ЭКСТРИМ

Вчера легендарный российский путешественник Федор Конюхов начал уникальное путешествие на гребной лодке через Атлантический океан. Федор стартовал от канарского острова Ла-Гомера и хочет пройти маршрут до берегов Америки по историческому пути Христофора Колумба. За несколько дней до выхода в открытое море Конюхов встретился с корреспондентом «Советского спорта».

Разнохарактерные, подчас уникальные походы и экспедиции знаменитого 50-летнего путешественника Федора Конюхова поражают воображение многих людей. Он пока первый и единственный в мире покоритель пяти полюсов нашей планеты, это: Северный и Южный географические, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Он один из немногих следопытов, взошедших на семь вершин мира. Но особая приверженность у Федора к морским и океанским походам. В его активе – три кругосветных плавания на яхте в одиночку.

ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН

Федор, чем объясняется ваше стремление надолго оторваться от суши, наконец, от жены и детей и месяцами бороздить воды бушующего океана?

— Родился и детство провел я у самого синего и милого, хотя и небольшого Азовского моря. Рано научился плавать и нырять и занимался этим даже в холодное, зимнее время. С отцом-рыбаком ходил на путину, помогал старшим вытаскивать сети с уловом. Но особо радостное чувство испытывал, когда мне доверяли стоять у рулевого штурвала. И тогда мне казалось, что управляю то ли знаменитым русским фрегатом Крузенштерна, то ли фантастическим жюльверновским «Наутилусом», то ли могучим боевым кораблем. Увлекшись, мог отклониться от курса, и тогда мне попадало от одного из строгих «морских волков», но прежде всего от отца.

Слышал, что вы на шлюпке рванули через весь Азов.

— Для такого плавания тайно в сарае строил лодку. Отец увидел и помешал мне, наказывая, что на самодельной лайбе далеко не уйдешь. Но я был упрямым 15-летним подростком и решился на дерзкий поступок – угнал из рыболовецкого совхоза шлюпку и пустился в дальнее плавание, прихватив с собой сухари, воблу и бутылку воды. Как сейчас помню, в пути рыбаки с сейнеров кричали: «Эй, пацан! Куда курс держишь? Помощь нужна?» А я только спросил, правильно ли иду на Керчь, и еще больше налег на весла.

И снова попало от отца за самовольное мореплавание?

— Крепко попало. А вообще-то он очень добрый человек, большой труженик, фронтовой пулеметчик, в войну дошедший до Будапешта. Он, конечно, беспокоился за меня. Но уже тогда, уверовав в свои силы, я задумывался об океанском вояже.

В конце концов удалось осуществить мечту?

— Стремясь к этому, окончил Одесское мореходное училище, а затем Ленинградское полярное, получив специальности навигатора и моториста, что очень пригодилось на практике. И добавлю: хорошую морскую закалку получил во время службы на балтийском десантном корабле и горжусь тем, что в экипаже стал хорошим специалистом, старшиной первой статьи.

ОДИН В ОКЕАНСКИХ ПРОСТОРАХ

Вспомните о первых плаваниях на яхте.

— Их было много, поначалу на Дальнем Востоке. Жил в поселке Бухта Врангеля, что недалеко от Находки. В составе команды ходил на яхте на Камчатку, Командорские острова и Сахалин, в бухту Провидения. Научился управлять яхтой в суровых северных условиях, при большой волне и сильном ветре. Участвовал в парусных регатах на Балтике, в международной гонке «Гранд Мистраль». И все время мечтал о самостоятельном океанском плавании.

И оно состоялось?

— И не одно. Десять лет назад на яхте «Караана» вышел из австралийского порта Сидней и через 224 дня туда же вернулся, счастливый и, можно сказать, возмужавший. Правда, не обошлось без приключений. Однажды, а дело было в Индийском океане, яхта оказалась в окружении… огромных китов, их было около двадцати. Они то всплывали, то погружались. И ничего не стоило одному из них на своей спине поднять и перевернуть мое утлое суденышко или разбить его ударом могучего хвоста. Пытался отпугнуть их пуском сигнальных ракет, но безрезультатно. Пришлось завести двигатель и уйти из плена этих, в общем-то, мирных «подлодок».

Но вы встречались и с пиратами?

— Это было во время второго кругосветного плавания на яхте «Формоза», которое длилось долго – 508 суток, так как шел примерно в экваториальной зоне с заходом на все континенты. В районе Филиппинских островов сильно заболел и вынужден был пристать к одному из них. Пока лечился, пираты яхту увели на другой остров. Пришлось и мне стать пиратом – у других морских разбойников увел катер и на нем ночью нашел свою любимицу. Однако не обошлось без стычки с двумя пьяными бандитами…

В третьей кругосветке, участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света – в одиночку», у бразильских островов на мою яхту «Современный гуманитарный университет» напала быстроходная шхуна без флага и названия. Когда несколько рослых флибустьеров подготовились перепрыгнуть на борт яхты, я выстрелил из сигнальной ракеты и попал в рубку. Было много дыма и шума. Среди нападавших поднялась паника, заработали огнетушители. А тем временем задул хороший ветер, и я поспешил уйти от этого проклятого места. Всех приключений не перечесть…

Во время одного из них вмешался и Президент России?

— Не удовлетворившись тремя кругосветками, я ринулся в четвертую, участвуя в международной парусной гонке «Венди Глоб». Меня привлекала такая важная ее особенность – проводится без единого захода в порты, без остановки. Следовательно, шесть-семь месяцев надо идти с большим напряжением, не зная сна и отдыха. Миновав мыс Доброй Надежды, в Индийском океане вблизи Антарктиды меня накрыл сильнейший ураган. Вышли из строя автопилот, дизель-генератор, парус изорван в клочья, замолчал спутниковый телефон. Порывом ветра яхту кладет на правый борт, а меня выбрасывает в воду. Хорошо, что был пристегнут длинным фалом, иначе бы судно ушло, а мне пришлось бы бороться с… акулами.

Как же вы взобрались на борт на ходу?

— Тем же фалом меня вытаскивает из воды и бросает в кокпит. Вся одежда мокрая, еле успеваю откачивать воду. От переохлаждения разболелись почки. Пять суток моя рация молчала. В Москве забеспокоились. Потом узнал, что министр С. Шойгу дал указание подготовить самолет Ил-76 со спасательной командой. Моей судьбой интересовался Президент Владимир Путин. По прибытии в Сидней я доложил Президенту по факсу, что у меня все нормально, и поблагодарил главу государства за внимание ко мне как к спортсмену и человеку.

Ни невзгоды пути, ни приключения вас не останавливают. Не надоело скитаться?

— Я не скитаюсь, а путешествую как профессионал, как любознательный человек и художник. Любой путешественник, познавая разные, подчас неведомые уголки матушки-Земли, приносит пользу людям, науке, обществу. Вот у меня уже издано шесть книг и шесть красочных альбомов с репродукциями моих рисунков и картин. Вышло несколько документальных фильмов. Мои исследования и выводы используются в учебном процессе в Современном гуманитарном университете, где я руковожу лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях. Путешествую с удовольствием. Нельзя же, например, художника лишить возможности рисовать, а певца – петь.

ВПЕРЕДИ — АТЛАНТИКА

Пожалуйста, расскажите подробней о предстоящем вояже.

— Уже несколько десятков смельчаков из разных стран пересекли Атлантику на гребной лодке. Два наших соотечественника – Евгений Смургис из Липецка и ростовчанин Вячеслав Кавченко – предприняли такую попытку, но, к сожалению, неудачно. Украинец из Одессы Теодор Резвой в прошлом году одолел дистанцию, с чем я его поздравил. Задумав это плавание, считаю, что великой морской державе России должны принадлежать основные морские рекорды и достижения.

С помощью добрых спонсоров в английском порту Эксмус создана уникальная лодка для океанского плавания с учетом моего роста, веса и личных пожеланий.

Расскажите, что за лодка?

— Это современное гребное судно, легкое и удобное. Изготовлено оно из канадского кедра, стекло- и углепластика. Длина семь метров, ширина – около двух метров. Дизайн, обтекаемость и другие параметры обеспечивают эффективное движение. Один гребок дает продвижение на три метра. А мне предстоит преодолеть дистанцию в 3000 миль, или 5400 километров. Получается, что надо сделать более полутора миллиона гребков, работая по 10-12 часов в сутки. Участвовал в спуске ее на воду, а затем испытал в проливе Ла-Манш. Идет ровно, даже без вмешательства руля. Легко всходит на волну, значит, малозаливаемая. Я очень благодарен опытным специалистам — дизайнеру Филу Моррисону и строителю Питеру Роуселлу за создание надежного и приятного для меня судна. 12 октября, в День Колумба, стартую от канарского острова Ла-Гомера. Не более чем через сто суток надеюсь финишировать на острове Барбадос, что в Карибском море.

А как будете ориентироваться в океанской пустыне?

— В моем распоряжении будет спутниковый телефон, который сможет определять координаты через стационарный навигатор. Направление движения уточняет электронный компас. Он автоматически высчитывает кратчайший путь к точке финиша. Система слежения позволит 15 раз в сутки передавать координаты лодки в Лондон и Москву. Аккумуляторы питаются от солнечных батарей. Есть и радар, который предупредит меня о приближении стальных монстров за пять миль.

Все это прекрасно, но ведь Атлантика славится бурным нравом, штормами и гигантскими волнами…

— Вы о возможности перевернуться? Да это может случиться. Но лодка так сконструирована, плюс воздушные отсеки в носу и на корме, что в случае беды она вернется в первоначальное состояние, подобно неваляшке. А то, что гребец может хлебнуть соленой водицы, так это мне не привыкать… В моменты сильного волнения для устойчивости лодки в воду буду опускать три плавучих якоря.

Как будете питаться в пути?

— Будет и кофе, и чай. А также супы, каши – все приготовлю на примусе, с которым не расстаюсь в любом походе.

КСТАТИ

Проект «На гребной лодке – по пути Колумба» проходит под патронажем заместителя председателя Госдумы РФ А.Н. Чилингарова, Главкома ВМФ адмирала флота В.И. Куроедова и принца Астурийского Филиппа (Испания).

Федор Конюхов побывал в 70 странах мира, более 1000 суток провел в одиночном плавании. Награжден орденом Дружбы народов. Является лауреатом премии «GLOBAL 500», учрежденной ООН, а также обладателем приза ЮНЕСКО «За честную игру». В 1996 году занесен в энциклопедию «Хроника человечества». Член Союза художников РФ, член Союза писателей РФ.