«Дело Сычева» — всего лишь дело принципа

null
news

УГЛОВОЙ

 «Дело Сычева» опять набирает обороты. Игрок тренируется в киевском «Динамо», подав на свой бывший клуб в суд. Украден клубный экземпляр контракта. Прокручивая незатухающий конфликт заново, уже без летних эмоций, можно обнаружить весьма уязвимые детали во взаимоотношениях российских клубов и журналистов.

Как безнадежный дилетант в бизнесе я бы все же задал несколько наивных вопросов, возможно, не лишенных здравого смысла. Так, в контракте Сычева указано, что он может перейти в другой клуб за сумму не меньше 6 миллионов евро. При этом месячная ставка игрока составляла 5 тысяч долларов, а контракт рассчитан на долгий срок. Разница между этими цифрами режет глаз. Вот, к примеру, Тьерри Анри, главный герой прошедшей футбольной недели, был в свое время продан «Ювентусом» «Арсеналу» за 14,7 миллиона долларов. Заметьте, в ранге чемпиона мира. Кому-нибудь может прийти в голову, что этот роскошный форвард отправился к англичанам на зарплату, по аналогии с сычевской, где-то «штук» 15 баксов в месяц? Бизнес-то бизнесом, но и логика логикой.

Предположим, Сычев, весенняя российская пташка, в самом деле, взвился бы орлом и реально достиг где-то половины стоимости того же Анри. И что на протяжении могучего своего взлета он так и получал бы пять тысяч? Сомневаюсь, что в наших контрактах, как, допустим, в хоккейных энхаэловских, четко расписаны изменения ставки по годам. Значит, щепетильный вопрос решался бы по договоренности, по понятиям то есть. А если бы игра Сычева увяла? Переквалифицировали бы его в повара на базе в Тарасовке?

В футбольных кругах широко известен случай из практики одной провинциальной команды. Один ее игрок обратился к президенту клуба: «Я тут, это, в Москву собрался перейти». — «Хорошо подумал?» — «Ага». — «Выйди-ка в коридор, посиди еще подумай». Выходит местная звезда, а рядышком присаживаются двое с характерной внешностью. Мечта о Москве тотчас умерла, и стал человек, кстати, самым верным патриотом своего клуба.

Наверное, от подобных методов недавних лет мы все-таки отошли. Но футбольная атмосфера во многом остается прежней. Под влиянием момента или настроения президент клуба или тренер запросто пойдет на принцип: «Ты у меня больше судить не будешь никогда», «Ты в моей команде на поле больше не выйдешь» и т.д. Работаем по законам прихоти, а не бизнеса.

Факты, приоткрытые по ходу дела Сычева, свидетельствуют: финансовые отношения сторон были весьма далеки от точно выстроенных с коммерческой точки зрения. На памяти слова, неоднократно произнесенные Олегом Романцевым: никаких подъемных в «Спартаке» не положено. Но эти самые подъемные в 10 тысяч долларов были срочно перечислены Сычеву в канун обсуждения его вопроса в РФС. И вообще как Сычев собирался разрывать контракт, который не имел на руках?

Ну какой разумный судья сумеет отделить здесь юридически значимые зерна от плевел? При столь пикантных особенностях футбольного бизнеса по-русски выход из тупика один-единственный: договариваться по-человечески. Надо заметить, что в нашем спорте, в отличие от прочерченного законами вдоль и поперек западного, в последнее время конфликты, подобные сычевско-спартаковскому, завершались полюбовно: между баскетбольным ЦСКА и Никитой Моргуновым, между хоккейным «Спартаком» и Сергеем Зиновьевым. А воспитывать игроков в советском духе пряником туманного будущего или кнутом дисквалификации — несовременно.

Новости. Футбол