Гроссмейстер ринга

null
news

БОКС

Если вы не знаете, кто такой Валерий Попенченко, значит, вы не имеете никакого отношения к боксу. А если вы не имеете никакого отношения к боксу, вряд ли вы откроете специальный выпуск Федерации бокса России и тем более станете утруждать себя чтением этого интервью. Такая незамысловатая логическая цепочка освобождает авторов выпуска от необходимости долго представлять его читателям великого боксера Валерия Попенченко. Ограничимся традиционной справкой о нем и назовем повод, почему, собственно, решили вспомнить в августовском выпуске о Валерии Владимировиче. Дело в том, что 26 августа нынешнего года олимпийскому чемпиону Токио, двукратному чемпиону Европы Попенченко исполнилось бы 65 лет. Мы позвонили его супруге — директору издательства Московского государственного технического университета имени Баумана, заместителю главного редактора журнала «Вестник МГТУ» Татьяне Попенченко и попросили ответить на несколько вопросов.

  —Татьяна Игоревна, насколько нам известно, в 2000 году Валерий Попенченко был признан лучшим российским боксером ушедшего XX века?

— Хотя я человек от бокса далекий, конечно, понимаю, что этот титул во многом условный, поскольку объективно определить лучшего за сто лет практически невозможно. Но все равно приятно. В конкурсе, который назывался «Легенды XX века», в финал по номинации «бокс» вышли четыре спортсмена — Николай Королев, Валерий Попенченко, Борис Лагутин и Олег Саитов. Компетентное жюри, составленное главным образом из спортивных обозревателей, специализирующихся в боксе, выбрало Валерия.

— Каким боксером был Валерий Попенченко, известно всем. Вы его больше всех знали с другой стороны. Могли бы назвать, скажем, три главных человеческих качества вашего мужа?

— Очень трудно, потому что у Валерия было много качеств, отличающих его от обычного среднего человека. Но если вы настаиваете, назвала бы прежде всего необыкновенную целеустремленность и невероятное трудолюбие. У него был огромный талант, который проявлялся во всем, за что бы он ни брался. Это отмечали все, кто был рядом с Валерой в юности — в Суворовском училище, в Высшем военно-морском и потом — в более зрелом возрасте. Он блестяще учился. Когда, к примеру, увлекся шахматами, добился того, что его лично хвалил сам Михаил Таль, предрекая ему большое будущее в шахматах. «Гроссмейстер ринга», как называли Валерия потом, вполне мог стать гроссмейстером и в шахматах, если бы поставил перед собой такую цель.

Он прекрасно знал литературу, увлекался Пушкиным, знал наизусть практически все его поэмы, читал нашему сыну Максиму сказки Александра Сергеевича, практически не заглядывая в книгу. Впрочем, он и Лермонтова любил. Я помню, как на праздновании своего 37-летия Валера поразил гостей, процитировав наизусть всю поэму «Мцыри»

ТОПОЛОГИЯ И ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА

— При этом стал кандидатом технических наук?

— Увлечение литературой, классической и джазовой музыкой не мешало ему большую часть послеспортивной жизни посвятить техническим наукам. Хотя поначалу были определенные метания: Валера долго не мог остановить свой выбор между техническими и фундаментальными науками. Он и в математике был талантливым человеком. Не пропускал, например, ни одной лекции о топологии, которые читал в Политехническом музее его хороший друг, профессор с мировым именем Александр Владимирович Архангельский. При том не просто посещал эти лекции, но прекрасно понимал, о чем, как говорится, идет речь, а ведь топология довольно сложная область математики.

А если бы вы знали, какой груз общественной работы взвалил он на свои плечи — был членом ЦК ВЛКСМ, членом обществ советско-французской, советско-итальянской, советско-чилийской и еще Бог знает какой дружбы. Очень много выезжал за границу, ездил по Союзу — рассказывал о спорте, пропагандировал олимпийское движение. Мало кто помнит, но Валера полгода возглавлял даже Национальный олимпийский комитет СССР. Пусть и не слабым был человеком, но все равно такая физическая и психологическая нагрузка не прошла для него даром…

— Рассказывали, что Попенченко даже читал за рубежом лекции на английском языке?  

— Он владел английским практически в совершенстве. У нас дома хранится справка о том, что Валера сдал полный курс института иностранных языков высшей школы КГБ. Но это было уже потом, а в 64-м на Олимпиаде в Токио, получая Кубок Баркера как лучший боксер турнира, он буквально сразил зарубежных чиновников от спорта своим чистейшим английским. В то время среди советских атлетов это была большая редкость. Кстати, вручавший приз президент АИБА потом во всеуслышание заявил, что хотел бы иметь такого сына, как Попенченко. Валера подробно описал этот эпизод в своей книге «…И вечный бой».

  — С такими разносторонними увлечениями он никогда не жалел, что столько времени уделил боксу?

— Что вы! Напротив, постоянно подчеркивал, что бокс, помимо физической подготовки, помог ему стать более дисциплинированным и целеустремленным.

З7! РОКОВОЙ РУБЕЖ

— Простите, что мы вновь заставляем вас вспоминать о грустном, но не спросить просто не можем. Существует много версий гибели вашего супруга, упавшего в лестничный пролет в стенах здания МВТУ. Говорили даже о том, что в тот день кто-то видел в институте людей криминального вида, которые якобы и столкнули Валерия. У вас есть собственная версия его смерти?  

— Знаете, у меня есть фотография, которую мне отдали после его гибели. Она висела на Доске почета в училище и была сделана незадолго до смерти Валерия. На ней хорошо видны темные круги под глазами мужа. Он в последнее время ужасно уставал — нагрузка была просто нечеловеческая. Заведуя кафедрой физического воспитания, притворял в жизнь собственную идею строительства большого спортивного комплекса МВТУ, добивался того, чтобы его включили в список олимпийских объектов, искал средства на его сооружение, добывал стройматериалы — сам ездил по стране, читал лекции на заводах, договаривался с его директорами о поставке в Москву необходимых для строительства материалов. Словом, буквально жил этим комплексом. Параллельно писал докторскую диссертацию — сведущие люди знают, что это такое. Жаль, что не успел ее защитить, но благодаря усилиям главным образом заместителя Валерия по науке Евгения Богоявленского она все-таки была опубликована, но уже после смерти автора…

Мне кажется, что в тот роковой день, 15 февраля 1975, года с ним случился микроинсульт, спазм сосудов мозга. На этом потом, кстати, настаивали и врачи, об этом говорит и тот факт, что падал Валера молча, то есть был без сознания. Видимо, на лестничной площадке ему стало плохо, он интуитивно повалился на перила, а те, к несчастью, оказались слишком низкими…

Я сейчас постоянно вспоминаю о том, что Валера часто говорил, что многие известные, знаменитые личности ушли из жизни в 37 лет, в том числе и его любимый Пушкин. Почему? Его очень занимал этот вопрос. И видите, как получилось. Он сам погиб именно в этом возрасте…

НАША СПРАВКА

ПОПЕНЧЕНКО Валерий Владимирович. 26 августа 1937 г. — 15 февраля 1975 г. Один из сильнейших мастеров в истории советского бокса. Заслуженный мастер спорта. «Динамо». Олимпийский чемпион 1964 года во втором среднем весе. Обладатель Кубка Вэлла Баркера как лучший боксер олимпийского турнира. Чемпион Европы-1963, 1965 во втором среднем весе. Чемпион СССР 1959, 1961—1965. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кандидат технических наук. Заведовал кафедрой физического воспитания МВТУ им. Баумана.