Президент международного союза биатлонистов Андерс Бессеберг: У Тихонова слишком большое сердце
СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН
ТОЛЬКО У НАС
Президент Бессеберг – многоопытный мастер в деле сглаживания острых углов и поиска компромиссов. Не зря 64-летний норвежец возглавляет Международный союз биатлонистов (IBU) уже 17 лет, с момента его основания. В интервью «Советскому спорту» Андерс Бессеберг впервые откровенно рассказал о своем отношении к бывшему первому вице-президенту IBU четырехкратному олимпийскому чемпиону Александру Тихонову, о борьбе с допингом в российском биатлоне и собственной ферме в Норвегии.
«НА ФЕРМЕ УПРАВЛЯЮСЬ САМ»
– Андерс, вы стали президентом IBU уже в пятый раз подряд. Не надоело?
– Нет еще, – смеется Бессеберг. – На самом деле, конечно, 17 лет президентства – это перебор. И еще год назад я искренне хотел уйти в отставку. Но что делать – меня попросили остаться, и я не смог бросить свое любимое детище.
– Правда, что на родине в Норвегии у вас собственная ферма?
– Да, это – семейное дело. Ферма перешла ко мне от отца, ему – от его отца и так далее. Все свободное время я там – выращиваю пшеницу, другие зерновые, – Бессеберг мечтательно смотрит за окно, на серое питерское небо.
– Сколько человек работают на ферме?
– Нисколько, я один! Сам собираю урожай, поливаю, поддерживаю порядок. В крайнем случае могу нанять рабочих на пару дней, но не более. Мне нравится физический труд, и пока у меня достаточно сил, чтобы со всем справляться.
– Практически все кадровые решения на завершившемся Конгрессе IBU в Санкт-Петербурге принимались единогласно. Верный знак, что демократия в вашей организации под угрозой?
– Не думаю, – Бессеберг задумчиво качает головой. – Скорее это говорит о том, что люди в IBU качественно справляются со своей работой. Желающих войти в исполком немало, но люди реально смотрят на вещи и понимают, что нынешние руководители отвечают всем требованиям. К тому же, если кто-то в исполкоме плохо справляется со своей работой, замену обычно инициирует его же национальная федерация.
– Замена первого вице-президента IBU Александра Тихонова на Сергея Кущенко – как раз тот самый случай?
– Нет, вы что! – Бессеберг явно возмущен. – Это – внутреннее решение Союза биатлонистов России, которое я не вправе комментировать. Не бывает такого, чтобы кто-то из исполкома IBU обратился в национальную федерацию и сказал: «Вот этого человека уберите и дайте взамен другого».
– Тем не менее вы много лет проработали вместе с Александром Тихоновым. Это было продуктивное сотрудничество?
– Александр был выдающимся спортсменом, знает биатлон лучше многих из нас. В том, что касалось технических вопросов по проведению соревнований, он был великолепен. Да и в личном общении у нас не было никаких проблем. Если в чем-то сомневался, Тихонов мог запросто позвонить мне, и мы вместе находили лучшее решение. Единственное, иногда ему не хватало сдержанности…
– Что конкретно вы имеете в виду?
– Я видел несколько его резких комментариев в российской прессе. И, думаю, для самого Тихонова было бы лучше, если бы он воздержался от таких высказываний. Даже не в части критики IBU – у меня-то с этим нет никаких проблем, а вообще – я имею в виду линию поведения в целом.
«ПРОХОРОВ ЗНАЕТ О БИАТЛОНЕ МНОГОЕ»
– Вы несколько раз встречались с президентом Союза биатлонистов России Михаилом Прохоровым. Каково ваше мнение о человеке, который обладает неограниченным финансовым ресурсом, но не является профессионалом в биатлоне?
– Я не согласен с вами, – качает головой Бессеберг. – Прохоров о биатлоне знает очень многое, и вообще знает спорт великолепно. Лично у меня сложилось впечатление, что новое руководство СБР работает очень эффективно. И проблем в отношениях с российской администрацией у нас нет.
– Традиционно IBU спонсируют в основном немецкие компании. С приходом Прохорова возможно появление российских спонсоров?
– Да, они более чем желанны! Наверное, это единственный вопрос, в котором мистер Тихонов за время своей работы в исполкоме меня разочаровал, – Бессеберг тяжело вздыхает. – Он не раз говорил, что приведет нам российских спонсоров. А потом снова говорил, а спонсоры из России у нас так и не появились. Мне кажется, главная проблема Александра в том, что у него слишком большое сердце. Он много обещает, и ему реально кажется, что он со всем справится. А на деле так выходит не всегда.
– Вы согласны с Тихоновым в том, что летний биатлон когда-нибудь обойдет по популярности зимний?
– Нет, и Александр об этом прекрасно знает. Я очень сильно удивлюсь, если летний биатлон когда-нибудь сравнится с зимним.
«ЗА ДИСКВАЛИФИКАЦИЕЙ ЮРЬЕВОЙ, АХАТОВОЙ И ЯРОШЕНКО ЧТО-ТО СТОИТ»
– Меньше года назад на пресс-конференции перед чемпионатом мира в корейском Пьенчанге вы назвали употребление допинга в российском биатлоне системным. Вы по-прежнему так считаете?
– Я очень доволен изменениями, которые произошли с тех пор в российском спорте, – уходит от прямого ответа Бессеберг. – Я ведь также вхожу в состав совета учредителей Всемирного антидопингового агентства (WADA) и знаю о сотрудничестве Антидопингового агентства Норвегии с РУСАДА. Главное, что Россия осознала всю серьезность проблемы допинга.
– Андерс, но все же вы уверены, что больше допинговых дисквалификаций в российском биатлоне не будет?
– В этих делах нельзя ни в чем быть уверенным. Всегда остается вероятность, что кто-нибудь сглупит и примет что-то запрещенное. Но я очень надеюсь, что систематических случаев больше не будет.
– То есть вы по-прежнему уверены, что за дисквалификациями Альбины Ахатовой, Екатерины Юрьевой и Дмитрия Ярошенко стоит система?
– Не обязательно это система в федерации. Это могла быть просто небольшая группа людей или даже кто-то один – врач или тренер. Но что-то за этими случаями определенно стоит. Иначе как могут три ведущих спортсмена из одной страны попасться одновременно и на одном и том же препарате?
– Через три года в Сочи пройдет этап Кубка мира, через четыре – Олимпийские игры. Сейчас биатлонный стадион еще не готов. Нет опасений, что строители успеют его построить в срок?
– Последний раз в Сочи я был года полтора назад. Но мне докладывают: строительство идет строго по плану.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андерс БЕССЕБЕРГ
Родился 25 февраля 1946 года в Норвегии. Выпускник Университета спорта в Осло. Тренер сборной Норвегии по биатлону (1976–1980). Член технического комитета по биатлону Международного союза пятиборья и биатлона (1980–1988). С 1993 года – президент Международного союза биатлонистов (IBU).