Лучший футболист, не игравший в сборной

null
news

ЮБИЛЕЙ

В 60-е годы киевское «Динамо» невозможно было представить без Андрея Бибы. Несмотря на то, что тогда в составе киевлян выступали такие великие футболисты, как Йожеф Сабо, Валерий Лобановский, Виктор Каневский, Юрий Войнов, Олег Базилевич, капитаном у них все-таки был Биба, хотя в сборной страны он сыграл всего один матч. Сегодня Андрею Андреевичу – 65 лет. А накануне наш корреспондент позвонил в Киев.

«КОЖАНЫЙ МЯЧ» – НАДЕЖНЫЙ РЫЧАГ

— Андрей Андреевич, дозвонился до вас с большим трудом, хотя делаю это не первый раз: вы то в командировке по делам «Динамо», то проводите финал «Кожаного мяча». Какая же у вас сейчас должность?

— У меня две официальных должности – селекционер «Динамо» и президент украинского «Кожаного мяча». После распада СССР развалился и всесоюзный турнир «Кожаный мяч», который очень стимулировал развитие футбола среди детей. Пять лет назад на Украине решено было возродить этот турнир, а меня назначили его президентом. О популярности этих соревнований говорят такие цифры – в этом году в них в трех возрастных группах участвовали 42000 команд. Я только что вернулся с финала из Славянска. После того, как не стало СССР, многие поспешили отмежеваться от собственного прошлого, в котором и в самом деле хватало негативного. Но было и положительное. Например, тот же «Кожаный мяч». Не берусь судить о России, но на Украине футбол далеко не тот, что был в советское время, и в немалой степени потому, что наши спортинтернаты, ДЮСШ, в которых когда-то выросло немало игроков даже сборной СССР, сейчас влачат жалкое существование.

Повышение интереса к детско-юношескому футболу, и к «Кожаному мячу» в частности, надеюсь, поможет нам воспитывать своих великих футболистов, а не рассчитывать на легионеров среднего пошиба, которые заполонили украинский футбол.

— Полвека назад, когда вы начинали играть, приезжих в киевском «Динамо» были единицы – москвич Рудаков, Войнов из ленинградского «Зенита».

— Это и в самом деле было так. Правда, у нас в команде выступали не только киевляне, но костяк все-таки составляли лучшие воспитанники украинских команд.

ПЕРВЫЙ ГОЛ В ДЕБЮТНОМ МАТЧЕ

— Вы тоже начинали не в «Динамо»?

— Если вы имеете в виду детские команды, то действительно первые шаги на футбольном поле я сделал в «Искре» и в ФШМ, а в 19-летнем возрасте Олег Александрович Ошенков пригласил меня в «Динамо».

— Помните свой первый матч в чемпионате СССР?

— Конечно. Это случилось в 1957 году в Ленинграде в игре с «Зенитом». У каждой команды есть неудобные соперники. У нас таким соперником тогда был «Зенит», игравший вязко, жестко. И в той встрече мы не смогли победить, она закончилась вничью 2:2, но зато я забил свой первый в чемпионатах страны мяч.

— А как закончили играть? К этому вы были психологически готовы?

— Окончание игровой карьеры для меня получилось многоступенчатым – в 1966 году был признан лучшим футболистом страны, и о том, что скоро уйду из «Динамо» еще не задумывался. Однако на следующий год игра у меня не заладилась, и наш тогдашний тренер Виктор Александрович Маслов предложил мне поработать селекционером. Весной 1968 года я приехал в Ялту на тренировочный сбор «Днепра», попросил однажды тренера Родеса позаниматься с командой. Моя игра ему понравилась, и он уговорил меня – причем этот вопрос решался на уровне первого секретаря компартии Украины Щербицкого – поиграть в днепропетровской команде хотя бы один сезон. В следующем году «Днепр» тренировал уже мой друг по «Динамо» Валерий Лобановский, который упросил меня остаться в команде еще на один сезон.

А закончил играть я во втором эшелоне в черниговской «Десне», так что не знаю, какой же матч считать последним.

— В киевском «Динамо» с вами играли такие великолепные футболисты, как Войнов, Лобановский, Сабо, Базилевич, Каневский, тем не менее, капитаном были вы. Это являлось желанием тренеров или игроков?

— Сейчас нередко тренеры сами решают вопрос, кто же должен выводить команду на поле. Например, капитаном «Шахтера» был Попов, но пришел итальянский тренер Скала и волевым решением передал капитанскую повязку Тимощуку. А у нас капитана выбирали футболисты тайным голосованием. Значит, они находили во мне то, чего не хватало другим.

В СБОРНОЙ МЕСТА НЕ НАШЛОСЬ

— В 1966 году вы были признаны лучшим футболистом страны, однако в сборной сыграли всего один матч. Вы не задумывались над вопросом, почему же тренеры сборной не приглашали вас?

— Начну с того, что скажу – на тренеров сборной никогда не обижался, объясняя их невнимание ко мне прежде всего тем, что тогда во многих клубах было по нескольку сильных футболистов, способных играть в национальной команде. Тренеры к тому же жили в Москве и чаще всего видели, конечно, игроков из столичных клубов, а из киевского «Динамо» им достаточно было приглашать одного Сабо. Об уровне футбола 40-летней давности можно судить хотя бы на примере Валерия Поркуяна – на чемпионате в Англии он был лучшим бомбардиром в сборной СССР, а у нас играл в дубле. Не случайно я закончил выступать за «Динамо» в 30 лет, а Лобановский и Базилевич еще раньше, хотя потом в «Черноморце» и «Шахтере» по-прежнему играли на высоком уровне.

А сейчас у нас в высшей лиге чемпионата Украины есть немало 40-летних игроков и никто не называет их стариками, не торопится освобождать. Просто футбол наш стал иным, а точнее, обеднел.

— Но Лобановский, у которого вы играли в «Днепре», наверняка тоже не собирался вас отчислять?

— Наоборот, он был очень доволен, что в 1969 году я согласился остаться в «Днепре»: тогда мы с большим отрывом заняли первое место в своей зоне во втором эшелоне, боролись за путевку в высший эшелон, но в финальной пульке уступили «Спартаку» из Орджоникидзе.

— Вы поиграли у многих тренеров. О ком из них вы вспоминаете с теплотой?

— Обо всех. Начиная с Олега Александровича Ошенкова и кончая Виктором Александровичем Масловым. Ошенков собрал в команду 18–20-летних ребят, которые при Вячеславе Дмитриевиче Соловьеве впервые отобрали у москвичей звание чемпионов. А с Масловым я выиграл еще две золотые медали. А потом пришла эра Лобановского.

ТРЕНЕРСКИЕ СКИТАНИЯ

— А как у вас складывались дела на тренерском поприще? Ведь вы поработали в нескольких командах и редко где задерживались надолго, почему?

— Действительно, случалось, что больше года в одной команде не работал, что объяснялось не моей квалификацией, серьезными ошибками, а тем, что руководители клубов не всегда выполняли условия контрактов с игроками, а те всегда шли не к президенту, а к тренеру. А работа, когда приходилось заниматься не столько тренировками, сколько решением разных организационных вопросов, мне была не по душе, и я уходил. А вот в районном центре Ахтырка мне были созданы нормальные рабочие условия, и я тренировал местный «Нефтяник» шесть с половиной лет, вывел его в высший дивизион.

— Расскажите о семье.

— Моя жена Лидия Григорьевна в молодости танцевала в известном ансамбле под руководством Вирского. Но это не помешало ей родить дочь Викторию, которая 10 лет назад, в свою очередь, подарила нам внучку Дашеньку. Вот эта женская команда 10 августа первой поздравит меня с 65-летием.

— Считайте, что и «Советский спорт» присоединится к их поздравлениям.

— Спасибо.

НАША СПРАВКА

Андрей БИБА, заслуженный мастер спорта. Родился 10 августа 1937 года в Киеве.

1957–1967 – «Динамо» (Киев).

1968–1969 – «Днепр» (Днепропетровск).

1970 – «Десна» (Чернигов).

Трехкратный чемпион СССР. Двукратный серебряный призер, двукратный обладатель Кубка страны. В чемпионатах СССР сыграл 246 матчей и забил 69 мячей. В Еврокубках сыграл 5 матчей и забил 4 мяча. Капитан «Динамо» (Киев) с 1965 по 1967 год. С 1963 по 1966 год входил в число лучших «33-х футболистов». В 1966 году признан лучшим футболистом СССР. Тренеровал «Динамо» (Киев), «Таврия» (Симферополь), «Днепр» (Днепропетровск), «Спартак» (Житомир), «Уголек» (Горловка), «Подолье» (Хмельницкий) «Нефтяник» (Ахтырка), «Химик» (Житомир). Сейчас работает селекционером в «Динамо» (Киев) и возглавляет турнир«Кожаный мяч».