Евгений Ловчев: У нас есть выдающийся по российским меркам голкипер (обновлено)

Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев - об итогах минувшей недели.
news

Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев - об итогах минувшей недели. 

Почему первая сборная и «молодежка» делят форварда, который за весь чемпионат забил ноль голов?

– Эта тема – с количеством форвардов-россиян – заслуживает отдельного разговора. Капелло взял в сборную Кержакова, Кокорина, Смолова. Двух последних ждали и на Евро-2013 среди молодежи.

Теперь смотрим на достижения. Кержаков забил 10 голов в чемпионате (последний из которых в ноябре), Кокорин – 10 (но он травмирован), Смолов – ноль. Когда мне сказали про этот ноль, сначала не поверил. Все-таки Федор талантливый парень, ему доверяет Хиддинк. Смолов давно в обойме различных сборных, гол за национальную команду уже забил…

Что получается? Один форвард не забивает с осени, двух других надо делить с «молодежкой». И в итоге по ходу матча с португальцами в качестве спасителя выходит Смолов, с этим нулем в чемпионате. И его же ждут в том же качестве в «молодежке»!

Что у нас происходит с нападающими? Футбол стал бизнесом, нужен быстрый результат, а его могут дать форварды. Их везут в большом количестве, с разных концов света, и, если посчитать уплаченные суммы за последнее десятилетие, мы, полагаю, могли бы застроить всю страну манежами и искусственными полями.

Изучите список бомбардиров, в первой двадцатке – лишь шестеро россиян. У нас готовы доводить до ума иностранцев молодых, а своих постоянно отправляем в Томск, в Пермь… И это ведь стало уже тенденцией. Это тактика кукушки!

Сейчас накинулись на Кержакова – мало забивает. А как ему забивать, если привезли дорогущего иностранца и ставят именно его? Халк разве так хорош? Но посмотрите, что происходит – он бьет, не попадает, но его все равно ставят. Потому что уплачены деньги. Игра, хорошо выстроенная, в которую россиянин был органично вписан, разрушена.

Возьмите «молодежку», где в первом матче группового этапа Евро-2013 в атаке играл Черышев (не центрфорвард), а потом вышел Григорьев (не форвард вообще)… И взгляните на испанцев, у которых эта «молодежка», уверен, через пару-тройку лет окажется в первой сборной. Там просто шире выбор игроков!

Что будет, когда Сергей Игнашевич уйдет на покой?

Ни в коем случае не приближаю этот момент, желаю Сергею доброго здоровья. Но посмотрите, какова история состава сборной. В девяностых и начале нулевых у нас практически не было альтернативы Онопко. Нынче нет альтернативы Игнашевичу. Но когда уходил Онопко, был Игнашевич. Кто есть сейчас? Да, футбол не терпит пустоты, и дай бог новичкам успеха.

Дело-то в другом. Наше счастье в том, что у Игнашевича богатырское здоровье. В том, что Сергей не получает травм, очень профессионально относится к делу, его не мучают вопросы заработной платы одноклубников, он не попадает в истории с ночными загулами и не спорит с болельщиками. Он во многом образец для подражания.

Но есть ли у него альтернатива?

В «молодежке» играют Бурлак и Беляев, которых в «Локо», как я понимаю, не особенно жалуют. Могут ли они составить такую же сыгранную пару, как Игнашевич – Василий Березуцкий? В нынешней ситуации у них, откровенно говоря, иного пути и не остается…

Матч с Португалией, в котором мы надеялись на нападающего, который 6 месяцев не забивал (а меняли его на игрока, который вообще в чемпионате не поражал ворота соперника,) показал: мы у края. Представьте такую же ситуацию перед ЧМ-2014 – кому там забивать голы?

Что у нас перед ЧМ-2018? Да, мы выиграли Евро-2013 среди юношей, но три из пяти матчей мы завершали вничью со счетом 0:0. Дважды команда выиграла после серии пенальти.

Ошибочно считать, что все упирается только в лимит. Да, клубам выгоден слабый лимит. Но если у клубов будет огромный (не широкий, а огромный) выбор сильных молодых футболистов, то они предпочтут своего. Мне думается, РФС и Капелло надо формулировать четкий запрос к ДЮСШ, к клубам, к власти – чего мы хотим к домашнему ЧМ-2018? Каков выбор футболистов, что необходимо сделать, дабы этот выбор расширить?

У нас работали три тренера-иностранца. Они показали несколько другой подход по сравнению с нашими специалистами. Но сейчас, на примере игры с Португалией, мы сами должны понять: у тренера сборной просто не будет скоро товара. И рано или поздно столкнемся с тем, что ради выживания самого института сборной придется натурализовать иностранцев.

С левым защитником в сборной просто беда.

– Очень жаль, что тяжелую травму получил Андрей Ещенко, который мог сыграть на двух флангах. Ведь до него ситуация с этим левым защитником была одинаковой на протяжении пяти лет – Жирков, который не хотел играть здесь и говорил прямо об этом, закрывал позицию. Он стремился в атаку, и вот при Капелло получил такую возможность. В матче с португальцами слева вышел Дима Комбаров, чуть выше него – Жирков. Был в игре момент, который просто взбесил. Комбаров подключился вперед, отдал передачу Жиркову, но тот мяч потерял.

Казалось бы – ну, твоя ошибка, беги назад, закрывай зону Комбарова! Но нет, это Комбаров понесся назад, а Жирков трусцой побежал в оборону. А ведь момент был очень опасный, нам едва не забили!

Что, Жирков настолько хорош в обороне? Нет, его мы помним по рейдам в атаку. Что, Комбаров великолепен в защите? Тоже нет. Оба тяготеют к средней линии. Но вот нет левого защитника – и хоть ты тресни! Задумаемся – у нас ведь уже третий тренер-иностранец говорит одну и ту же фразу: мол, у России 140 миллионов жителей, большой потенциал! Так почему ж тренер, который явно видит проблемы с составом (нет форвардов, близящийся закат Игнашевича, дыра на левом фланге обороны), молчит об этом? Почему бы тренеру не прийти на исполком и не поставить вопрос? Почему не выступить в прессе? Капелло ведь, только подписав контракт, сказал о сужении выбора футболистов после смягчения лимита?

Вопрос должен ставить главный тренер – и перед федерацией, и перед клубами. К нему прислушаются. А дело федерации – провести анализ. В конце концов проблема не только в лимите, о чем справедливо говорят клубы. В России ведь большие деньги тратятся в том числе и на поддержку ДЮСШ, их довольно много по стране. И важный момент – сколько в итоге из этих школ выходят профессиональных футболистов? Если выхлоп небольшой, давайте ставить проблему и прямо говорить: наши ДЮСШ не готовят спортсменов, а занимаются физкультурой. И необходима другая форма организации детского футбольного хозяйства. Возможно, взять за образец старый советский опыт, где будет несколько академий, групп подготовки в различных регионах страны, куда и будут попадать лучшие?

Сборная впервые столкнулась с предотпускным синдромом.

– По ходу матча я обращал внимание на то, что команда как будто зажата, перегорела. После матча Василий Березуцкий обратил внимание на то, что у не игравших в финале Кубка была долгая пауза до матча, что финал Кубка, который начался в полвторого, отнял много сил.

Это новая реальность, вызванная переходом на «осень–весну». В нечетные годы к этому сборникам предстоит привыкать. У нас получился на редкость напряженный чемпионат, в котором даже в последнем туре многое решалось, отдохнуть никому не удалось. Напряженным выдался и финал Кубка. Но раннее начало – это ведь просьба клубов.

Футболистам сборной, на мой взгляд, надо привыкать к этой новой реальности, и где же они были, когда переходили на «осень–весну»? И в принципе многое ли для клубов премьер-лиги изменилось, ведь до сих пор считается, что поменяли местами только круги? К тому же и Криштиану Роналдо, и все другие португальцы провели точно такой же сезон!

 

У сборной есть один вариант игры, и перестроиться по ходу матча она не может.

– Команда имела тот же вариант игры, который принес победу в московском матче. В принципе ведь сборная при Капелло практически всегда играет одинаково, делая главной целью ноль в свои ворота.

И вот наступил момент, когда пришлось перестраиваться. Причем не в товарищеском поединке, а во встрече с соперником топ-уровня на его поле. Перестроиться до перерыва не смогли, хотя Капелло несколько раз выходил к бровке и что-то подсказывал. Играть команда продолжала точно так же, пока не наступил перерыв. И это вообще проблема, причем не только Капелло. В сборной необходим игрок, который бы своей харизмой, уровнем мастерства, лидерскими качествами показал: делайте то, что я сказал!

Требования тренера хороши, пока ситуация на поле не меняется. А как только пропускаем, все – туши свет, по крайней мере до перерыва. Надо ждать, пока не вмешается тренер.

Это обедняет игру команды. И тут не только вопрос к Капелло. Мы в атаке уперлись в Кержакова, в центре поля тоже выбор ограничен. Игроки есть, но лидера не хватает.

У России блестящая школа вратарей.

– Этот материал затрагивает важные проблемы не только в сборной, но и в целом в нашем футболе. Мы говорим об истоках – откуда что пошло, почему и где мы проседаем. Но вот посмотрим на ситуацию с вратарями. У нас есть выдающийся по российским меркам голкипер, и у него есть конкуренция. Мы видели, что на Евро-2012 вместо него в рамку встал другой вратарь – и не подкачал. После Евро Малафеев ушел – и хуже не стало.

Так в чем же тут дело? На мой взгляд, во вратарской школе, она у нас потрясающая. Болельщики уже привыкли к тому, что в сборную берут варяга, но мало кто обращает внимание на скромных спецов по подготовке голкиперов. Это ведь россияне во многих клубах! Так и надо задуматься, спросить их: ребята, как вам удалось сохранить школу? И как бы нам подправить что-то в подготовке полевых игроков?

Новости. Футбол