СОБЫТИЕ ДНЯ. САННЫЙ СПОРТ
ДО ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ – 83 ДНЯ

На днях серебряный призер Олимпиады в Турине саночник Альберт Демченко, который готовится к своим шестым Играм, сделал сенсационное признание: рассказал, что сани к Ванкуверу делал кустарным способом с помощью Дмитровского фрезерного завода, да к тому же на личные средства своих друзей. Наш корреспондент отправился на дмитровское предприятие, которое теперь в буквальном смысле можно считать олимпийской кузницей.

ФРЕЗЕРНЫЙ ЗАВОД ПРОТИВ «ПОРШЕ»

В огромном цеху под ногами шуршит металлическая стружка, а на голову то и дело норовит упасть коварная капля невесть откуда взявшейся воды. Под надписью «Место для курения» приклеена яркая открытка с автографом : «II мех. цеху с благодарностью за хорошую работу. Альберт Демченко» (см. фото на этой странице. – Прим. ред.). Выходит, мы у цели – именно здесь работают тыловики олимпийского фронта.

Хотя кто бы мог подумать? В страшном сне ведь не приснится, что наша страна не в состоянии оплатить хотя бы одному – лучшему! – саночнику фабричное производство саней, из-за чего он вынужден самостоятельно мыкаться по гаражам и заводам в поисках нужных деталей. Заметьте, речь идет о высокотехнологичном спорте, где победителя определяют сотые доли секунды! В итоге получается, что три мастера-фрезеровщика из Подмосковья конкурируют с десятками людей из стана наших соперников. У олимпийского чемпиона итальянца Армина Цоггелера и немца Давида Миллера целые бригады механиков и техников, которые, в свою очередь, сотрудничают с лучшими заводами, в числе которых, к примеру, «Порше». В Германии даже институт специальный есть, где изучают технические виды спорта.

Нашему дмитровскому институту почти 70 лет в обед. Было время, когда здесь трудились 3500 человек. Сейчас — всего 150. Последнее серьезное сокращение прошло четыре месяца назад – уволили около сотни человек. Завод находится в ужасном состоянии, рабочие признают: чем что-то менять — скорее совсем закроют.

– Оборудование у нас старое. Часть станков сюда немцы после войны пересылали. Больше 60 лет им, — поясняет начальник цеха Александр Топориков.

— Много народу над деталями для Демченко потело? – спрашиваю.

— Трое. Около месяца ребята вкалывали. Дело, конечно, ответственное, но если уметь эти детали делать – все будет нормально. Проблемы были только с чертежами. Он же нам свои собственные наброски привозил, а они такие… Ну, неквалифицированные. Сложно по ним работать в общем было.

— Но в итоге справились отлично?

— Не сразу. Потом переделывать приходилось. Демченко приходит, говорит: «Болтается там что-то». Я ему уж сколько раз втолковывал: да найми ты себе сервисменов, у всех спортсменов они уже есть! А он всё сам, да сам. Никто парню не помогает. Он после тренировки, вместо того чтобы восстановиться как следует, едет к нам следить, как детали делают, — вздыхает Топориков.

«ДЛЯ ДЕМЧЕНКО РАБОТАЛИ БЕСПЛАТНО»

В день моего визита в цеху оказался только один из фрезеровщиков, помогавших Демченко, – Александр Ёлкин. Здесь его все кличут Пчелкиным из-за того, что мастер организовал себе пасеку.

— Трудная работа для Демченко была? интересуюсь у Ёлкина.

– Нет, работа как работа. У нас, конечно, не «Порше», техника старая, но станок есть станок. Справляемся, — залихватски отвечает Александр.

Тем, что здесь изготавливали детали к Олимпийским играм, на заводе гордятся. Рассказывают, Демченко поначалу заказывал те же детали какому-то московскому заводу, но там спортсмену сделали все не так, как нужно. Работой же дмитровских фрезеровщиков он остался доволен.

— Альберт вообще мужик хороший, открытый, — тепло делится впечатлениями начальник цеха. — Приедет, пошутит, подбодрит. Помогал даже нам – материал всякий привозил. А знаешь, какие у него икры? Прямо шарики такие накачанные!

Напоследок полушутя спрашиваю: «Скидку-то популярному спортсмену хоть сделали?». Рабочие переглянулись и признались: «Да бесплатно мы ему все делали! Нам от главы города пришел приказ выполнить заказ Альберта. Мы и выполнили. Денег нам никто не платил».

— Мы за Альберта болеть всем заводом будем! Он с нашими втулками этого Цоггелера должен сделать — так и напиши! – прощаясь просят меня фрезеровщики Дмитровского завода.

ЗВОНОК В ФЕДЕРАЦИЮ

ПОЧЕМУ СОБИРАЕМ САНИ «НА КОЛЕНКЕ»?

Валерий СИЛАКОВ, президент Федерации санного спорта России и главный тренер сборной:

– Потому что на государственном уровне до сих пор не удается обратить внимание на наш вид спорта. С 1998 года руководители разных серьезных предприятий и высокие чиновники из спортивных ведомств и даже правительства обещают, что обеспечат выпуск саней в России. Обеспечат на том уровне, что был в СССР, когда в Латвии ежегодно выпускали до 30–40 саней. Но этого не происходит. Немцам помогает автомобильный концерн «Порше», для двукратного олимпийского чемпиона итальянца Армина Цоггелера трудится, страшно сказать, «Феррари», а мы по-прежнему пытаемся угнаться за ними на том, что соберем в наших гаражах.

Поймите, я жалуюсь не на отсутствие денег. Мы с трудом представляем, сколько нужно попросить за то, чтобы наш бессменный механик Александр Васин мог себе позволить оборудовать специальный цех по производству саней. Альберт Демченко, заказывая летом где-нибудь в Словакии обтекатели или идя в цех к своим друзьям, тоже с трудом представляет, во что выльется для него изготовление очередных саней. Нужен государственный подход к медаленосному виду.

Мы уже трассу в Дмитрове открыли, скоро в Сочи построим. А на чем по этим трассам ездить? Космический завод имени Хруничева обещал нам сани несколько лет, опытное предприятие МВТУ сейчас вроде бы обещает поучаствовать… В итоге же выясняется, что всех интересует лишь возможность заработать. Альберт за время этих разговоров ни о чем уже с полсотни саней сам собрал.

РАСПИСАНИЕ ЭТАПОВ КУБКА МИРА-2009/10

Дата
Место
Соревнования в рамках одного этапа

20–21.11.2009

Калгари (Канада)

КМ + Челендж кап

28–29.11.2009

Иглс (Австрия)

КМ + Эстафета

05–06.12.2009

Альтенберг (Германия)

КМ + Эстафета

12–13.12.2009

Лиллехаммер (Норвегия)

КМ + Челендж кап

02–03.01.2010

Кенигзее (Германия)

КМ + Эстафета

09–10.01.2010

Винтерберг (Германия)

КМ + Эстафета

16–17.01.2010

Оберхофф (Германия)

КМ + Эстафета

23–24.01.2010

Сигулда (Латвия)

Чемпионат Европы

30–31.01.2010

Чезана (Италия)

КМ + Челендж кап

СОСТАВ КОМАНДЫ

МУЖЧИНЫ

Альберт Демченко, Виктор Кнейб, Степан Федоров, Семен Павличенко, Георгий Талыпов.

ДВОЙКИ

Владислав Южаков/Владимир Махнутин, Павел Кузьмич/Борис Курышкин, Михаил Кузьмич/Станислав Михеев.

ЖЕНЩИНЫ

Александра Родионова, Татьяна Иванова, Наталья Хорева, Татьяна Невзорова.

Связанные материалы: