«Мяч забил… Владимир Быстров!». Полузащитник «Зенита» заставил трибуны «Петровского» почти в едином порыве повторить эту фразу диктора

Героем очередного матча «Зенита» стал… кто бы вы думали? Владимир Быстров. Заработав пенальти и забив свой четвертый гол в четырех встречах, полузащитник помог команде обыграть ЦСКА, обойти армейцев в турнирной таблице и приблизиться к лидирующему «Рубин
news

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 23-й ТУР. «ЗЕНИТ» – ЦСКА – 2:0

Зенит

2

ЦСКА

0

Героем очередного матча «Зенита» стал… кто бы вы думали? Владимир Быстров. Заработав пенальти и забив свой четвертый гол в четырех встречах, полузащитник помог команде обыграть ЦСКА, обойти армейцев в турнирной таблице и приблизиться к лидирующему «Рубину» на расстояние семи очков.

Павел Федорович Садырин – легенда «Зенита». Одиннадцать лет отыграл он в городе на Неве, шесть из них капитанил. Был настолько нацелен на победу в любом конкретном матче, что специалисты про него говорили: «Будь в команде 11 Садыриных, она никогда бы не проигрывала». Став тренером, Садырин сделал то, чего не удавалось до него никому, – привел в 1984 году «Зенит» к званию чемпиона СССР. В те времена еще речи не шло о зарубежных варягах, гигантских деньгах газового спонсора и так называемом административном ресурсе. Хотя баннеры уже были. Баннер «Паша Садырин – футбольный бог» занимал на ленинградском стадионе два сектора.

Павел Федорович Садырин – легенда ЦСКА. Возглавив застрявший в первой союзной лиге клуб, которому до нынешнего лоска было далеко, как до Луны, Садырин за год вывел его в «вышку». На следующий год завоевал серебро. Получив предложение возглавить сборную, отказался, сказал: «Обещал ребятам, что дойду с ними до конца. До золота». И дошел, на следующий год выиграв чемпионство того еще, союзного масштаба. Кричалка «Самый лучший тренер в мире – Павел Федорыч Садырин» перекочевала из города на Неве на Песчанку.

Поклонники обоих клубов слагают о нем легенды. И до сих пор «делят» его, отстаивая до хрипоты масштаб достижений в каждой команде. 18 сентября, в день рождения Садырина, турниры его памяти проходят и в Питере, и в Москве. Неделю назад ему исполнилось бы 67 лет.

– Паша всегда умел объединять людей. И так получается, что делает это даже после смерти, – в голосе вдовы Садырина Татьяны Яковлевны – грусть и гордость. – Дважды в год – в день рождения и день смерти (1 декабря. – Прим. ред.) на его могиле на Кунцевском кладбище собираются ребята, с которыми он работал, – Сережа Семак, Игорь Корнеев, Максим Боков, Володя Кулик, Юра Окрошидзе, Дима Хомуха, Валера Минько, Олег Малюков, Женя Варламов, другие. У всех работа, дела, вот и получается, что редкие их встречи проходят у Паши на могиле.

«ПРОСТИ НАС, ФЕДОРЫЧ»

– Садырин трижды расставался с «Зенитом», трижды – с ЦСКА. И не раз тяжело уходил, с обидой.

– Паша был вспыльчивым, мог взорваться на ровном месте. Но всегда быстро отходил, извинялся. А вот когда его обижали, носил все в себе, жутко переживал. Из «Зенита» в 1987-м он ушел из-за ребят, которых за три года до этого сделал чемпионами. Тогда ведь демократия у нас начиналась, вот им и захотелось вольной жизни. Потом, сколько ни встречались, говорили: «Прости нас, Федорыч, дураки мы были». В 1998 году после неудачного первого круга Пашу «попросили» из ЦСКА. А во втором круге с Олегом Долматовым команда «побежала», одержав 14 побед подряд и добравшись до серебряных медалей… Но самым обидным для него был уход из «Зенита» в 1996-м. Ему в 1995-м задачу поставили: за два года вывести «Зенит» в высшую лигу. Он справился за один. На следующий год закрепился там, получил звание лучшего тренера Санкт-Петербурга. И… получил приказ об увольнении, «подарок» к 7 ноября. Привезли его к нам на квартиру, заставили Пашу на лестничной клетке на нем расписаться и не потрудились объяснить толком, почему решили его уволить. С Виталием Мутко, который тогда клуб возглавлял, он потом больше даже не общался… Хотя нет, была встреча. В 1999-м, на пятнадцатилетии золотой победы «Зенита». Помню, Паша разговаривал то с одним, то с другим, а я в сторонке стояла. Дали мне брошюру, специально посвященную этому мероприятию. Один раз ее пролистала, второй, третий. И – представьте себе! – фамилию Садырин в ней так и не нашла! В голове не укладывается, кому и зачем понадобилось так обижать Пашу. До конца своих дней брошюрку эту он так и не увидел – я ему ее никогда не показывала.

– Сейчас в Питере только и разговоров, что о Владимире Быстрове. Он из «Зенита» ушел всего раз, но, похоже, успел тем самым обидеть многих…

– Думаю, многие за его переходом видят только деньги. Но я знаю: люди, пожившие в Санкт-Петербурге, а тем более выросшие в этих местах, всегда с особым трепетом относятся к городу и клубу. Мне кажется, это стало не последней причиной его возвращения. Да и спортивные амбиции наверняка присутствовали. Ведь, вспомните, от Быстрова в Питере отказались, решили, что он не нужен. А тут – вернули, признали свою ошибку. Для любого человека крайне важно, когда его ценят…

– Что бы вы посоветовали Быстрову, чтобы вернуть любовь фанатов?

– Играть. От души. Что тут еще можно сделать?

ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Участие Быстрова в игре с ЦСКА было под вопросом. Из-за травмы он до субботы тренировался по индивидуальной программе. Но в протоколе его фамилия – в стартовом составе. Как и фамилия Кежмана, которым Анатолий Давыдов решил заменить дисквалифицированного Семшова. У ЦСКА вместо Мамаева, также пропускающего встречу из-за желтых карточек, выходит Рахимич. Состав армейцев словно возвращает в 2005 год, когда команда играючи брала трофеи в России и даже выигрывала Кубок УЕФА. Спустя четыре года в числе основных 11 игроков – лишь трое новичков: Дзагоев, Гонсалес да Гильерме. А если учесть сидящих на скамейке Карвальо и Одиа, то и вовсе получается, что все новое – хорошо забытое старое. Вот только позолота с армейцев уже пооблетела. Сезон четырехлетней давности так и остался для этой команды пиком.

Размышлять о прошлом приходится из-за того, что весь стадион затянут дымом. Фанатские секторы «Петровского» перед началом матча зажигают около сотни файеров, подсвечивая баннер «За традиции и принципы. Наше имя – «Зенит». Опять намек на ситуацию с Быстровым, фамилию которого на представлении фанаты «традиционно и принципиально» освистывают.

«МЕСТЬ» ЗА ТИМОЩУКА

Зенитовцы начинают активнее, однако первый опасный момент – за гостями. Малафеев опрометчиво вылетает на перехват, но Гильерме и Гонсалес сталкиваются и мешают друг другу пробить. У питерцев в первые 15 минут можно вспомнить разве что дальний удар Кежмана рядом с «девяткой».

Фанаты начинают исполнять трудовую повинность: затягивают песню про спартаковское прошлое Быстрова. Остальная часть стадиона встречает «выступающих» свистом. На стыке 15-го и 16-го секторов вспыхивает конфликт. Да какой! С фанатской стороны в сторону «кузьмичей» летят кресла! Если фанаты «Зенита» кому-то что-то пытаются показать, то тут можно вести речь лишь о демонстрации отсутствия культуры и элементарного уважения к людям (подробнее о поведении трибун «Петровского» и развитии ситуации с Быстровым – стр. 8).

Игроки происходящего на трибунах, похоже, не замечают. Текке попадает в штангу после навеса. Причем возле нее стоят еще двое совершенно неприкрытых игроков «Зенита» – чудо, что мяч отскочил не к ним, а к соперникам! Да уж, оборона армейцев сейчас не та, что в 2005-м. Гусу Хиддинку есть о чем задуматься перед матчем с Германией.

Впрочем, в атаке у ЦСКА получается не хуже, чем у «Зенита», защитники которого тоже не безгрешны. Мейра поскальзывается, исполняя свободный удар, и Малафеев спешит на помощь, выступая в роли «пожарного». На счастье хозяев, успешно. Ловит он и удар Красича, обещавший быть голевым, – до этого Милош играючи ушел от защитников, и бить ему никто не мешал.

Фанаты наконец вспоминают, что на стадион они пришли не только ради Быстрова, и подбадривают «Зенит» отрывистой командой «Вперед! Вперед! Вперед!». «Зенит» в лице Быстрова откликается. Прострел полузащитника, мяч попадает в руку кому-то из армейцев, арбитр Сухина секунду думает, видимо, вспоминая, что в матче первого круга за точно такое нарушение со стороны Тимощука он поставил 11-метровый «Зениту»... И показывает на «точку». Кежман, который накануне на тренировке долго и упорно отрабатывал пенальти в левый нижний угол, бьет по центру. Акинфеев падает вправо и ловит воздух. 1:0 перед самым перерывом.

КЕЖМАН ПЕРЕПРЫГНУЛ АКИНФЕЕВА

Можно было ожидать, что во втором тайме ЦСКА прибавит. По крайней мере так было во всех матчах красно-синих под руководством Хуанде Рамоса (ему в пятницу исполнилось 55 лет) – даже в проигранном поединке с «Вольфсбургом». Однако картина обратная. ЦСКА, разменяв Гильерме на Нецида, стремится использовать в атаке силовые методы. Поначалу это приносит плоды в виде полуопасных моментов с участием чешского нападающего, но потом армейцы все чаще и чаще нарываются на быстрые контратаки питерцев. Кежман выходит один на один с Акинфеевым, но далековато упускает мяч. Когда Игорь шел в ноги форварду, у многих, думаю, екнуло сердце – не хватало нам лишиться еще одного вратаря сборной, причем основного! Однако зенитовский серб, в отличие от спартаковского бразильца, голкипера перепрыгнул.

А потом пришло время Владимира Быстрова. Покуда армейские защитники бегают в атаку (Алексей Березуцкий имел даже шанс выйти один на один!), Быстров пользуется их огрехами и свободными зонами на противоположной стороне поля. Раз слалом – трое соперников на земле, но передачу на Текке прерывают соперники. Два – еще двое за спиной, но Акинфеев прерывает прострел, а добивания Кима и Текке не приводят к успеху. И три – сольный проход и удар в дальнюю «девятку». 2:0! Быстров, снова игравший с травмой, без сил валится на газон. А стадион в едином порыве повторяет за диктором Константином Анисимовым: «Мяч забил… Владимир Быстров!».

Свист? Может, кто и свистел, но это было совсем не слышно.

Не знаю, как вам, а мне жаль, что Быстров из-за перебора карточек не сыграет в следующем туре с «Динамо». Однако история про то, как парень, несмотря на травлю фанатов, забивал в четырех своих первых встречах за «Зенит», когда-нибудь тоже станет легендой города на Неве. Да что там – уже стала.

НОВОСТИ «ЗЕНИТА»

МИЛЛЕР ВСТРЕТИЛСЯ С ФУРСЕНКО

Через час после окончания игры между «Зенитом» и ЦСКА журналисты, расходившиеся по домам после работы на центральном матче 23-го тура, лицезрели встречу председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и бывшего президента «Зенита» Сергея Фурсенко, которому прочат возвращение в питерский клуб. Встречу, по всей вероятности, неофициальную.

Проходила она, что называется, «без галстуков» и не в офисе «Газпрома», а прямо у «Петровского». Разговор длился более получаса и, по всей видимости, был секретным: охранники не позволяли приблизиться ни на шаг. Ни для того, чтобы задать вопрос, ни даже для того, чтобы запечатлеть «историческую встречу». В противном случае охранники обещали «стереть фотографию», сообщает из Санкт-Петербурга корреспондент «Советского спорта» Владислав БЕЛЯКОВ.

САНКЦИИ

БЫСТРОВ И ВАСИЛИЙ БЕРЕЗУЦКИЙ ПРОПУСТЯТ 24-й ТУР

Помимо Владимира Быстрова, получившего в игре с ЦСКА восьмое предупреждение в сезоне, следующий тур пропустит еще один участник субботнего матча на «Петровском» – Василий Березуцкий. Для Березуцкого нынешний «горчичник» – четвертый.

Напомним, 4 октября, в воскресенье, «Зенит» примет на «Петровском» «Динамо», а ЦСКА сыграет в «Лужниках» с «Кубанью».

Новости. Футбол