Беззащитная сборная. Сборная России проваливает последнюю четверть матча со словаками

Первый матч нового отборочного цикла – на этот раз к чемпионату мира – сборная России провела плохо. В последние пятнадцать минут этой игры наша команда выглядела из рук вон – и забей пошедшие на штурм (это в гостевом-то матче!) словаки не один, а два го
news

ФУТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2006

Россия

1

Словакия

1

Первый матч нового отборочного цикла – на этот раз к чемпионату мира – сборная России провела плохо. В последние пятнадцать минут этой игры наша команда выглядела из рук вон – и забей пошедшие на штурм (это в гостевом-то матче!) словаки не один, а два гола, несправедливостью поражение команды Георгия Ярцева не стало бы.

БОЛЕЛЬЩИКИ НЕ НУЖНЫ СБОРНОЙ?

Мы во всем привыкли винить президента федерации и главного тренера сборной. Из-за народного гнева и общественного мнения уходил в отставку не один главный тренер. Президента федерации в народе тихо ненавидят – и не в последнюю очередь из-за таких вот игр. Таких, как со сборной Словакии.

Игрокам ТАКОЙ сборной, к несчастью для болельщиков, эти самые болельщики просто не нужны. Им не нужны приезжающие из Смоленска утренним поездом с весящим ровно пуд российским флагом немолодые уже люди – эти самые болельщики были и на Евро с тем же самым полотнищем. Им не нужны и все остальные болельщики – после матча со словаками к трибунам подошли только трое — Аленичев, Смертин и Булыкин. Им не нужны и журналисты – после матча, несмотря на пункт в контракте с РФС, вся команда, за исключением Смертина и Булыкина, не вышла в смешанную зону…

Пройдет совсем немного времени, и ситуация, надеемся, изменится – потому что она не может не измениться. Пока же мы все заслуживаем такую сборную, какую имеем. Или я ошибаюсь?

ОБОРОНА НАЧАЛА ХРОМАТЬ УЖЕ В ПЕРВОМ ТАЙМЕ

Да простят меня читатели за такое лирическое отступление – тем более что все ждут подробностей матча, который не транслировал Первый канал. Но право же, я не мог смолчать.

Итак, матч. Он начинается с минуты молчания в память о жертвах трагедии в Беслане. Две команды, обнявшись в центральном круге, склоняют головы… Тишина на трибунах. Шорох газет, шуршание флага…

Гимны. О последних особо. Если словацкий организаторы едва не начали крутить по второму разу, то исполнение российского, право слово, напомнило мне португальские Фару и Лиссабон на Евро-2004. Люди, у которых, как в Португалии, не было перед глазами текста, выучили слова и пели! Пели, не сбиваясь на «… партию Ленина, силу народную…» Пели, когда их об этом никто не просил! Жаль, что в этом матче команда оказалась недостойна своих поклонников.

Выбор состава Ярцевым удивляет. Во-первых, в центре обороны появляется пара КолодинШаронов: первый в клубе не является ведущим игроком обороны (в центральной зоне в «Крыльях» верховодит Мойзес), а второй в позиции центрального защитника выходит только в сборной. На скамейке оказываются Бугаев и Сенников. Во-вторых, справа в полузащите появляется Дмитрий Хохлов, полностью проигравший в итоге свой фланг и ничего не создавший впереди.

Несыгранность четверки защитников дает о себе знать уже на 5-й минуте: Шаронов ошибается на чужой (!) половине поля, словаки в две передачи проходят поле, Колодин не успевает подстраховать партнера, и вот уже Минтал выходит один на один с Малафеевым и бьет. Голкипер «Зенита» с трудом, но справляется с угрозой.

Оборона намека не понимает, а словаки продолжают играть дисциплинированно, с надеждой на ничью. В контратаках гостей особенно хороши переводы с левого фланга на правый – 30-летний Михалик, играющий в пражской «Спарте», длиннющим пасом практически всегда находил либо Немета, либо Виттека. Судя по всему, штучки это наигранные. У нашей сборной такого не было – правда, когда очередная атакующая волна находит на ворота Чонтофальски (после матча наставник словаков Галис скажет, что место в основе голкипер «Зенита» получил не в последнюю очередь благодаря знанию игроков российской сборной), то мячом Аленичев распоряжается очень грамотно. Экономит его, я бы сказал – минимум брака в передачах.

НЕМЕЦКИЙ КОНВЕЙЕР СЛОВАКОВ

Гол Булыкина нелогичен и неожиданен. Кержаков попадает передачей в ногу форварду «Динамо», и мяч, отскочив от его ноги, перелетает опешившего Чонтофальски и оказывается в сетке. Словаки в шоке, но не сломлены. Игра продолжает идти на равных, с небольшим преимуществом нашей команды. Но преимущество это больше эмоциональное, взрывное, что ли. Гости и мяч контролируют получше, да и логика игровых действий в их исполнении напоминает какой-то слишком правильный немецкий конвейер.

Раз мяч у словаков, то сейчас он окажется у ведущего всю игру высоченного Каргана, который отдаст передачу налево или направо – словаки в этом матче были не охочи до центральной зоны. То упрутся в кого-то из наших (чаще в двужильного Смертина) и мяч потеряют. Потому что – как же обыграть самого Смертина! В общем, свою робость в первом тайме гости не преодолевают, а сил прочитать чужие действия у наших защитников еще хватает.

Наши же едва не забивают еще. Кержаков, получая мяч в опасной близости у штрафной, заряжает раз за разом – и из четырех ударов два летят в цель. Выручает Чонтофальски. Еще два раза – Кержакову орут с трибун и выговаривает Аленичев, находившийся в более выгодной позиции. В пятый раз Кержаков снова мячом не делится – Аленичев уже молчит, а трибуны приходят в ярость.

СЛОВАКИ МОГЛИ И ВЫИГРАТЬ

Все, как кажется, должно кончиться на 73-й минуте. Забей Каряка этот пенальти (назначенный за снос Кержакова), в истории не осталось бы клякс, а наутро после матча не появились бы слухи об отставке Георгия Ярцева. Но Каряка, согласно придуманной кем-то моде, закрывает глаза и лупит что есть силы по центру ворот. Чонтофальски лишь поднимает руки и парирует удар – вратари тоже следят за модой.

А дальше начинается то, чего в исполнении нашей сборной в домашних матчах не видели уже очень давно. После этого злополучного пенальти команда вдруг останавливается. Это касается всех.

Словаки же момент чувствуют очень тонко – Галис начинает топтать на бровке зеленый ворс искусственного ковра, активизируется Карган. И моменты у ворот Малафеева начинают возникать один за одним. Вот Виттек двигается параллельно штрафной, и в радиусе его наконец сбивают. Тот же Карган опасно бьет в угол – Малафеев на месте. Вскоре словаки создают один за одним два опаснейших момента, и после одного из них мяч из пустых ворот выносит Анюков. Гол назревает.

В течение пары минут наши защитники просто не могут выбить мяч со своей половины поля – на подборе первыми оказываются гости. Четверка защитников смертельно устала, а никто из полузащитников в своих клубах просто не обучен вести игру в обороне. Изо всех сил старается Смертин, но и этого оказывается мало. Словаки подают несколько угловых подряд, наши отбиваются. За три минуты до конца следует навес с правого фланга, наши защитники пытаются выполнить искусственный офсайд, но… все идет прахом – Виттек из немецкого «Нюрнберга» оказывается в одиночестве перед воротами Малафеева и исполняет все мастерски: первым касанием грудью подрабатывает мяч, вторым бьет в угол. Шок на трибунах, пляски Галиса в тренерском квадрате, молчание наших…

В оставшиеся шесть минут (арбитр добавляет к основному времени матча еще три) словаки могли выиграть, но пощадили находившуюся в плачевном состоянии нашу сборную.

Логика в конце концов восторжествовала – гости на протяжении всего матча играли в футбол как минимум на равных с российской сборной, а последние пятнадцать минут, выражаясь боксерской терминологией, прижали ее к канатам. И долго били. В конце концов, выяснилось – успешно.

«Мы играли лучше, — слова после матча российского легионера в составе «Динамо» Михала Ганека. – Имели 5—6 голевых моментов. Мы больше заслуживали победу. Мы могли выиграть…»

«Я считаю, лучше играли мы, — слова Алексея Смертина, единственного добровольно вышедшего к прессе нашего игрока. – Мы упустили победу. Мы создали больше голевых моментов».

Кому вы верите больше?