ЭКСТРИМ

В День святой Татьяны, который также является праздником российского студенчества, на Воробьевых горах Москвы прошли самые экстремальные зимние соревнования «Red Bull Snowmania». Более 5 тысяч зрителей увидели захватывающие дух соревнования на сверхсложной ледовой трассе по байкер-кроссу и скоростные заезды с преодолением препятствий по велотриалу, все участники которых в обязательном порядке перед стартом получали баночку энергетического напитка «Red Bull».

ЧЕТВЕРТЫЙ ВИРАЖ СТАЛ БЕРМУДСКИМ ТРЕУГОЛЬНИКОМ

Соревнования по байкер-кроссу, за которыми зрители наблюдали не только со смотровой площадки, но и со склонов по всей протяженности трассы, стали настоящим гвоздем праздника. Бойкий диджей великолепно поддерживал праздничное настроение участников и зрителей, не умолкая ни на минуту. А еще очень радовали счастливые лица молодоженов, которые приезжают сюда играть свадьбы, устраивая грандиозные салюты всевозможной пиротехники.

Что такое байкер-кросс? Чтобы вы лучше могли понять, о чем идет речь, имеет смысл дать выдержку из пресс-релиза, где об этой дисциплине велоэкстрима сказано так: «Байкер-кросс — высокоскоростной вид горного велосипеда. Соревнования по нему заключаются в состязании четверых спортсменов, одновременно стартующих по одной широкой трассе. Высокая скорость достигается большим уклоном трассы, на которой находятся разнообразные трамплины, резкие повороты и обрывы, постоянно проверяющие уровень профессионализма спортсмена. Велосипеды для байкер-кросса — жесткие, надежные конструкции, обеспечивающие спортсмену высокую скорость и управляемость на склоне».

То есть теперь-то вы понимаете, как это сложно и опасно?! А когда видишь, что собой представляет трасса, так прямо кровь стынет в жилах. Пешком пройти и то страшно, даже если шипы в подошвах. Стоять невозможно — клонит вниз, параллельно земле. А что будет, если поскользнешься? Да улетишь в пропасть — вот что! А представляете, каково спортсменам по такой трассе лететь на бешеной скорости? Забегая вперед, отмечу, что падений было столько, сколько не ждал никто. Уверяю вас: шок зрителей был абсолютно неподдельным. Даже гонщики-суперпрофи с трудом справлялись с крутизной и изгибами этой «адской дороги», состоящей сплошь из коварных виражей и трамплинов. А уж в скольких местах была протаранена и вырвана с корнем заградительная сетка — так и подумать страшно!

Съехав со стартовой горки и преодолев первые двадцать метров дистанции, гонщики попадают на двухметровый трамплин — насыпь плотно спрессованного снега, перепрыгнув который приземляются на ледовую «взлетную полосу». Почему взлетную? Да потому что за ней, после первого поворота, трасса резко уходит вниз, и начинается… полный улет (точное, кстати, определение). А вот на четвертом вираже, формой своей очень напоминающем криво начерченный треугольник, трасса имеет максимально крутой наклон. Представляете, каково вылетать на него на полной скорости?! И вот на нем-то терпели крушение едва ли не все участники соревнований. Этот поворот — прямо заколдованный круг какой-то. Точнее, треугольник. Бермудский…

Программа состязаний здесь была построена таким образом, что сначала идут квалификационные соревнования (поочередный спуск более двухсот участников), по итогам которых 16 спортсменов, показавшие лучшее время, выходят в четвертьфинал. И вот с этой стадии уже начинаются заезды четверок — сразу четверо гонщиков стартуют одновременно, по два лучших выходят в следующий этап. В итоге определяется четверка лучших, которые уже в отдельном заезде между собой разыгрывают призовые места. Если поочередная езда гонщиков доставляла зрителям тонны восторга, что уж тогда говорить про заезды вчетвером!

А победителем стал единственный иностранный спортсмен – Осис Гундарс, выступающий за команду «Rock Machine/Латвия», который не только уверенно преодолел дистанцию, даже и не думая сбавлять скорость на поворотах, но и показал высший пилотаж, взлетая на снежно-ледовых трамплинах, при этом приземляясь преимущественно на заднее колесо. Кстати, и по ходу дистанции, подобно лихому наезднику, Гундарсу неоднократно удавалось «вставать на дыбы» на своем «железном коне». А на том самом, «бермудском» вираже, где мало кому из гонщиков удалось избежать катастрофы, латвийский гонщик выставил правую ногу и, опираясь ею о землю для подстраховки, мастерски прошел поворот, после чего в его победе уже мало кто сомневался. Кстати, перед финальными заездами 500 зрителей получили карточки от организаторов: им было предложено угадать тройку победителей, и в случае правильного ответа получить призы от «Red Bull». Но напрасно диджей праздника объяснял им, что сначала нужно ознакомиться с результатами итогового протокола: на первое место зрители единогласно ставили Гундарса. Второе место занял Глеб Широколобов (Atom Racing/Веломир), третье — Евгений Шипилов (GT/Триал-Спорт). В соревнованиях девушек первенствовала Татьяна Кравченко.

ВЕЛОПРОГУЛКИ ПО ГИГАНТСКИМ СТОЛАМ И СКАМЕЙКАМ

В пресс-релизе сказано, что «скоростной триал (speed trial, st) — это преодоление препятствий на скорость. Наисложнейшие трассы, специально построенные для этих соревнований, будут проверять готовность спортсменов к преодолению самых разнообразных архитектурных абстракций. Скоростной триал, в отличие от своего предшественника — триала классического, правил не предусматривает. Побеждает спортсмен, первым прошедший трассу. Разрешаются касания препятствий всеми частями тела, после падения разрешено подняться и стартовать с того же места».

Съехав со стартовой горки, спортсмен запрыгивал на деревянную лестницу. Казалось, что роль ступенек в ней выполняют несколько сколоченных вместе гигантских скамеек, прошагав по которым верхом на велосипеде, предстояло спуститься с обратной ее стороны, при этом приземляясь на заднее колесо. Затем, проехав около десятка метров, спортсмен, не слезая с велосипеда, запрыгивал еще на одну деревянную конструкцию, очень напоминающую огромный стол. Затем снова прыжок на землю с опорой на заднее колесо, еще одна лестница, с обратной стороны которой идет горка. Скатился с нее – и ты на финише!

В этом состязании лучшим стал яркий представитель «старой школы» велотриала Евгений Леонидов по прозвищу «Dino» (команда Stark), который в родном Зеленограде личным примером убедил нескольких отчаянных парней заняться данной разновидностью экстремального спорта. Вскоре эти ребята выросли в серьезных спортсменов и теперь регулярно занимают призовые места во многих престижных соревнованиях. Леонидов – чемпион Кубка Москвы-2001 по экстремальным видам велоспорта (Кубок Maxxis) и призер чемпионата Москвы, а также участник чемпионата мира по велотриалу 2001 года.

Второй результат показал Вячеслав «Sam»Хромов (Atom Racing/Веломир), однако он в отличие от Леонидова яркий представитель другой школы велотриала – «новой». Он резко отличается от остальных участников тем, что ему присуща не только высокая скорость прохождения трасс, но еще и «прирожденный артистизм». Хромов – чемпион экстремальных Игр-2002, тоже участник чемпионата мира по велотриалу-2001 и чемпион Москвы минувшего года.

Третий результат у Юрия Корнеева (Wheeler/Vans).

«Red Bull Snowmania» — Открытый чемпионат Москвы по экстремальному велоспорту прошел при поддержке Комитета по физической культуре и спорту Правительства Москвы и Федерации велосипедного спорта Москвы. Информационные спонсоры: радио «Ultra», журнал «Cool», газета «Советский спорт», национальная почтовая служба «Mail.ru».