ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин завоевали серебряные медали. Сюе Шэнь и Хонбо Чжао из Китая были вне конкуренции.

«КОСТЯНАЯ» НОГА

Сюе Шэнь и Хонбо Чжао во второй раз выиграли чемпионат мира у Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина. Но если в прошлом году в Нагано это был выигрыш с минимальным перевесом, то сегодня — в одну калитку. Впервые в жизни Сюе Шэнь и Хонбо Чжао получили по два высших балла 6,0 как за технику, так и за художественное впечатление. Такого триумфа не ожидали даже сами китайцы, которые привыкли, что их хвалят за непревзойденные по сложности элементы, но критикуют за нехватку артистичности. Наконец, фигуристы из Пекина выбрали наиболее подходящую для себя музыку – из оперы «Турандот» Пуччини. Думается, чувство вкуса появилось у них не случайно: в этом сезоне им помогала с постановками Татьяна Тарасова. Так что ощущается влияние русской школы парного катания.

Оригинальные вращения, бешеные выбросы и проникновенная мелодия побудили зрителей вскочить со своих мест еще до окончания программы. А ведь китайцам предрекали проигрыш, в частности потому, что Сюе Шэнь, по сути, каталась на одной ноге – левой, травмировав правую на тренировке. Из-за этого пара чуть было не снялась с соревнований перед короткой программой! 

Тотьмянина и Маринин, лидировавшие после короткой программы и выступившие раньше соперников в произвольной, поняли, что проиграли, еще до того, как на табло зажглись оценки китайской пары. У воспитанников Олега Васильева необычная композиция на музыку из кинофильма «Cotton club» с танцевальными элементами. Максим не докрутил оборот в двойном тулупе, но это не существенная ошибка, которую арбитры, в общем, прощают. По сложности обе программы практически одинаковы. Только китайцы исполнили «Турандот» с душой, а наши преподнесли танец гангстеров как трудовую повинность. Можно, конечно, спорить, нужно ли было россиянам идти на эксперимент и брать необычную постановку, которая немного сродни «Чаплину» Елены Бережной и Антона Сихарулидзе (произвольная программа 2000/01 г.). Таня и Максим, признаться, выглядели несколько искусственными. Но, по мнению спортсменов, рисковать необходимо, иначе о лидерстве можно и не мечтать. По проторенной дорожке к победе не придешь, а на этот раз она, по крайней мере, была близка.

Две другие российские пары — Мария Петрова и Алексей Тихонов, Юлия Обертас и Алексей Соколов, занявшие соответственно третье и восьмое места, разочаровали. Правда, Маша с Алексеем совсем немножко: Петрова упала на тройном выбросе, но ученики Людмилы Великовой, вернувшиеся от Рахманинова к старой произвольной программе «Шахматы», остались с бронзовыми медалями. А Обертас – Соколов, расположившиеся на четвертой позиции после короткой программы, «сдали» за два дня, в первую очередь Алексей, который явно недотягивает до Юли.

СГОВОРЧИВАЯ САРА

 Накануне чемпионата в американской прессе прошла такая мощная кампания в поддержку Сары Хьюз, Мишель Кван и Саши Коэн, что, казалось, спортсменкам следует распределить между собой места на пьедестале, не выходя на лед.

Американцы прекрасно понимают, что имеют шансы на золото только в женском одиночном катании. В этой номинации им светил также урожай из серебра и бронзы. Единственная, по мнению хозяев турнира, соперница Ирина Слуцкая вынуждена была пропустить этот старт из-за болезни мамы.

Однако сценарий, судя по всему, придется переписывать заново. Олимпийская чемпионка Хьюз вышла с катка с низко опущенной головой. Она подвела родную команду, заняв в квалификации шестое место из-за нескольких сорванных прыжков. Поскольку десять процентов из этого вида троеборья идет в общий зачет и впереди Сары десять фигуристок (в квалификационном турнире женщины соревнуются в двух группах), очевидно, что теперь она едва ли может претендовать на медаль.

А вот серебряная медалистка январского чемпионата Европы Елена Соколова, ученица Виктора Кудрявцева, была в ударе. Лена допустила ошибку в тройном ритбергере, но потом исправила ее, повторив элемент безупречно. Россиянка представила очень выразительную программу на мелодии из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», однако ее поставили на вторую строчку. Создается впечатление, что, несмотря на новую и якобы более объективную систему судейства – компьютерный выбор голосов арбитров, кого надо, все равно тянут за уши.

Виктория Волчкова, подопечная Олега Васильева, пыталась установить свой личный рекорд и впервые на турнире подобного ранга пошла на каскад из тройных лутца и тулупа, упав на втором элементе. Вике повезло, что она выступала в относительно слабой группе, что позволило ей уцепиться за третье место.