Наследники Орфея, помешанные на мяче

null
news

МУЗЫКА И ФУТБОЛ

Футбол и музыка уже давно вросли друг в друга, причем сильнее, чем можно предположить на первый взгляд. Что объединяет Диего Марадону и Максима Бузникина, Криса Уоддла и Алекси Лаласа, Энди Коула и горстку раменских оркестрантов?

Ответ таков: всем им не дают покоя лавры Орфея, все они идут по жизни с песней, все уже оставили свой след в музыкальной истории.

Алексей Смертин, дабы стимулировать предматчевый настрой, в преддверии игры частенько слушает «Металлику», а аргентинец Херман Бургос и вовсе является музыкантом-профессионалом. Соткилава, Хулио Иглесиас и Род Стюарт обещали вырасти в классных футболистов, но, поменяв род деятельности, добились мирового признания в музыке…

Короче говоря, примеров взаимопроникновения двух отраслей искусства можно насчитать предостаточно. Наша тема посвящается всем футболистам и музыкантам — во имя их будущих творческих свершений.

ФУТБОЛЬНЫЕ ХИТЫ

 Подавляющее большинство футболистов относятся к музыке с потребительской точки зрения, предпочитая, как правило, обыкновенную попсу. Однако есть среди них и такие, кто самолично пытался добиться признания на музыкальной сцене, причем некоторым из них это с успехом удалось.

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ…

Единственным полноправным примером музыкального творчества российских футболистов может служить диск Максима Бузникина под названием «Календарь». Творение талантливого железнодорожника было издано десятитысячным тиражом и, по словам пресс-атташе форварда «Локо» Никиты Киселева, разошлось по всей России — от курортной Анапы до Дальнего Востока. Примечательно, что автором текстов и музыки является сам Максим, а песни альбома исполняются композитором под гитару, оставляя приятное ненавязчивое впечатление.

Зато в остальном мире игроки участвуют в музыкальных проектах с огромным удовольствием. В августе 2002 года один из лучших футболистов ХХ столетия Диего Марадона выпустил музыкальный диск, главным хитом которого является песня «Рука Бога». В ней Диего под аккомпанемент гитары и аккордеона вспоминает о знаменитом эпизоде в своей карьере, когда его гол, забитый в ворота англичан рукой, помог аргентинцам победить в четвертьфинале чемпионата мира-1986. Кстати, весь денежный сбор от продажи диска Марадона передал в одну из детских больниц Аргентины.

Сам Пеле также не чурался иной раз спеть что-нибудь этакое — большую известность получила исполненная им песня под названием «Мой мир — это мяч». А в преддверии ЧМ-2002 король футбола щегольнул песенкой под названием «В борьбе за пятый титул», посвященной сборной Бразилии.

Однако особенно активно упражнялись в песенном жанре английские футболисты. В 1970 году сборная Англии в полном составе исполнила композицию «Back Home» («Обратно домой»), в которой игроки обещали вернуть золотую богиню на родину футбола — это творение больше месяца продержалось на верхней строчке английских хит-парадов. В 1990-м уже новая английская национальная команда спела вместе с группой «New Order» песню «World in Motion» («Мир в движении»), а в 1996-м — увидело свет еще одно музыкальное творение сборников под названием «Lightning Seeds» («Потомки молнии»). В конце 70-х форвард сборной Англии Кевин Киган выпустил сразу два сингла: «It ain’t Easy» («Это не просто») и «Head Over Heels in Love» («Все кувырком из-за любви»), что дало повод критикам обвинить его в преступлении против британской музыки. В середине 80-х тогдашние лидеры «Тоттенхэма» Крис Уоддл и Гленн Ходдл выступили с попсовым синтезаторным синглом «Diamond Lights» («Огни бриллианта»). Впрочем, реакция на эту песню по прошествии эйфории оказалась более чем сдержанной — максимальным достижением лондонского дуэта стало 12-е место в чарте. 

Другая британская звезда, Пол Гаскойн, в 1990 году скооперировалась с известной группой «Линдисфарн» из Ньюкасла, играющей в стиле фолк-рок. Гаскойн представил на суд публики рэп-обработку раннего хита этого коллектива «Fog on the Tyne» («Туман над Тайном» – имеется в виду английская река).

Темнокожий форвард «Блэкберна» Энди Коул, будучи еще футболистом «МЮ», выпустил в 2000 году диск под названием «Outstanding» («Выдающийся»), состоящий из трех песен в стиле рэп. Музыкальные критики отреагировали мгновенно: мол, ничего хуже слышать не приходилось…

ЦЫГАН И УРОД ВПЕРЕДИ ВСЕХ

Несмотря на то, что большинство зарубежных футболистов не преуспели на музыкальном поприще, здесь есть приятные исключения. Речь идет в первую очередь о бывшей звезде сборной США, полузащитнике Алекси Лаласе. В детстве он брал уроки игры на фортепиано, а в колледже пристрастился к гитарной музыке. Даже став профессиональным футболистом, Алекси неизменно выкраивал время на свое хобби. В результате он записал два альбома в составе группы «Gypsies» («Цыгане»), игравшей мелодичный рок, ориентированный на акустическую гитару. За этими дисками последовал сольный проект рыжеволосого американца — следующую пластинку он выпустил под псевдонимом «Ginger» («Рыжий»). А по телевидению не раз крутилась его рок-песенка под названием «Keep Kickin’ Balls» — «Продолжай бить по мячам». Само название, кстати, оставляет возможность двойной интерпретации – несложно, наверное, догадаться, какую именно часть мужского тела американцы называют «мячами».

По стопам Лаласа пошел известный аргентинский футболист Херман Бургос.

Вратарь «Атлетико» и сборной Аргентины сколотил группу «Симпатия», которая играет в стиле хард-рок. Херман познал на себе все невзгоды профессионального музыканта — недавно он разорвал контракт со своим звукозаписывающим лэйблом и рекламную кампанию, предварявшую выпуск своего третьего по счету диска, проводил сам. В итоге творение экстравагантного кипера имело шумный успех, причем не только в Аргентине, но и в других странах Латинской Америки. Любопытно, что второй диск, созданный еще во время своего выступления за «Майорку», вратарь посвятил всем болельщикам аргентинской национальной команды. По окончании спортивной карьеры известный футбольный «урод» (этим летом Бургос вошел в символическую сборную самых некрасивых игроков ЧМ, составив пару вратарей с нашим Александром Филимоновым) твердо решил сосредоточиться на музыкальном творчестве.

РОКЕР СМЕРТИН НЕ ПЕРЕНОСИТ ПОПСУ

Те, кто считает, что отечественные футболисты в большинстве своем предпочитают слушать легкую ненавязчивую музыку, недалеки от истины. Философия многих игроков сводится в основном к следующему: «я достаточно вкалываю на тренировках, поэтому дома и за рулем намерен отдыхать; и если речь идет о веселой музыке, то сгодится обычная танцевальная». Так, Владимир Бесчастных имеет склонность оттягиваться под «Руки вверх», «Стрелок» и «Иванушек интернэшнл», Валерий Карпин без ума от Селин Дион и Рикки Мартина, а Дениса Попова привлекает группа «Гости из будущего». Игорь Семшов и вовсе пару лет назад побывал в родных «Лужниках» на концерте «Scooter’а», чьи заводные мелодии произвели на торпедовца неизгладимое впечатление. Однако есть в российском футбольном мире игрок, имя которого прочно ассоциируется с рок-музыкой и в этой связи стало популярным даже среди людей, далеких от футбола. Речь идет о русском французе из «Бордо» Алексее Смертине. Его имидж начинается с прически: выходя на поле, полузащитник обычно надевает специальную тесемку, чтобы волосы не закрывали обзор. Музыкальные пристрастия Алексея заденут душевные струнки поклонников тяжелой музыки, тем более что попсу, по его собственным словам, он на дух не переносит.

Смертин — большой знаток таких коллективов, как «The Doors», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Pink Floyd», и вполне может сам спеть куплетик-другой из какой-нибудь «нетленки». Мало того, объектом обожания российского феномена являются неоклассики из «Metallica». К подобной музыке Алексея приучили… родители, которые и сами не прочь «отведать» пару пластинок классического рока. День перед игрой неизменно проходит у Смертина в прослушивании любимых песен. Из российских исполнителей футболисту симпатичны «Калинов мост», Борис Гребенщиков и Виктор Зинчук. С последним, кстати, Алексея связывают приятельские отношения. А отвечая когда-то вашему корреспонденту на вопрос о том, какой была его заветная мечта детства, Смертин сказал следующее: «Научиться играть на гитаре, как Зинчук».

КСТАТИ

В Швеции весной уходящего года вышел музыкальный сборник под названием «Любимые классические произведения Свена-Ерана Эрикссона». Наставник английской сборной давно известен пристрастием к классике, и шведы на волне популярности тренера сделали неплохие деньги. На диске записаны произведения английских, шведских и итальянских композиторов, отобранные лично Эрикссоном.

В советское время одним из самых талантливых «футбольных» музыкантов являлся вратарь киевского «Динамо» Михаил Михайлов. Он профессионально записывал свои песни, а в 1986 году в эфире «Футбольного обозрения» был показан клип под названием «Вчера».

ПЕРЕЛОМЫ И ПРОМАХИ ВО СЛАВУ МУЗЫКИ

Талантливый человек талантлив во всем. Эту истину в очередной раз подтверждают знаменитые отечественные люди искусства, которые начинали свой жизненный путь как футболисты. Смена рода деятельности не помешала им достичь больших высот в своей творческой карьере.

ЗУРАБ СОТКИЛАВА

В юности: тбилисский динамовец.
Сейчас: выдающийся тенор.

Подобно другим кавказским детям, маленький Зураб Соткилава проводил все свободное время во дворе, играя в мяч. В юношеском возрасте он попал в тбилисское «Динамо». Позже в составе молодежной сборной Грузии завоевал неофициальный титул чемпиона Советского Союза. Парень подавал большие надежды, однако серьезная травма заставила его уйти из футбола. Впрочем, он остался страстным болельщиком. Помогло ему в жизни ремесло инженера, которое Зураб осваивал в Тбилисском политехническом институте. В это время обнаружился его выдающийся голос, и Соткилава поступил в Тбилисскую государственную консерваторию. В 1965 году он оканчивает ее и уезжает на стажировку в Милан, в святая святых оперного искусства — театр «Ла Скала». Через два года он возвращается одним из лучших теноров мира и через несколько лет перебирается в Москву, где вливается в оперную труппу Большого театра.

Зураб Соткилава: «Я пою для чемпионов мира, Европы. На встречах говорю им: я горжусь тем, что был чемпионом Советского Союза. Наверное, этот титул для меня самый дорогой в жизни».

ВЯЧЕСЛАВ БОДОЛИКА

В юности: кандидат в молодежную сборную Молдавии.
Сейчас: солист группы «Премьер-министр».

С самого раннего детства у молдавского мальчика Славы Бодолики были две страсти – футбол и музыка. Одна из них потомственная – семья парня состояла сплошь из музыкантов, а другая родилась у него независимо от давления родителей, желавших, чтобы их чадо пошло по проторенной музыкальной дорожке. Слава выступал за команду «Делия» из молдавского городка Унгены и сумел дважды стать чемпионом Молдавии в своей возрастной категории. В этом клубе он был одним из авторитетов, действовал на позиции диспетчера и носил капитанскую повязку. И в то же время здорово играл на скрипке – партнеры даже прозвали его Страдивари. Но за несколько дней до дебюта в молодежной сборной Молдавии Бодолика получил серьезную травму, сломав на ноге сразу две кости — вышел один на один с вратарем и не сумел уйти от столкновения. Операция была неудачной, и кости срослись неправильно. О карьере футболиста пришлось забыть. После учебы в музыкальной школе по классу скрипки Вячеслав окончил с красным дипломом музыкальное училище, а затем консерваторию. И не прогадал — сейчас он является членом одной из самых популярных в России групп «Премьер-министр». Вместе с ней Слава представлял Россию на последнем фестивале «Евровидение».

Вячеслав Бодолика: «Родители очень хотели, чтобы я пошел по их стопам, считая мои занятия спортом делом несерьезным. У меня с ними шла своего рода борьба, я доказывал, что мое призвание – именно футбол. Видно, сам Господь Бог рассудил нас».

АРМЕН ГРИГОРЯН

В юности: московский динамовец.
Сейчас: лидер рок-группы «Крематорий».

Московский парнишка по имени Армен Григорян в начале 70-х серьезно увлекался футболом и ходил на тренировки в спортивную школу «Динамо». Там он оттачивал свою технику и внимал советам такого мэтра советского тренерского цеха, как Гавриил Качалин. Дважды — в 1971 и в 1973 году – Армен становился чемпионом Ленинградского района Москвы в соревнованиях на приз «Кожаный мяч». Но однажды в финале городского футбольного турнира запустил мяч выше ворот — и матч спасти не удалось. Григорян пошел на принцип, решив, что ничего путного в футболе из него не выйдет. Он увлекся музыкой и постепенно дорос до уровня рок-звезды в составе группы «Крематорий».

Армен Григорян: «При счете 1:1 я запорол прекрасный навес с фланга – голкипер промахнулся мимо мяча, и я бил головой по пустым воротам. Не попал. А вскоре нам забили решающий гол. Тот эпизод меня психологически надломил, и я пришел к выводу, что нужно найти своей голове другое применение».

ЮРИЙ ЛОЗА

В юности: футболист «Кайрата».
Сейчас: известный автор-исполнитель.

Юрий Лоза – единственный из этой четверки, кому судьба позволила спокойно выбирать между футболом и музыкой, не считаясь с травмами и чрезвычайными обстоятельствами. В юности, проведенной в Алма-Ате, Лоза серьезно занимался любимым видом спорта и параллельно участвовал в самодеятельности. Юрий был перспективным футболистом, дошел до группы подготовки команды мастеров местного «Кайрата», потом до дубля. Однако в конце концов выбрал музыку – отучившись в университете и отслужив в армии, Лоза принялся развлекать народ на свадьбах, а потом попал в кабацкую систему. Важную роль в судьбе Лозы-музыканта сыграл небезызвестный Бари Алибасов, пригласивший его в группу «Интеграл». Потом Юрий перебрался в Москву, где резко сменил имидж. Свою бардовскую карьеру он начинал с того, что сидел с гитарой на полу и развлекал расположившихся вокруг слушателей, будучи в числе официально запрещенных авторов. Теперь он является одним из популярнейших российских исполнителей и владеет собственной студией.

Юрий Лоза: «Прикинув варианты, я понял, что карьера футболиста долгой не бывает. А вот век эстрадного певца может быть значительно длиннее. Окончательно я определился с выбором после армии, предварительно успев поучиться в университете».

ЛЮБОПЫТНО

Датский голкипер Петер Шмейхель обещал вырасти в классного пианиста. Уже в трехлетнем возрасте он поражал преподавателей своими задатками. Однако в юности датчанин решил пойти по футбольной тропе. Но и сейчас по праздникам Петер не прочь продемонстрировать друзьям, что он еще не разучился играть на рояле.

В середине 90-х британская группа «Status Quo» совместно с клубом «Манчестер Юнайтед» записала ставший впоследствии культовым гимн манкунианцев под названием «Come on you, Reds» — «Вперед, красные». В этом гимне, помимо таких великих игроков «МЮ» разных времен, как Чарльтон, Бест, Шмейхель, Кантона, Инс, упоминается и наш Андрей Канчельскис. Его фамилия при перечислении футболистов, которые за заслуги перед клубом удостоились чести быть упомянутыми в песне, располагается аккурат между Брайаном Робсоном и Райаном Гиггзом. А сам Андрей до сих пор пытается раздобыть эту пластинку «Status Quo» – в свое время он не успел купить диск, поскольку его буквально смели с прилавков фаны «МЮ».

У одного из клубов российской премьер-лиги — «Сатурна-REN TV» есть маленький оркестр, который поддерживает команду на всех домашних матчах. Инструментальная поддержка в Раменском имеет глубокие корни: когда-то один из клубных чиновников Михаил Захаревич, сам видный музыкант, по совместительству следивший за газоном, приглашал своих друзей-коллег «подудеть» на матчи любимой команды. Нынешний оркестр-преемник сколочен из местных энтузиастов, причем все они — люди с музыкальным образованием. Репертуар исполнителей широк: от военно-патриотических песен («Мы жертвою пали в борьбе роковой»), до «Чижика-Пыжика».

КСТАТИ

Свои примеры несостоявшихся футболистов, ставших впоследствии музыкальными звездами, есть и за рубежом. Знаменитый тенор Хулио Иглесиас был в молодости вратарем мадридского «Реала», но в 1963 году попал в серьезную автоаварию. Легенда гласит, что сиделка принесла ему в палату гитару и с этого началось его увлечение музыкой. Рок-музыкант Род Стюарт числился в английском клубе «Брэдфорд», а датский металлист Кинг Даймонд выступал в национальном чемпионате своей страны.

Новости. Футбол