СОБЫТИЕ ДНЯ
БИАТЛОН

Пять лет назад международные биатлонные соревнования в России смотрели тысячи, а теперь миллионы. Нынче в России телекартинка с этапа Кубка мира по биатлону популярнее трансляций матчей российской премьер-лиги и хоккейных поединков КХЛ!

Какой спорт номер один в мире? Конечно, футбол! Но только не в отношении спортивных трансляций в России. Оговоримся – матчи сборной собирают рекордную аудиторию (полуфинал Евро-2008 Россия – Испания в режиме онлайн смотрели разом более 60 млн. россиян!). Но футбольный чемпионат страны бешеной популярностью у зрителей не пользуется. В редчайших случаях центральные матчи туров прошедшего сезона приковывали к телевизору по 10 млн. человек.

Ситуация с трансляциями игр КХЛ еще хуже – средний рейтинг (процент зрителей от общего населения страны) этих матчей не превышает 1 процента*.

«Если уж телерейтинги внутренних чемпионатов по футболу и хоккею в России невысоки, то какова картина в других, менее популярных видах спорта?» – заинтересуется читатель. А вот тут начинаются сюрпризы.

Если проследить динамику изменения рейтингов трансляций за пятилетку 2003–2008 годов, то можно заметить несколько разительных сдвигов. Например, рейтинги трансляций «Формулы-1» (перекочевавшей с «России» транзитом через «Спорт» на «Рен-ТВ») обрушились на 50 процентов. Возможно, наши болельщики просто устали ждать появления в «королевских гонках» своего пилота.

Зато где россияне выступают всегда успешно и постоянно борются за высшие места на пьедестале? С каким видом спорта связаны главные надежды болельщиков на ближайшей Олимпиаде в Ванкувере? Правильно – с биатлоном. И вот у него дела на телевидении идут просто замечательно!

За последние пять лет ТВ-рейтинги соревнований стреляющих лыжников выросли на феерические 92,5 процента! Более того, соревнования по биатлону – блестящий пример того, как телеканал «Спорт» (с одним из самых низких рейтингов в стране) может собрать телеаудиторию в 5–10 миллионов россиян одновременно. Среднесуточная доля (процент общего количества включенных телевизоров, настроенных на данный канал) «Спорта» с 2,2 процента во время отдельных биатлонных гонок (в первую очередь эстафет) увеличивается до 11 процентов!

Не стоит удивляться, что в числе популярных спортивных ТВ-трансляций этой зимы биатлон уверенно занимает ведущие позиции.

…В воскресенье, 18 января, в 14.10 по московскому времени без малого 10 миллионов человек по всей России настроили свои телевизоры на канал «Спорт» в предвкушении захватывающего зрелища – женской гонки преследования. Последовавшие за ней соревнования конькобежцев позволили телезрителям на час отвлечься от телеэкрана, чтобы в 16.55 (мск) в еще большем количестве вновь прильнуть к экранам и страстно болеть за нашу мужскую команду…

Эта гонка в списке самых рейтинговых спортивных программ за декабрь-январь заняла первое место – рейтинг 3,4 процента. Опередить ее по популярности не смог даже хоккейный матч Россия – Швеция на Кубке Первого канала.

При этом учтите, что среднесуточная доля Первого на той неделе (12–18 января) составила 20,4 процента, а «Спорта» – 2,3 процента. Про рейтинги в силу куда меньшей потенциальной аудитории «Спорта» по сравнению с другими федеральными каналами (все-таки во многих регионах нашей обширной Родины он просто не ловится) говорить и вовсе не стоит.

Неудивительно, что главный старт биатлонного сезона, чемпионат мира, покажут на двух главных федеральных каналах – Первом и «России», суммарная доля которых по стране – более 35 процентов. То есть каждый третий телевизор от Калининграда до Камчатки включен на первой или второй кнопке независимо от идущих передач.

Популярность «Спорта» во время биатлонных трансляций подскакивает в 5–6 раз. Интересно, дотянутся ли в ТВ-рейтинге гонки на трассе в Пьонгчанге до новогоднего обращения к народу Президента Медведева (поздравление Дмитрия Анатольевича смотрели 72 процента россиян, включивших в ночь на 1 января телевизоры. – Прим. ред.)?

Посмотрим. Но почти наверняка разыгравшийся допинг-скандал с участием наших спортсменов – новый виток популярности биатлона в России.

* Здесь и далее приведены данные TNS Gallup.