Андрей Талалаев: Нам требовалось сдержать системообразующих игроков «Зенита». И это не Малком

Главный тренер «Ахмата» рассказал "Советскому спорту" о значимости ничьей с «Зенитом» (2:2) и секретах нейтрализации его лидеров.
news

БОЛЕЛЬЩИКАМ И ФУТБОЛИСТАМ НУЖЕН БЫЛ РЕЗУЛЬТАТ. МЫ ЕГО ДОБИЛИСЬ

 Какую оценку поставили своей команде за матч с «Зенитом»?
 Моя оценка – «отлично». За весь матч «Зенит» нанес только девять ударов. Из них – четыре после стандартов. Редко у чемпиона России за матч получается так мало ударов.

 Вы разрабатывали разные планы в зависимости от стартового состава «Зенита» – с Малкомом и без него?
– Мы готовились по своему плану и отталкивались от своей игры. А Малком после травмы -  не определяющая величина в «Зените». Важнее было нейтрализовать других игроков – Дзюбу, Ерохина, Сантоса, который сейчас в РПЛ отдает больше всех передач. И обе голевые передачи в матче с нами отдал именно Дуглас!

 Вы часто отмечаете, что «Ахмат» растет и развивается. Насколько важно было добиться результата в матче с чемпионом?
 Конечно, важно! Например, в Ростове и Сочи мы играли, наверное, лучше, чем с «Зенитом». Как минимум – сопоставимо. Но в тех матчах уступали. После поражений сложно продолжать выдерживать в работе прежнюю линию, потому что болельщикам и футболистам нужен результат. Безусловно, для роста «Ахмата» не проиграть было важно.

 За первые 15 минут большинство атак «Зенита» были остановлены вдали от штрафной, а "Ахмат" шесть раз отбирал мяч на чужой половине. При этом ваша команда голевых моментов не создала, а соперник забил гол. Это говорит о разнице в классе?
 Пока это оставлю без комментариев.

ФАКТОР КАРАВАЕВА

 Тогда вопрос по голу Кузяева. Показалось, у ваших игроков возникло недопонимание.
 Все началось еще на половине «Зенита». У нас не получился прессинг, недоработал Швец, соперники вышли в атаку через фланг, наши опорники вернуться не успели. Как сыграли защитники в том эпизоде, я недоволен, но в линию обороны у нас наигрывались к матчу другие футболисты. Выйти именно в этом составе заставили травмы и болезни, Женя Харин, игравший левого защитника впервые, стал передавать «своего» соперника, хотя там надо было уже доигрывать эпизод. И мастерство Кузяева, конечно, сказалось! В целом этот пропущенный мяч – проблема нашего роста и разница в мастерстве игроков.

 Получается, главной задачей «Ахмата» было вынудить «Зенит» без подготовки посылать мяч вперед со своей половины и атаковать позиционно?
 Главной нашей задачей было уменьшить количество атак «Зенита». Мы с этим справились. Зенитовцы играют за счет скорости и борьбы, нам было важно не уступить в ней и нейтрализовать фланговую игру соперника. Нам удалось это нивелировать, в борьбе и на флангах у «Зенита» превосходства не было. Но если мяч мы отбирали часто, в созидании нам пока организованности и индивидуального класса не хватает. Вспомним первый гол «Зенита». Сантос отдал точную передачу, а Кузяев изумительно открылся! Мы своих футболистов тоже учим таким открываниям, уже три месяца, но пока это в игре не получается. Кузяев же открылся, одним касанием мяч обработал и вторым пробил. Мало футболистов, которые все это на таком уровне умеют.

 Следующее наблюдение – игроки «Ахмата» постоянно перекрывали правую зону от Ракицкого, чтобы защитник «Зенита» не мог делать длинные передачи с левой.
 Да. Но сейчас «Зенит» стал разнообразнее – длинные диагональные передачи идут еще и от Ловрена. Поэтому мы должны были перекрыть обоих центральных защитников «Зенита». Удалось ли это? Я не помню, чтобы Ракицкий или Ловрен сделали хоть одну острую передачу. Кроме того, нам было важно насытить правую зону обороны «Зенита» - там часто в атаку подключался Караваев. Поэтому большинство атак «Ахмата» в первом тайме прошли через наш левый фланг. После перерыва «Зенит»  переходом на три центральных защитника закрыл эту зону, и нам пришлось перестраиваться.

ПОЧЕМУ ДО УДАРА ДОХОДИТ ОДНА АТАКА ИЗ ДЕСЯТИ 

 Если взять минуты, которые провели в большинстве, нет досады по поводу результата?
 У меня матч не делится на отдельные отрезки. Я не удовлетворен качеством атакующей игры во втором тайме. У нас были предпосылки сыграть лучше. Не получилось использовать сильные  стороны.

 Почему?
 У вышедших на замену Садулаева и Альсултанова было многое суеты на флангах , обводок около углового флага. А в штрафной остроты возникало мало. Если молодежь не будет в этом прогрессировать, то перед тренерским штабом встанет дилемма: может, в таких ситуациях оставлять на поле уставших, но более опытных игроков? Которые действуют более прагматично. Тот же Бериша на сегодня более классный футболист, чем молодежь. В матче с «Зенитом» все наши игроки проявили максимум желания и выполнили хороший двигательный объем. В середине второго тайма на замену вышел Исмаэл, но использовать сильные качества нашего бразильца не получилось. Исмаэл в штрафной не получал мяч и вынужден был за ним уходить на фланг. Еще раз – в атаке «Ахмат» во втором тайме мог сыграть сильнее.

 Отсечь Дзюбу и Ерохина от мяча в штрафной и около нее тоже было ключевым фактором?
 Не только. Столь же важным было выиграть подборы около штрафной. Поэтому надо отметить не только центральных защитников «Ахмата», но и проделавших огромный объем полузащитников. Если до перерыва по подборам было приблизительное равенство, то во втором тайме мы забрали у штрафной почти все. Только вот воспользоваться этим не смогли.

 Что помешало?
 Когда ты действуешь на непривычных скоростях и против футболистов очень высокого уровня, это подразумевается. Хотя мои ребята играли очень здорово. Но большинство быстрых атак мы не доводили до удара, что в первую очередь было следствием мастерства игроков «Зенита». Если против других соперников из десяти быстрых атак до удара можем довести 4-5, то здесь – только одну. Несколько раз доводили до удара уже через позиционные атаки.

 «АХМАТ» ПОКАЗАЛ МАКСИМУМ ВОЗМОЖНОГО

 Выход на замену Малкома потребовал от команды перестроений?
 Подчеркну – сегодня у «Зенита» есть более важные в созидательной игре, системообразующие футболисты. Это Ловрен с Ракицким, Сантос, Кузяев, Дзюба, Ерохин. Важно было нейтрализовать их. А с Малкомом требовалось на флангах избежать фолов. И этого нам не удалось. У молодых игроков было огромное желание себя проявить, помочь команде, стремление вступать в борьбу, но они ошибались  и нарушали правила. Поэтому в добавленное время выпустили Богосаваца. Чтоб он добавил надежности.

 Выпуская на последние минуты 34-летнего Олега Иванова, тоже рассчитывали на его опыт? Чего ждали в концовке от Иванова?
 Я не оцениваю футболистов по категориям «опытный» или «молодой». Исхожу из мастерства. Олег Иванов в первую очередь – сильный игрок, с хорошим видением поля, тонким пасом. Задачей Иванова было за счет передач вскрыть оборону, где у «Зенита» во втором тайме стало больше футболистов. Одну острую передачу Олег отдать успел, во втором эпизоде ему это помешал сделать ценой второй желтой карточки Ракицкий. Не сфоли зенитовец – у Иванова осталась бы возможность на острое продолжение атаки.

– Если учесть преимущество «Зенита» в мастерстве игроков, можно ли назвать глобальной задачей «Ахмата» минимизацию переходных фаз? С целью лишить соперника владения мячом на свободном пространстве.
 Можно почитать интервью Марсело Бьелсы. Он говорит: если ты не хочешь получить проблем в обороне, тогда не играй в атакующий футбол. Раз опасаешься переходных фаз, то вставай на свой половине и рассчитывай только на контратаки. Многие команды так и играют против «Зенита». Но «Ахмат» действовал не по схеме 8-1-1, мы выбрали более сложный вариант и в целом смогли его реализовать. Против «Зенита» показали почти максимально возможный для «Ахмата» уровень.