах, но идти нет сил.

Так он и сидит минуты две – уткнувшись головой в колени. Поздравления, улыбки, звонки родным – все это потом, а сейчас у Сергея просто нет сил. Он сделал свое дело. Он победил.

СТАТИСТИКА

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка (21 этап)

14-й этап. Кольмар – Безансон (199км). 1. Иванов (Россия, Катюша) – 4:37.46. 2. Рош (Ирландия, АГ2Р) – отставание 0.16. 3. Роулстон (Новая Зеландия, Сервело). 4. Мааскант (Голландия, Гармин-Слипстрим). 5. Минар (Франция, Кофидис). 6. Риги (Италия, Лямпре). 7. Ля Мевель (Франция, Франсез де Же). 8. Хинкепи (США, Коламбия) – у всех то же время… 13. Хушовд (Норвегия, Сервело) – 5.36… 25. Трусов (Россия, Катюша)… 30. Э. Шлек. 31. Ф. Шлек (оба – Люксембург, Саксо Банк)… 35. Эванс (Австралия, Сайленс-Лотто)… 37. Контадор (Испания, Астана)… 45. Ночентини (Италия, АГ2Р)… 48. Кледен (Германия, Астана). 49. Армстронг (США, Астана)… 51. Карпец (Россия, Катюша)… 60. Меньшов (Россия, Рабобанк)… 69. Бочаров (Россия, Катюша). 70. Виггинз (Великобритания, Гармин-Слипстрим)… 77. В. Ефимкин (Россия, АГ2Р)… 94. Састре (Испания, Сервело)… 111. Трофимов (Россия, Буиг Телеком)… 128. Игнатьев (Россия, Катюша) – у всех то же время

15-й этап. Понтарлиер – Вербье (207,5км). 1. Контадор – 5:03.58. 2. Э. Шлек – отставание 0.43. 3. Нибали (Италия, Ликвигаз) – 1.03. 4. Ф. Шлек – 1.06. 5. Виггинз. 6. Састре – у обоих то же время. 7. Эванс – 1.26. 8. Кледен – 1.29. 9. Армстронг – 1.35… 13. Карпец – 2.13… 19. Ночентини – 2.36… 32. Бочаров – 3.43… 34. Трофимов – 3.43… 36. Хинкепи – 4.06… 65. Меньшов – 6.27… 69. Трусов – 7.26… 78. Иванов – 7.56… 145. Игнатьев – 18.12

Генеральная классификация. 1. Контадор – 6:17.56. 2. Армстронг – отставание 1.37. 3. Виггинз – 1.46. 4. Кледен – 2.17. 5. Э. Шлек – 2.26. 6. Ночентини – 2.30… 10. Ф. Шлек – 3.25… 11. Састре – 3.52… 13. Хинкепи – 4.05. 14. Эванс – 4.27… 20. Карпец – 5.56… 25. Бочаров – 8.37… 29. Меньшов – 11.23…

Связанные материалы: