«Каким же светлым было бакинское детство!»

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ АЛЕКСАНДР МИРЗОЯН. 28 марта в Москве впервые в ранге сборных сойдутся национальные команды России и Азербайджана. Во всесоюзных чемпионатах бакинский «Нефтчи» и кировобадское «Динамо» не блистали. Лишь однажды, в 1966 году, бакинцы завое
news

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

АЛЕКСАНДР МИРЗОЯН. 28 марта в Москве впервые в ранге сборных сойдутся национальные команды России и Азербайджана. Во всесоюзных чемпионатах бакинский «Нефтчи» и кировобадское «Динамо» не блистали. Лишь однажды, в 1966 году, бакинцы завоевали бронзовые медали. Тем не менее в республике всегда вырастали талантливые футболисты, которые приглашались и в сборную, и в ведущие клубы страны. Достаточно вспомнить олимпийского чемпиона Игоря Пономарева, бронзового призера чемпионата мира Анатолия Банишевского, игроков сборной Юрия Кузнецова, Виталия Шевченко, Эдуарда Маркарова, Сергея Крамаренко, Рафика Кулиева... В их числе и защитник сборной СССР, чемпион страны в составе «Спартака» Александр Мирзоян.

Накануне исторического матча мы предложили Александру Багратовичу полистать свой семейный фотоальбом.


– Моя мама Вера Ивановна родилась в шахтерском городе Сталино (ныне Донецк), а папа Баграт Макарович вырос в Карабахе. Но судьба свела их в Баку. На семейном снимке я стою в первом ряду в центре – справа от меня брат Михаил, слева другой брат Анатолий. Увы, мама умерла в 82-м году, когда я играл в «Спартаке», а через пять лет из-за известных событий в Азербайджане папа с моими братьями вынуждены были бежать из родной республики. Вскоре папа умер. Анатолий уже пенсионер, вырастил двух сыновей, живет в Твери. А Михаил уехал вглубь Сибири – в Красноярск, где несмотря на пенсионный возраст все еще работает.

Меня, откровенно говоря, по-прежнему тянет в Баку, но, к сожалению, въезд в Азербайджан для меня, как, впрочем, и для большинства армян, после 87-го года закрыт. И я не могу попасть в родной город не только на стадион, но и на могилу моей мамы. Слышал, что армянское кладбище перекопали. Тем не менее надеюсь, что мамина могила сохранилась, и я когда-нибудь приду туда с цветами...


– Когда мне позвонили из «ССФ», я сразу догадался, что это связано прежде всего с предстоящей встречей сборных России и Азербай- джана. Для меня этот матч очень важен. Ведь я не только родился и долго жил в Баку, но и начинал там играть.

Однако болеть в субботу буду за сборную России. В том числе и по долгу службы – как президент Союза ветеранов футбола страны и как советник президента РФС Виталия Мутко.

Судьба азербайджанского футбола мне тоже небезразлична (на Кубке Содружества я всегда желаю удачи родному «Нефтчи»), но, разумеется, не в этот раз...


– В 76-м году «Арарат» играл товарищеские матчи в Африке. Перед игрой в Гане в городе Кумачи я впервые стал не только свидетелем, но и участником чисто африканского шоу. Я был в запасе, сидел на скамейке и смотрел на предматчевое представление. Вдруг ко мне подошли двое полицейских и увели в подтрибунное помещение. Там мне подкрасили лицо и шею черной краской, вместе с шаманом я вышел на беговую дорожку и стал развлекать зрителей. Не скажу, что у меня все получилось здорово, но в раздевалку, в отличие от одноклубников, крупно обыгравших хозяев, уходил под аплодисменты.


– С супругой Нателлой Викторовной я познакомился в Баку в 73-м году, на дне рождения у нашей общей знакомой. Она мне понравилась с первого же танца. Однако телефон свой не дала, пришлось узнавать через ее подруг. Но это все равно не растопило лед в сердце Нателлы. Не знаю, сколько еще мучился бы, если бы у Эдуарда Маркарова не родилась дочь Эрика. А поскольку его жена Стелла - родная сестра Нателлы, у меня появился прекрасный повод поздравить любимую девушку с рождением племянницы. Так я и попал в ее дом, в ее семью, и счастлив уже 36 лет.

Случается, что под настроение, даже без всякой причины, мы с Нателлой дуэтом поем на кухне романсы, русские народные песни. А почему бы и не петь, если в жизни все складывается хорошо?

Правда, детей у нас нет. Зато мы помогли Маркарову вырастить сына Эрнеста и дочь Эрику! У них, в свою очередь, родились три дочери, которые, как и их родители, много времени проводят в нашей квартире, у нас на даче.

На втором снимке я с внучатыми племянницами Аленой (сидит рядом со мной), Аллой (самая маленькая) и Эллой на представлении в цирке на проспекте Вернадского. Между прочим, на руках у девочек живые лисицы и заяц. Как же они были счастливы, когда дрессировщик разрешил им пообщаться со зверьками!


– По окончании игровой карьеры интерес к жизни не пропал. При случае мы, ветераны, независимо от командной принадлежности собираемся вместе, причем не только, чтобы вспомнить прошедшие дни, но и насладиться сегодняшними. Несколько лет назад в Москве был проведен турнир с участием «Спартака» и «Арарата». Кстати, в нем я выступал в форме и ереванской, и московской команд, как, впрочем, и Никита Симонян поочередно руководил играми «Арарата» и «Спартака».

После турнира мы собрались в одном уютном ресторане и продолжили отдых уже с фужерами армянского коньяка. А Никите Павловичу достался кинжал-бутылка. По-моему, это был подарок от Хорена Оганесяна (он – в центре).

На другом снимке видно, как после опустошенного «рога изобилия» я и Валерий Рейнгольд танцуем лезгинку.


– Когда я жил в Баку, нас не делили на азербайджанцев, армян, русских, евреев... Мы называли себя бакинцами. Каким же светлым было то время! Дружба проявлялась и на футбольном поле, и за его пределами. На снимке моя первая команда - группа подготовки «Нефтяник» (я - третий слева). Мы - чемпионы города!

Кстати, обратите внимание, какой маленький у нас капитан команды. А ведь это Виталий Шевченко – будущая звезда «Нефтчи»! Кто бы мог тогда подумать, что он потом так вырастет и в прямом, и в переносном смысле. Кстати, тренировали нас бывшие защитники «Нефтяника»: русский специалист Евгений Иванович Жариков и украинец, отец Виталика – Виктор Нестерович Шевченко.


– Вот уже 15 лет я являюсь президентом Союза ветеранов футбола России. Цель нашего Союза - оказывать посильную помощь ветеранам футбола, что мы и делаем регулярно...

Идею возглавить ветеранское движение мне подсказал Николай Николаевич Озеров, который был не только замечательным телекомментатором, артистом, теннисистом, но и руководителем ветеранского фонда «Спартака». Николай Николаевич чуть ли не до самой смерти курировал наш Союз, неоднократно давал мне советы, посещал наши мероприятия, хотя передвигался в конце жизни только в инвалидной коляске. На снимке одна из последних встреч с Николаем Николаевичем. Рядом с ним - олимпийский чемпион Анатолий Ильин и известный телекомментатор Георгий Саркисьянц (второй слева).


Александр Багратович МИРЗОЯН

Родился 20 октября 1951 года в Баку.

Амплуа: центральный защитник.

Карьера игрока: выступал за команды «Нефтчи» Баку (1969-1974), «Арарат» Ереван (1975-1978), «Спартак» Москва (1979-1983). В чемпионатах СССР сыграл 231 матч (забил 15 мячей).

Достижения: чемпион СССР-1979. Серебряный призер-1976 (весна), 1980, 1981. Обладатель Кубка СССР-1975. В сборной СССР сыграл два матча. Мастер спорта международного класса. Главный тренер команд «Спартак» Кострома (1986), «Локомотив» Горький (1987). С 1994 года - президент Союза ветеранов футбола России.

Новости. Футбол