Где Толстых – там не рвется?

СПОРНЫЙ МОМЕНТ. Ключевое кадровое решение было принято на исполкоме РФС: президент ПФЛ Николай Толстых, семь лет возглавлявший Палату по разрешению споров, был заменен на юриста Кантемира Гусова. Толстых, которого многие не любили, некоторые боялись, отд
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
КАДРЫ

СПОРНЫЙ МОМЕНТ. Ключевое кадровое решение было принято на исполкоме РФС: президент ПФЛ Николай Толстых, семь лет возглавлявший Палату по разрешению споров, был заменен на юриста Кантемира Гусова. Толстых, которого многие не любили, некоторые боялись, отдельные – ненавидели, но почти все уважали за справедливость, неподкупность и стойкое следование законам, оказался не нужен в должности, которая и требует быть справедливым законником. И это в период объявленной войны коррупции, двойным стандартам и всему прочему негативу… «ССФ» попытался понять, что же случилось.

Николая Толстых в футбольном мире считают жестким функционером...
 

В команде Сергея Фурсенко произведена замена: вместо главы Палаты по разрешению споров Николая Толстых в игру вступил Кодекс чести. Вопрос: какие изменения последуют в тактике игры?

Почему так почти демонстративно совпали принудительный уход Толстых с должности, предполагающей твердость-принципиальность, и выход кодекса? Первым делом возникает подозрение: Николай Александрович с означенным кодексом несовместим. Например, не соблюдает какой-то из «традиционных российских законов общности: взаимовыручки, поддержки, сострадания» (цитирую по тексту принятого документа). Буквально за несколько дней до отстранения он едва не оставил «Крылья Советов» на полчемпионата с разбитым корытом, принудив их выплатить все долги игрокам и тренерам. Не прогнулся в сострадательном наклонении навстречу клубу, утопшему в долгах, но удостоенному отдельного внимания властей.

Толстых и работник – синонимы. Толстых и порядок – тоже синонимы. Характер его, да, многим не нравится. Но порядок и бесхарактерность, опять же, вещи несовместные. Меж тем у Фурсенко сейчас самая пора скреплять свое руковождение и словотворчество подбором дельных работников. И если Толстых – не работник, то каковы же подходы-критерии у президента РФС?

Пока любимое слово у Фурсенко – «договариваться». Он пошел, не поленился в квартиру, где проводили голодовку несколько болельщиков убиенной «Москвы», – и договорился с ними: команда обязательно сохранит хоть какой-то признак жизни, а вы возобновляйте прием пищи. «Москва» тем не менее ушла в мир иной. Потом Фурсенко договорился с фанатами «Спартака», что отважно проникнет в их трибунную гущу – только давайте без мата. Фурсенко проник, мат на стадионе был громкий. Фурсенко его не слышал.

Где-то это ведь уже было: ребята, давайте жить дружно… Что там дальше последовало-то в мультяшной истории, не напомните? После замены Толстых на кодекс у меня в голове сама собой сложилась причудливая форма новой футбольной политики: добровольно-принудительное помилование. Такая вот, понимаешь, загогулина, как говаривал другой президент.

... но ведь в бытность игроком он никогда не избегал стыка.
 

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему он стал не нужен?

Вячеслав КОЛОСКОВ, экс-президент РФС:

– Ответ очевиден: Толстых стал кому-то неугоден, поэтому его и отстранили от руководства очень важной в футболе Палаты по разрешению споров. Руководителям РФС нужны «пластилиновые» люди, которыми можно легко управлять. Николай же Александрович не позволяет собой руководить и навязывать ему мнения, противоречащие регламенту РФС. Он всегда был и остается порядочным человеком, и принимаемые им решения идут во благо футбола.

Да, в начале 1990-х годов, когда на развалинах всесоюзной федерации футбола создавался РФС, мы были конкурентами, у нас были сложные взаимоотношения, случались даже конфликты. Тем не менее, когда на учредительной конференции решался вопрос о президенте ПФЛ, я три раза поднимался на трибуну и доказывал делегатам, что им должен стать Толстых. Потом у нас отношения стали нормальными. Мы не хотели путать личные и государственные интересы.

Что касается ссылки на то, что совмещение двух постов якобы противоречит Уставу ФИФА, – это сказки для непосвященных людей. Пользуясь случаем, напомню, что в документах ФИФА написано по этому поводу: «Палата по разрешению споров является органом Комитета по статусу и переходу футболистов, и председатель комитета в обязательном порядке должен быть членом исполкома».

Повторяю, руководители РФС пошли на уступки каким-то клубам, которым Толстых стал неугоден, стал костью поперек горла. Очевидно, Николай Александрович не выполнил чьих-то указаний, которые шли вразрез с нормами и принципами футбола.

 

 

Валерий ПЕТРАКОВ, тренер:

– Это удивительное решение исполкома. Я не владею всей информацией, поэтому могу только предполагать. Например, не исключаю вероятность сведения счетов теми, кого Николай Александрович убрал из футбола. Но это все равно будет частность. Куда страшнее, если главная причина – в его принципиальности, желании служить футболу по закону.

С Николаем Александровичем знаком, наверное, более тридцати лет, когда мы еще играли друг против друга – он в «Динамо», я в «Торпедо». Толстых был игроком оборонительного плана. Он и тогда слыл в нашем футболе белой вороной, поскольку старался разрушать чужие атаки по правилам.

А когда я работал главным тренером в «Томи», был вынужден написать заявление в Палату по разрешению споров, потому что меня пытались пересадить в кресло спортивного директора. Толстых детально разобрался в проблеме, проявил объективность и доказал руководителям «Томи», что они нарушают контракт со мной. В итоге мне не пришлось даже писать бумагу в КДК, и я спокойно ушел из «Томи».

Виктор РАЗВЕЕВ, и.о. президента «Крыльев Советов»:

– На этот вопрос ответить не могу. Я с Николаем Александровичем встречался всего один раз, но слышал о нем как об очень сильном профессионале. А почему он в этой должности не нужен, ответить, повторяю, не могу.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Николай Толстых занимает должность президента Профессиональной футбольной лиги с момента ее основания, с 1992 года, а руководителем в Палате по разрешению споров работал с 2003 года. Должности эти сродни горячей сковородке: очень часто необходимо принимать решения по острым вопросам, связанным с огромными денежными суммами и жизнедеятельностью целых клубов. Вот несколько примеров, когда Толстых должен был «резать по живому».

ОСЕНЬ 2008

«ДЕЛО КОСОГОВА»

Восьмого октября 2008-го после матча «Динамо» (Санкт-Петербург) – «Волочанин-Ратмир» (Вышний Волочек) (0:1, вторая лига, зона «Запад») главный тренер команды из Тверской области Владимир Косогов рассказал о договорных матчах в российском футболе. В частности, Косогов упомянул о том, что в 2004 году генеральный директор «Терека» Лом-Али Ибрагимов предлагал тульскому «Арсеналу», в котором тогда работал Косогов, «отдать игру за 60 тысяч долларов». Также Косогов заявил, что «Томь» в том же 2004 году «купила 16 игр». Видеозапись с этими заявлениями Косогова через некоторое время появилась в Интернете и имела широкий резонанс. Поскольку Косогов не смог предъявить никаких доказательств, КДК РФС было принято решение о наложении штрафа на Косогова в размере ста тысяч рублей. Но при этом Косогов во многом благодаря позиции, занятой президентом ПФЛ, не был лишен права на профессию и продолжает работать во втором дивизионе российского футбола.

9 ФЕВРАЛЯ 2009

«ДЕЛО ТИТОВА–ЮРАНА»

Экс-полузащитник «Химок» Егор Титов подал в Палату по разрешению споров заявление, после того как в очередной раз не сумел договориться о выплате ему задолженности в размере 800 тысяч долларов (по данным «ССФ». – Прим. ред.). В результате трехчасового заседания по «делу Титова» «Химкам» запретили регистрировать новых футболистов до полного погашения долга перед игроком.

Через некоторое время был найден компромиссный вариант: часть долга Титову выплатили сразу, остальную сумму – частями по ходу сезона. Егор отозвал заявление, и «Химки» сумели перед сезоном заявить новых футболистов.

Также заявление в палату подавал и экс-главный тренер «Химок» Сергей Юран. Однако после консультаций с Николаем Толстых заявление было отозвано практически сразу – долг в размере 75 тысяч евро удалось вернуть мирным путем.

15 ФЕВРАЛЯ 2009

ПРОТИВ АГЕНТОВ

Николай Толстых предлагает внести изменения в документы, регламентирующие деятельность футбольных агентов. «Не могу смириться с ситуацией, при которой агенты чувствуют себя лучше, чем детские тренеры. Как член исполкома РФС я предлагаю ужесточить меры по регулированию агентской деятельностью, при этом не снимая ответственности с руководителей клубов».

ИЮЛЬ–АВГУСТ 2009

«ЕЛЕЦКОЕ ДЕЛО»

Пожалуй, самое громкое футбольное дело связано с игрой «Елец» – «Факел-Воронеж» (1:3, второй дивизион, зона «Центр», 18 июля 2009). Перед матчем представители обоих клубов – спортивный директор «Факела-Воронежа» Владимир Пономарев и начальник команды «Елец» Александр Киселев попытались предложить денежное вознаграждение арбитру встречи Александру Корешкову. После победы гостей директор «Ельца» Юрий Киселев пообещал арбитрам, что у тех найдут в машине наркотики. Инспектор матча Михаил Петров написал про угрозы в рапорте и сообщил об этом в ПФЛ.

Вскоре РФС создал рабочую комиссию, которую возглавил президент ПФЛ Николай Толстых. После исследования всех материалов дела и опроса свидетелей было принято суровое решение в отношении обоих клубов – «Елец» и «Факел-Воронеж» за попытку подкупа и давление на судей исключены из состава участников второй лиги зоны «Центр».

МАРТ 2010

«ДЕЛО СОРОКИНА»

Бывший полузащитник московского «Динамо» Валерий Сорокин еще в 2007 году подал заявление в Палату по разрешению споров в связи с восьмимесячной задолженностью по зарплате, которую бывший клуб отказывался выплачивать.

Глава палаты Николай Толстых и новое руководство «Динамо» разрешили спор мировым соглашением только в конце марта 2010 года – задолженность в размере 60 тысяч долларов Сорокину выплачена.

ЯНВАРЬ–АПРЕЛЬ 2010

«ДЕЛО «КРЫЛЬЕВ СОВЕТОВ»

Из-за многочисленных долгов перед игроками и кредиторами клуб из Самары стал настоящей головной болью для главы Палаты по разрешению споров Николая Толстых. «Крыльям» за последний год не один раз запрещали регистрировать новых футболистов из-за задолженностей Андрею Тихонову, Владиславу Игнатьеву, Иржи Ярошику, Яну Коллеру… Естественно, самарские руководители разного уровня не раз предлагали Толстых «обходные варианты» решения проблемы, но тот был непреклонен. В итоге на начало сезона в «Крыльях» элементарно не хватало футболистов для участия в чемпионате. Так как с Толстых не удалось договориться, руководством РФС было принято беспрецедентное решение продлить на месяц трансферное окно. После того как «мытьем и катаньем» долги были реструктурированы, клубу снова разрешили вести трансферную деятельность.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Николай ТОЛСТЫХ

Родился 30 января 1956 года.

Карьера игрока: воспитанник школы московского «Динамо». Выступал за московское «Динамо» (1974–1983). В чемпионатах СССР сыграл 126 матчей, забил 6 мячей.

Достижения: финалист Кубка СССР (1979), мастер спорта.

Карьера функционера: работал начальником отдела футбола и хоккея МНС «Динамо» (1984–1986), начальником команды московского «Динамо» (1987–1989), генеральным директором (1990), первым вице-президентом (1992–1996) и генеральным исполнительным директором ФК «Динамо» (М). Член комитета Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА) по нелюбительскому футболу (с 1994). Президент Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) (с 1992 года). Глава Палаты по разрешению споров комитета РФС (с февраля 2003 по апрель 2010 года). n

Новости. Футбол