СОБЫТИЕ ДНЯ. ПАРУСНЫЙ СПОРТ
VOLVO OCEAN RACE

Финал чемпионата мира по футболу в «Лужниках». Последний этап «Тур де Франс» – «разделка» по Невскому. Этап «Формулы-1» – «Гран-при Кремля»… Пока такое видится лишь во сне. Но ведь пару лет назад мало кто верил, что зимнюю Олимпиаду можно провести в Сочи. А после уик-энда в Питере даже Фома неверующий, наверно, убедился в том, что и невозможное возможно.

В субботу в «колыбели революции» финишировала регата Volvo Ocean Race – самая престижная в мире кругосветка.

– Добро пожаловать на борт! – с хитроватой улыбкой приглашает гостей хозяин аттракциона-симулятора. – Вас ждет короткое, но захватывающее приключение. Три минуты на гоночной яхте. Три минуты, которые вы не забудете никогда…

В любой рекламе, как и в шутке, всегда есть доля правды. В данном случае ту самую долю можно смело окрестить львиной. Не скажу, что за три минуты многие пассажиры успевают не раз предметно поразмышлять о жизни после смерти. Но дозы адреналина хватает на то, чтобы в ожидании финишного парада яхт не обращать внимания на мелочи, вроде «фирменного» питерского дождя, плавно переходящего в ливень. А главное – понять, что же это такое: легендарная кругосветка.

Ликбез идеальный – после трех минут имитации путешествия на гоночном паруснике люди выходят, слегка пошатываясь. И занимаются арифметикой на пару с философией.

Если три минуты тряски производят неизгладимое впечатление на простых смертных, то каково приходится гонщикам, которых так безжалостно швыряет из стороны в сторону 24 часа в сутки. Семь дней в неделю. Девять месяцев с короткими остановками в портах – передышками. И кто добрался на этих судах до камней Петропавловской крепости – терминаторы. Или люди с другой планеты…

РОМАНТИКА ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ

История этой гонки ведет отсчет с 1973 года. Поначалу в ней состязались суда разных классов. Новейшая история началась в 1997-м. Со сменой титульного спонсора изменился маршрут гонки, формула соревнований и, самое главное, сам флот океанских яхт.

Для участия в регате стали проектировать новые лодки одного класса со строгими параметрами длины, ширины, массы и высоты мачты. На любимые игрушки олигархов эти суда похожи разве что названием да заоблачной ценой. Здесь главное не комфорт – скорость. А скорость – великое искусство. Оно требует жертв. И на алтарь ложатся не только миллионы долларов, но и малейшие удобства, которые здесь измеряют в граммах. На весе экономят даже за счет укороченной зубной щетки. А все личные вещи ограничиваются спрессованной сухой одеждой. Моряки живут в условиях, от которых, наверное, стало бы дурно и спартанцу – четыре часа сна в тесном кубрике под барабанный грохот волн. И все это счастье – на безумной скорости. Яхта способна разогнаться до 40 узлов (около 72 км/час).

Тот самый случай, когда Романтика должна писаться с большой буквы. Ведь риск здесь не лишний повод выпить шампанского, а такая штука, с которой моряки живут девять месяцев.

Прошлая регата – а они проводятся раз в три года, – была омрачена трагедией. Моряка лодки ABN Amro гигантской волной ночью смыло за борт. Команда смогла найти своего товарища лишь через 40 минут. А так долго в холодных водах человек выжить не способен…

КОГДА МОСТЫ РАЗВОДЯТ ДНЕМ

– Смотрите, Дворцовый мост начинают разводить! – лично для меня этот пронзительный крик маленькой болельщицы стал сигналом к началу главного действа всей регаты – финишного парада. Разведенный мост в центре Питера в пять часов дня увидишь нечасто. И вспышки тысяч фотоаппаратов говорят о том, что такой момент просто необходимо зафиксировать для истории. А вот и первая яхта – к восторгу публики к причалу идет наша родная «Team Russia». Впрочем, на самом деле поводов для радости у наших любителей парусного спорта немного. Конечно, само участие российской команды в легендарной регате – уже большой успех. Но, увы… Наша лодка приостановила свое участие в регате после третьего этапа из одиннадцати. Победить морскую стихию оказалось проще, чем финансовую. Пресловутый кризис сделал свое черное дело.

– Мы должны вернуться в Россию, в Санкт-Петербург под нашими парусами и российским флагом, – пообещал шкипер Стиг Вестрергард.

И вот тысячи питерцев и гостей Северной столицы видят, что у настоящего моряка слова не расходятся с делом. Организаторы допустили нашу лодку к последнему этапу Стокгольм – Петербург, в котором она шла вне конкурса. Да и как могло быть иначе? Ведь во многом благодаря бизнесмену Олегу Жеребцову, который не только придумал проект российской лодки в легендарной кругосветке, но и сам отправился в путь в роли бакового, регата пришла в город на Неве.

А вот и главные герои гонки. Победители. Правильнее сказать триумфаторы. Шведская команда Ericsson 4. И никакие они не терминаторы – обычные мужики средних лет. С той лишь оговоркой, что они – еще и лучшие в мире яхтсмены. Правда, уставшие. Смертельно уставшие.

«ГРУСТНО РАССТАВАТЬСЯ С БРАТЬЯМИ»

– История гонки завершилась, – с трудом пытается изобразить улыбку на лице шкипер Торбен Граель. Он со всех своих пяти Олимпиад привозил по медали, две из которых высшего достоинства. – И на борту все испытывают смешанные чувства. С одной стороны, члены команды стали словно родные братья за время гонки. И странно и грустно как-то думать, что теперь, когда все закончилось, мы разойдемся своими дорогами. С другой стороны – это была очень длинная гонка. Мы опустошены и неимоверно устали.

Шведы максимально серьезно отнеслись к этой регате. Они заявили для участия две команды. Одна была составлена из жителей Скандинавии. Вторую без натяжек можно назвать сборной мира. В ней собрались знаменитые яхтсмены с разных уголков планеты – новозеландцы и бразильцы, австралийцы и англичане. Ставка на звезд сыграла на все сто – команда Ericsson 4 не только обеспечила себе итоговое первое место еще до старта последнего этапа, но и установила новый рекорд суточного перехода, преодолев за 24 часа 590 миль.

…Позади 37 000 морских миль (68 524 километра) тяжелейшей гонки. И сегодня яхтсмены мечтают только об одном – поскорее вернуться домой. Чтобы уже на следующий день начать думать о… новой безумной гонке. Простые смертные. Совсем не терминаторы. Моряки. Великие моряки…

СТАТИСТИКА

Volvo Ocean Race. Итоговая классификация.

1. Ericsson 4 – 114,5 балла. 2. Puma Ocean – 105,5. 3. Telefonica Blue – 98. 4. Ericsson 3 – 78,5. 5. Green Dragon – 67. 6. Telefonica Black – 58. 7. Delta Lloyd – 41,5. 8. Team Russia – 10,5.