Анонс материалов еженедельника «Советский спорт Футбол» (2-8 ноября 2004 года)

«Куда исчезли нападающие?», «Сорванное наступление», «Казанский Роман», «У кого хватит сил?», «Мистер стабильность», «Лилльский лев» и другие материалы специализированного еженедельника «ССФ» Издательского Дома «Советский Спорт». В продаже со вторника, 2

ЭКСПЕРТИЗА

Куда исчезли нападающие?

ФОРВАРДЫ. Самый верный показатель качества игроков – их стоимость на мировом рынке. Российские нападающие там не в цене. Говорят, кто-то интересовался Булыкиным в Англии… Сычев выходил на замену в Марселе. Последние могикане – Колыванов и Кирьяков – считались в Италии и Германии хорошими игроками, но не более. Разве что Шевченко блещет в Италии, но он, увы, не наш.

Дмитрий Туманов

Нападающие в России исчезли не вдруг и не сразу. Кстати, количество их уменьшалось во всем мире с развитием тактики. И если в конце ХIХ века число номинальных нападающих доходило до… восьми, то сегодня никто не удивляется, если команда выходит с одним форвардом! (Ау, Булыкин!) Нас же интересуют не количественные, а качественные изменения. Советские Блохин и Беланов получали «Золотые мячи», российские же форварды давно не фигурируют даже среди дальних претендентов на почетный трофей.

80 процентов  голов лучшие команды мира забивают «быстро» – атака в 3-4 передачи длится не больше 7-8 секунд. Такая быстрота обеспечивается  продольными передачами, но на заключительной фазе – у штрафной соперника или внутри нее – необходимы индивидуальные действия. Тот же француз Анри (Рональдиньо, Роналдо, Ромарио….), не притормаживая, идет на двух-трех соперников, нередко оставляет их за спиной и затем расстреливает одинокого вратаря. Есть ли сейчас в России такие наглецы? Разве что Кержаков да Измайлов…  Остальные топчутся около штрафной, передают ответственность друг другу. Были ли раньше такие авантюристы? Были. Перечислить не хватит пальцев рук и ног…

Если с первой фазой атаки (до штрафной соперника) российские игроки с грехом пополам справляются, то со второй – дело швах. В играх против иностранцев это видно невооруженным глазом. Диагноз – неумение завершать атаку. Причин болезни – букет. Начнем с социально-психологической.

«Колхозный» футбол

Какая жизнь, такой и футбол. А жизнь в стране Советов с каждым годом становилась все более коллективной. Коллективизм стал сродни религии, индивидуалистов же вырубали на корню – физически (кулаков) и морально (всех остальных, в том числе и футболистов). Дошло до того, что костоломы получили своеобразную индульгенцию за «убийство» зарвавшихся индивидуалистов. «Не будешь передерживать мяч! – орали и с трибун. – Доводился!» Кости у индивидуалиста рано или поздно срастались, но желание обводить куда-то девалось… Так вынужден был отойти назад Григорий Федотов (средняя результативность – 0,79 гола за матч)…. До последнего не сдавался Всеволод Бобров (0,86). Николай Старостин напишет, что вот так, зверски, защитники постепенно и отбили у центральных нападающих «вкус к дриблингу и финту».

Пытались заставить Анатолия Бышовца (0,35) играть коллективно киевские тренера. «Раздражало его упрямое тяготение к индивидуальной игре, – рассказывал заслуженный тренер СССР Николай Фоминых. – Я с трудом сдерживался, чтобы не отчислить его». Однако Бышовец был фартовым – то есть забивным, и тренеры оставили его в покое. «Меня обвиняли в эгоизме и даже грозились выгнать из футбольной школы, если не буду играть иначе. Не знаю, чем бы кончились разногласия с тренерами, если бы не одно обстоятельство: мне везло, в каждой игре я забивал голы», – рассказывал форвард.

Однако Геннадия Еврюжихина (0,19) коллектив-таки перековал. На вопрос, как докатился до жизни такой (весь его футбол свелся к проходам по флангу и навесам) Геннадий отвечал, что игра «Динамо» изменилась – стала более коллективной, и если раньше он «в пас вообще играть не мог» (зато смело шел в обводку и забивал), то ныне «обстоятельства заставили». И добавил печально: «Может, я и переусердствовал» (с этим самым пасом).

Дошло до того, что в одной из своих статей заслуженный тренер России Владимир Юлыгин от имени всех гибнущих индивидуалистов России призвал для спасения футбола принять «государственную программу» и «уравнять в правах» коллективные методы ведения игры с индивидуальными.

Универсалы

В 60-х в СССР возник термин «универсальный футбол». Одним из его зачинателей был Виктор Маслов. В Киеве он уволил «крайка» Валерия Лобановского (0,28), и «Динамо» начало играть по системе 4-4-2. С исчезновением «крайков», зачахли центральные нападающие, зато пара оставшихся начала атаковать по всему фронту. Затем в «Спартаке» вдруг побежал вперед защитник Анатолий Крутиков – шел прямо по центру, расстреливая ворота. Он, наверное, один из первых универсалов нашего футбола. Но самый большой вклад во всемирную универсализацию игры сделала сборная Голландии на ЧМ-1974 со своим тотальным футболом. Йохан Кройф (0,75 в «Аяксе») в майке с нелепым 14-м номером, казалось бы, окончательно похоронил чистых нападающих – вбил в гроб огромный гвоздь. Мало того, что атаковала вся команда, но, главное, вся и защищалась.

Снижение доли нападающих в общем количестве голов можно показать на примере сборной СССР (России), сезоны выбраны произвольно. Из 24 мячей сборной СССР в 1952 году на долю нападающих приходится 23, то есть 96 процентов. В 1958-м нападающие забили 91 процент от всех голов. В 1964-м – 77 процентов, в 1970-м – 75, в 1976-м – 55, в 1980-м – 39, в 1986-м – 55, в 1990-м из 17-ти голов на долю нападающих приходится всего один (!) гол (Колыванов – Гватемале), то есть 6 процентов. А ведь впереди играли Протасов, Беланов, Родионов, Шмаров, Гецко, Иванаускас, Радченко! В 1994-м благодаря разовому вкладу Саленко (5 голов сборной Камеруна на ЧМ!) доля нападающих возросла до 52 процентов. В 2000-м – 40 процентов.

Казалось бы, какая разница, кто забивает. Ну было раньше в команде два таких спеца, нынче чуть ли не вся команда! И значит ли это, что нападающие разучились забивать? Однако проблема в том, что многие тренеры довели идею тотального футбола до абсурда. Заставив нападающих бегать по всему полю, перегнули палку, и постепенно Россия лишилась специалистов узкого, но самого ценного профиля – своего рода профессоров гола. Все стали нынче мастерами на все руки – умеют все и, значит, ничего. Однако…

«Чистые нападающие всегда были и остаются поныне в лучших командах мира, – говорит кандидат педагогических наук, редактор журнала «Теория и практика футбола» Борис Чирва. – Это, конечно, не чистые нападающие 60-х, но все равно их главная работа именно в штрафных площадках соперников. Там футбол совсем другой, по сравнению с другими участками поля, где как раз и царят так называемые универсалы. Вьери, Нистелрой, Рональдиньо, Роналдо, Ромарио, Анри, Шевченко – все они в какой-то степени занимаются оборонительными действиями, но в основном это позиционный отбор. Форварды перекрывают зоны и экономят силы на главное. В современном футболе гол – это своего рода энергетический взрыв. Нападающий должен уметь играть по интервалам: взрыв – пауза, взрыв – пауза. Если же он будет носиться по всему полю, то его просто не будет хватать на то, чтобы забивать!»

Из вратарей – в бомбардиры

В России многих будущих нападающих губит ранняя специализация в ДЮСШ.

«В 5-м классе пришел в ФШМ, в команде вратаря не было, и меня попросили встать в ворота, – рассказывает Сабир Хамзин, забивший в позапрошлом году за «Алмаз» 61 (!) гол. – И стоял я там до 9 класса, хотя был не высок (170 см). Даже в сборную Москвы вызывали. Но я хотел играть в поле, подходил к тренеру и слышал: «Стой, все нормально, надо работать, рост не главное, главное – прыгучесть». До меня он воспитал Дмитрия Харина и хотел сделать из меня такого же. Но в 9-м классе я перешел в «Спартак», вышел в поле, в первой же игре забил и стал нападающим – играл в паре с Самедовым».

В прошлом году во втором круге в московских «Крыльях» (КФК) опорного полузащитника Ивана Лужникова тренер решил попробовать впереди, и за 14 игр Лужников набил 31 гол! Делает это исправно и в этом сезоне во 2 лиге в ставропольском «Динамо» – 28 голов. «У нас в Чертаново, во дворе, я всегда играл в нападении, – говорит Иван. В ФШМ же стал играть опорным. Наступил на горло собственной песне»…

В конце 70-х на исходе третьего десятка стал вдруг забивать в «Спартаке» Георгий Ярцев – спасибо проницательному Константину Ивановичу Бескову. Но тот же Бесков не разглядел забивалу в Андрее Якубике – тот раскрылся в Ташкенте и в 32 (!) года в 1982-м забил больше всех в чемпионате – 22 гола. «В «Динамо» я играл крайнего хава-челнока, – говорит Якубик. – Хотя душа всегда лежала больше к атаке».

«По науке до 13 лет определять ребенку амплуа рано, считается, что он должен развиваться по всем направлениям, – говорит детский тренер Андрей Талалаев. – Когда моя команда играла с более слабыми соперниками, я экспериментировал: защитников ставил в нападение, форвардов в оборону и т.д. Но над тренерами уже в ДЮСШ довлеет результат. Как они будут экспериментировать, если, начиная с младших классов, им уже премии положены за первые места? Ты бы и рад развивать ребят «по всем направлениям» и индивидуально, но, чтобы добыть три очка, легче просто поднять их выносливость и заложить простую схему на тренировке: подача в штрафную – вратари низкие, авось залетит!»

Дворовый футбол… в штрафных площадках

На нашу коробку в Сокольниках – прямо под окнами Евгения Ловчева – в 80-х (пока коробку не сломали) приходило побегать в выходные немало мастеров. Удивительно, но какого-то явного преимущества перед местными любителями профи не имели. Потому как просто не умели (или разучились) играть в новых для себя (или забытых) условиях. Им нужен был простор и разбег, но на пути то и дело возникали борта коробки и тела соперников. Выделялись разве что покойный Михаил Булгаков, Евгений Сидоров, да пару-тройку раз появившийся на коробке Ярцев… Но коробка – это та же штрафная соперника, профи, и уж тем более мастера-нападающие, должны чувствовать себя там как рыба в воде. Да, были «рыбы» в наше время…

Специалисты говорят, что для становления футболиста двор имеет (точнее сказать, имел) приоритетное значение лет до 12-ти, даже если ребенок параллельно ходит в ДЮСШ. Двор всегда прекрасно справлялся с техническим обучением ребят, и только там они учились обводке. Да и не было более благодарных учеников на свете! «После тренировок в ДЮСШ мы еще несколько часов играли – самозабвенно, до головокружения, – рассказывает замечательный нападающий «Динамо» 60-70-х Владимир Козлов. – А технику как тренировали… Идем, к примеру, с приятелем по улице Куусинена. Он с одной стороны, я – с другой, и передаем мяч через машины, троллейбусы, автобусы». После такого обучения тренерам ДЮСШ можно было техникой с ребятами не заниматься – оставалось вооружить их тактикой, накачать – и вперед!

Ныне школы дворового футбола нет, а тренеры продолжают действовать по старинке – как будто она существует! Впрочем, в новом веке отсутствие дворового футбола в России-таки заметили. «Вот уже года 3-4 года, как бьют в набат – нет технически одаренных футболистов! – говорит Талалаев. – Теперь в раннем возрасте – 7-10 лет – рекомендовано уделять внимание только технике. В результате наши дети становятся чемпионами мира по… технике на месте. Стоя могут жонглировать по 250 раз, могут с места сделать 10 точных передач, а в игре все это куда-то девается!»

В дворовых зарубах ребята водились часами, повторяя приемы десятки раз – несоизмеримо с теми считанными попытками, которые успевает сделать пацан в обычной двухсторонке в ДЮСШ. Мяч один, времени мало, народа много. «Во дворах был культ обводки. Кайфовали даже не столько от голов, сколько от финтов, – говорит бывший сборник Александр Бубнов. – Вот Вагнер Лав сказал недавно: «Мы не знаем, что такое тактика. В Бразилии учат только технике. И ценятся только те игроки, которые могут двух-трех обвести…»

«Нас учили ударам, остановкам и ведению мяча, – рассказывал нападающий сборной Михаил Месхи (0,19). – А финту тренер обучить не может». «Я учился играть во дворе, и до сих пор убежден, что технику можно освоить только самому», – добавляет самый маленький центрфорвард СССР (162 см) Эдуард Маркаров. Рост не помешал ему забить в чемпионате 129 голов – в среднем 0,35 за матч.

На что уж голова Бесков, но и он не гнушался в тренерском деле помощи двора. «Идите, – говорил нам Бесков, – поиграйте против кучи мальчишек, –рассказывает чемпион СССР 1960-го технарь Николай Маношин, – чтобы навык обводки не пропадал. Многие так и делали». Тренировал обводку с помощью мелюзги и Михаил Месхи: «Выбирал четырех-пятерых и играл против них на небольшом пятачке».

Сблизить ворота

«Так как у нас сегодня нет дворового футбола, то, может, в начальных классах ДЮСШ стоит моделировать такой футбол? – говорит Борис Чирва. – Не большой, а малый, чтобы ребята как можно чаще контактировали с мячом. Надо поощрять обводку, и может быть даже иногда… запрещать отдавать пас. Потому что если до 13-15 лет обводить не научился, дальше – бесполезно.

Проблема нападающих еще и в том, что методика их подготовки далека от совершенства. По статистике 80 процентов голов забиваются из штрафной площади, 40 процентов – слета или по прыгающему мячу, 10 процентов – с добивания. Логично было бы на тренировках моделировать голевые ситуации – чтобы нападающие били с близкого расстояния по воротам, с отскока, слета, обязательно в борьбе. Что же мы видим в реальности? Все те же дальние удары с вальяжного разбега… Все это, конечно, красиво, но масса голов забивается коряво – коленкой, пяткой, затылком, без замаха, пыром… Как Герд Мюллер забивал. На тренировках он как раз отрабатывал такие удары – бил в упор. И вратари ему были только благодарны. Есть и другие упражнения. Например, игра на сближенных воротах. Две команды (3х3, 4х4 и т.д.) играют на площадке, размером со штрафную и с двумя нормальными воротами. Такую методику применяли еще в 70-е в «Аяксе». Ворота, кстати, не обязательно стоят друг напротив друга, чтобы нападающие больше били под углом…»

«В идеале тренировки должны быть индивидуализированы, – говорит Бубнов, – ведь игра разных линий специфична, значит, для защитников должны быть одни упражнения, для нападающих – другие. Как догадались в свое время, лет двадцать назад, отделить вратарей от общей группы, так надо разделить и остальных. Когда я был во Франции, узнал и методику игр на укороченных полях. Там все приемы надо делать в тесноте, в экстремальных условиях. За какие-то 10 минут игрок может ударить по воротам раз двадцать! Такая методика оказалась очень эффективной. Были также упражнения на тех же укороченных полях, в которых забивать можно было только головой. Французы после таких тренировок сильно прибавили в этом игровом действии и сейчас не уступают англичанам…»

«Всегда прошу защитников мешать мне, и все удары наношу с ходу. Стремлюсь, чтобы обстановка на тренировках напоминала игровую», – рассказывал Эдуард Малофеев (0,39) еще в конце 60-х. «Прошу товарищей по команде в условиях, близких к игровым, подавать на определенную точку в штрафной и бью, бью, бью… Бью не только после передач, но и после обводки», – это слова Берадора Абдураимова (0,28).

Что мешает сегодняшним российским нападающим так же «бить, бить и бить»?

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Сорванное наступление

ЦСКА – КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ. После трех побед армейцев подряд, в том числе разгрома «Зенита» в предыдущем туре, казалось, ничто не остановит их на пути к чемпионству. Однако самарцы в четвертый раз в этом сезоне доказали, что они – самый неудобный соперник для команды Валерия Газзаева.

Андрей Гладков

Казанский Роман

РОМАН ШАРОНОВ. Год назад «Рубин» ворвался в призеры российского чемпионата, а капитан казанского клуба попал в сборную страны. В этом сезоне команда не без труда сохранила место в премьер-лиге, а Шаронов непозволительно часто стал полировать скамейку запасных. Объяснения – от самого игрока.

Александр Егоров

МНЕНИЕ Александр Бубнов

У кого хватит сил?

ИНТРИГА. В матче ЦСКА – «Крылья Советов» обе команды играли на победу, а в итоге получилась, как это часто бывает, не нужная ни тем, ни другим ничья. Но, на радость болельщикам, она сохранила интригу в борьбе за чемпионский титул и медали.

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

Мистер стабильность

Фрэнк Лэмпард. Атакующего полузащитника сборной Англии и «Челси» отличают  большой объем выполняемой на поле черновой работы, высокая культура паса и умение забивать красивые голы. А еще ему нет равных в плане стабильности – в этом сезоне он установил новый рекорд премьер-лиги по числу проведенных подряд игр.

Игорь Гольдес

КУБОК УЕФА

Лилльский лев

ТОНИ СИЛЬВА. С приходом в «Лилль» минувшим летом нового голкипера оборона северян стала одной из самых надежных в элитном французском дивизионе. В семи матчах чемпионата из одиннадцати основной вратарь сенегальских «Львов» сумел сохранить ворота «сухими», а ближайший соперник «Зенита» в Кубке УЕФА благодаря его надежной игре закрепился среди лидеров национального первенства.

Григорий Потапов

ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

От сборных до коллективов физкультуры

ПОЛНЫЕ ВЕРСИИ ЭТИХ СТАТЕЙ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ЧИТАЙТЕ В «ССФ» № 42. «ССФ» В ПРОДАЖЕ СО ВТОРНИКА, 2 НОЯБРЯ

Новости. Футбол