Мы уходим! Уходим… уходим?

null
news
 

Сборная России-2002 

«Отсутствие результата – тоже результат». Эта расхожая фраза не несет в себе цели уничижения или успокоения. Просто она в определенных случаях призвана констатировать реальное положение вещей.

И все же для нескольких футболистов вернувшейся из Японии российской сборной итог ее выступления на чемпионате мира особенно горек. «Последний шанс» — так сами они называли главный турнир четырехлетия, подводивший итог эпохи российского футбола, которую олицетворяли они сами. Шанс взойти в составе национальной сборной на вершину, которая продолжила бы непрерывную до сих пор цепь покоренных мировых пиков.

А она, эта цепь, на самом-то деле весьма впечатляющая. Мы часто задаем себе вопрос: неужели никогда не станем футбольной державой? Позвольте, но чем же была наша страна на протяжении почти всей второй половины прошлого столетия? Олимпийское золото 56-го, Кубок Европы, его финал и бронза чемпионата мира 60-х, серебро Старого Света 72-го и 88-го плюс победа на Играх-88 в Сеуле. Много ли найдется в Европе, да и в мире стран, способных похвастаться такой же регулярностью высотных восхождений?!

Но начиная с последнего десятилетия минувшего века – как отрезало. А им, молодым, амбициозным футболистам юной российской сборной, конечно же, очень хотелось не прервать эстафету прежних поколений.

Они приняли брошенный судьбой вызов. Именно они, представители волны российских легионеров начала 90-х, оказались наиболее состоятельными в западных клубах среди всех поколений отечественных футбольных «эмигрантов». В сборной же они поначалу полагались на фасонистые в ту пору представления о «профессионально-денежных» отношениях.

Стремление любой ценой заставить уважать труд спортсмена в сочетании со старорежимной верой в неминуемый приход нового доброго тренера-наставника порой вступало в явное противоречие со здравым смыслом.

Так, оказались скомканными выступления сборной на чемпионатах Европы 1992 и 1996 годов и на чемпионате мира-94.

А потом, после жуткой концовки отборочного матча Евро-2000 с украинцами, «вдруг» выяснилось, что у наших ветеранов остается тот самый «последний шанс». В предварительных матчах чемпионата мира они сделали все, что могли, с запасом преодолев отборочную планку. А в Японии… В Японии выяснилось, что команды, в которых ставка делается исключительно на ветеранов, становятся обреченными, независимо от прошлых заслуг и нынешних обстоятельств. Подтвердилось очевидное: после тридцати лет и акклиматизация протекает тяжелее, и травмы заживают медленнее, да и жажда борьбы (независимо от числа прошлых побед) уже не та, что у молодых. Словом, свой шанс ветераны-«сборники» так и не использовали.

Но все-таки самое уместное, что мы можем сделать в отношении людей, для которых дальневосточный чемпионат мира мог быть, но не стал «лебединой песней», так это поблагодарить их за то, что они честно и до конца делали свое дело в сборной. И пожелать новых успехов в клубной карьере. Ибо на этом поприще они по-прежнему состоятельны. Не зря ведь Мостовой и Карпин мотивировали свое желание уйти из «Сельты» тем, что за пять лет выступлений в ней, сделав клуб одним из самых стабильных в мощном испанском чемпионате, они не добились никаких супердостижений.

Да и Онопко по-прежнему пользуется спросом у более крепких западных клубов, чем «Овьедо». Тем более что распространенная во всем футбольном мире, кроме России, зонная оборона, изобилуя взаимными подстраховками, во многом компенсирует его природный недостаток скорости.

И не вина наших ветеранов, что в сборной им было предложено играть в иной футбол, не в тот, к которому они привыкли в ведущих национальных чемпионатах Европы. Теперь сборную, очевидно, ждет тотальное обновление. Но кто бы ни возглавил ее новый тренерский штаб, вполне может быть заинтересован в помощи Мостового, Карпина или Онопко. И уж тем более Никифорова, Ковтуна и Аленичева (последний даже еще не разменял тридцатилетний рубеж). В то же время трудно призывать людей начинать новый отборочный цикл, зная, что плоды своих усилий через два года они вряд ли пожнут. И тем более наверняка не удержатся на ведущих ролях. Что же, действительно «уходя уходи»?

Станислав ЧЕРЧЕСОВ

Вратарь «Тироля» (Австрия) 02.09.63, 183 см, 78 кг

На чемпионате мира-2002 не играл.

Вчера. Как и многие его коллеги по амплуа, Станислав осуществил отнюдь не вертикальный взлет. Возможно, отсутствие перегрузок славы в молодости поспособствовало его спортивному долголетию. В сборной Черчесов дебютировал, когда ему было уже 27 лет. Впрочем, к тому времени он уже дважды признавался лучшим вратарем страны. А в 30 лет он впервые уехал за рубеж — в дрезденское «Динамо».

Вернувшись через два года в Россию, он не сумел помочь «Спартаку» сохранить чемпионский титул и вновь стал легионером — подписал контракт с «Тиролем», в котором и пребывает до сих пор.

Ни в США на ЧМ-94, ни в Англии на ЧЕ-96 безусловным статусом основного голкипера не владел. Однако 49 матчей, проведенные им в составе сборных СССР и России, убедительно свидетельствуют об устойчивом доверии их тренеров к Черчесову.

Сегодня. В минувшем евросезоне в возрасте 38 (!) лет вернулся в строй после сложной операции на колене и вновь стал в составе «Тироля» чемпионом Австрии. Как результат, новое приглашение в сборную накануне ее отлета в Японию, где он выполнял роль «гаранта» стабильности психологического климата среди наших голкиперов. С ней Станислав, очевидно, справился, но на результаты выступления сборной это повлиять уже не могло.

Завтра. Накануне отлета в Японию Черчесов заявил: «Если начинаешь думать, чем будешь заниматься после завершения карьеры футболиста, можешь считать, что ты ее уже закончил». Голкипер «Тироля» и в самом деле готов играть и дальше за свой клуб, да и приглашение в сборную врасплох его вряд ли застанет. Не для того же он «пахал» долгие месяцы по нескольку часов в день, разрабатывая травмированную ногу, чтобы сразу все взять и бросить.

И все же сейчас, когда речь идет о полном обновлении тренерского штаба сборной, что может повлечь за собой и перестановки в ее административном аппарате в целом, фигура Черчесова, очевидно, уместна в поле зрения руководителей нашего футбола. Ведь его профессиональный опыт, человеческие мудрость и надежность вполне могут быть востребованы не только на зеленом газоне.

Виктор ОНОПКО

Защитник «Овьедо» (Испания)14.10.69, 189 см, 80 кг

На чемпионате мира-2002 сыграл три матча. Средняя оценка от «С.С.» — 5,17.

Вчера. Виктор в неполные двадцать три громко заявил о себе на Евро-92, отыграв в его финальной части все три матча. Он не спасовал перед мощными немцами и голландцами (во встрече с тогдашними чемпионами он блестяще справился с опекой Гуллита). В 96-м успешно адаптировался в испанском «Овьедо».

Сегодня. Проведя последний сезон в первом дивизионе чемпионата Испании, Онопко все-таки отстоял свое место в основе сборной. Причина — карт-бланш от Романцева при «наличии отсутствия» роковых ошибок в отборочном цикле к дальневосточному чемпионату мира.

Достаточно ровно отыграл и в Японии, хотя и действовал традиционно медлительно, что, впрочем, отнюдь не диссонировало на общекомандном фоне.

Завтра. Интерес к 32-летнему футболисту, проявленный в последнее время к Онопко рядом известных клубов Испании и Англии, парадоксален лишь на первый взгляд. В Старом Свете спрос на опытных центральных защитников (а не либеро!) весьма устойчивый. В западноевропейском футболе отсутствие природной скорости Онопко способен компенсировать точным выбором позиции.

Благо при игре без либеро игроку в центре обороны не нужно предпринимать затяжных рывков для исправления ошибок партнеров. Зонная защита во всех видах спорта для того и предназначена, чтобы нейтрализовать нападение соперника при минимуме перемещений за счет отлаженного взаимодействия и взаимной подстраховки.

Насколько же Онопко может быть востребован в сборной России нового созыва, будет зависеть прежде всего от того, кто будет его (этот созыв) осуществлять.

Александр МОСТОВОЙ

Полузащитник «Сельты» (Испания)22.08.68, 179 см, 76 кг

На чемпионате мира-2002 не играл.

Вчера. Воспитанник армейской школы с блеском дебютировал в «Спартаке» Константина Бескова, в составе которого в 19 лет стал чемпионом Союза. Затем в «Спартаке» романцевском вырос в игрока сборной страны.

Путь Мостового на Запад, который он отправился покорять в июле 92-го, не был усыпан розами. В «Бенфике» и «Канне» дела у него складывались не слишком успешно. Зато в «Страсбуре» он сумел найти себя. Руководители французского клуба не хотели отпускать его в «Сельту», однако шесть лет назад он все же перебрался на Пиренеи. В своем «романе» с испанской командой он разочаровался только полтора месяца назад, когда она завершила очередной национальный чемпионат.

Сегодня. Болезненная и труднопредсказуемая в лечении травма (надрыв мышцы бедра) не позволила Мостовому сыграть в Японии. Обвинять врачей, что не залечили повреждение вовремя, по меньшей мере некорректно: медицина — наука субъективная, и прогнозы в ней носят весьма условный характер.

Зная же самого Мостового, можно наверняка утверждать, что если бы он чувствовал, что способен помочь сборной, то сделал бы все, чтобы выйти на поле.

Завтра. Александр на исходе своей карьеры не без оснований хочет поиграть в каком-нибудь западном клубе, способном, в отличие от «Сельты», решать серьезные задачи национального и континентального масштаба. И хотя чемпионат мира повышению его рейтинга не способствовал, статус «свободного агента» должен помочь Мостовому найти приемлемый вариант. Однако и за сборную сыграть он наверняка не откажется. Ведь Евро-04 в принципе не за горами. А досадный надрыв был все-таки только «частичным». И хотя мышечная ткань срастается непросто, Александр в ближайшее время наверняка восстановится полностью.

Валерий КАРПИН

Полузащитник «Сельты» (Испания)02.02.69, 182 см, 78 кг

На чемпионате мира-2002 сыграл три матча. Средняя оценка от «С.С.» — 6,17.

Вчера. Начав свой путь в большой футбол в Нарве, к своему первому шансу закрепиться в нем Валерий отнесся снисходительно. Будучи призванным в ЦСКА, большую часть срока службы он провел во второй армейской команде. Зато в «Спартаке» его талант раскрылся в полной мере. Хотя Валерий практически всю свою карьеру проводит на правом фланге полузащиты, он сумел зарекомендовать себя как один из самых универсальных игроков в плане диапазона действий на поле. Он и забивал всегда с завидной для хавбека регулярностью, и в командных взаимодействиях участвовал весьма продуктивно. Причем независимо от того, в какой команде играл — в клубе или сборной, у Романцева или, скажем, у Садырина или Бышовца.

В сборной Карпин закрепился во время отборочного цикла к ЧМ-94 и с тех пор свое место в ее основном составе никому не уступал.

Сегодня. В Японии Валерий сыграл, пожалуй, наиболее ровно из тех футболистов, которым тренерский штаб постоянно доверял место в стартовом составе. Однако из-за очевидных проблем в центральной оси команды его КПД был все же ниже обычного. Тем более что и соперникам в такой ситуации было проще отрезать его на фланге от партнеров.

Завтра. Валерий, как и его одноклубник Мостовой, похоже, уже не верит, что сможет добиться с «Сельтой» чего-то серьезного по европейским масштабам. Поэтому в оставшиеся недели европейского межсезонья он постарается найти более перспективный клуб. Все-таки, по старосветским меркам, возраст у него еще не критический.

Что же до сборной, то до начала чемпионата мира Валерий неоднократно заявлял о том, что независимо от его исхода он собирается уступить дорогу молодым. Хотя неизвестно, каким будет его решение теперь, если он все же будет всерьез востребован новыми тренерами сборной.

Новости. Футбол