Степень риска

В среду сборная России в рамках отборочного матча к ЧМ-2006 проводила свой 8-й матч в отборочной группе под номером 3 европейской зоны. В Риге россияне смотрелись хуже хозяев поля латышей и уже на 6-й минуте выловили гол из ворот Акинфеева.

Риск, как известно, редко бывает оправдан. Но когда  итог успешен, со всех сторон раздаются голоса: «Молодец, что рискнул!»

Этих слов не услышит в свой адрес тренерский штаб нашей сборной. Безусловно, риск персонального состава  и расстановки  в матче со сборной Латвии был отчасти вынужденным. Травмы ряда игроков (среди которых и «позднейшие» неприятности с Анюковым) вкупе с дисквалификацией Смертина привели к тому, что на поле появились Алдонин, Евсеев и Каряка. К игре Алдонина в последних матчах Премьер-лиги есть претензии даже у лояльных, по понятным причинам, к нему болельщиков ЦСКА. Евсеев не всегда у Эштрекова попадает в стартовый состав. А о том, в каком состоянии Каряка, можно было только гадать. Между тем, окончание своего «самарского» этапа футбольной карьеры  полузащитник провел не слишком убедительно…

Стартовые двадцать минут сборная слабо напоминала… команду. И здесь к вынужденному риску присоединим плохо объяснимый. Билялетдинов был отправлен сугубо на бровку. На что- либо иное, например, на столь излюбленные Динияром и часто приносящие успех смещения к центру, сложно было рассчитывать: мощный Каряка своим «вольным стилем» подавлял и перекрывал зоны для маневра и Билялетдинову, и что еще более разрушительно – Хохлову. Хохлов так и не определился со своим местом и функциями. Потому игра его оказалась столь блеклой, что невозможно объяснить ее только неважной физической формой.  А стоило Хохлову занять «правильное» место в центре на подступах штрафной, как последовал голевой пас Аршавину. Но это было, увы, лишь эпизодом.

К внутренним бедам добавились и действительные неприятности: уже на 6 минуте порвалось там, где тонко. С фланга Евсеева (в связи с отсутствием номинального правого полузащитника помогать там было некому) последовала передача в район линии штрафной, чуть вглубь. Вылетевший как из пращи из-за спины Алдонина Астафьев выдал сумасшедший удар в левую от Акинфеева «девятку».  Признаемся, Алдонин элементарно «зевнул» влет Астафьева в штрафную.  То, что линия штрафной есть  зона ответственности опорного хавбека – закон моря.

Была, правда, у Семина и безрисковая комбинация – Аршавин и Кержаков. Но без должной поддержки и при условии ставки латвийцев на строгую игру у своих ворот КПД даже безрисковых элементов низок.  Аршавин, впрочем, худо-бедно пытался наладить комбинационную игру (все-таки срабатывают навыки игры под нападающими), смещаясь при этом на свободный правый фланг. Кержаков же, как форвард последнего касания, оставался без мяча. Да и присмотр был правильным и жестким.  А неожиданных ходов со стороны Кержакова  для избавления от столь серьезной опеки не последовало.

Еще одним странным открытием стал переход центра поля с помощью верховых передач. Допустим, что не слишком уверенные действия атакующих полузащитников заставили наших защитников и Алдонина  доставлять мяч вперед длинно и по воздуху (хотя в первой же атаке последовал длинный заброс на Аршавина – значит, была установка?). Но почему не замечаемы были большей частью подключения Евсеева, а Билялетдинов и вовсе провел первые полчаса без мяча – плохо объяснимо. Кто знает, играй Хохлов не на противоположном фланге, а ближе к партнеру по клубу, их игра могла стать и ключом к успеху. Ведь именно пас Хохлова низом (!) и коротко и вывел Аршавина к воротам Колинько.  И что могло бы помешать Хохлову взаимодействовать подобным образом и с дебютантом сборной, куда более знакомым по манере игры?

Степень риска снижается, если высок класс исполнителей. Однако, как ни было бы нам горько с этим согласиться, индивидуальное мастерство наших «сборников» не позволяет им адаптироваться ни к изменениям в составе партнеров, ни к новой расстановке, ни к развитию ситуации по ходу игры.

Показалось, что и с психологической точки зрения сборная не слишком стабильна. Иначе чем объяснить жуткий эпизод с участием Сенникова и Акинфеева. Причем ужас  от происходящего был вызван не столько несогласованностью действий, сколько обреченным движением Акинфеева к собственным воротам… пешком. Спасибо Сенникову, что не выключился из игры.

Замены напрашивались еще в перерыве. Но рисковать, так рисковать. Только когда стало очевидным, что еще пара «обрезов» в центре и пара рывков Верпаковского и наша оборона, пусть и наладившая игру, может не выдержать  - начались замены.  А ведь первые минуты второго тайма вновь выдались сложными: например, лишь отличная реакция Акинфеева и умение быстро переложиться не позволили Верпаковскому отправить мяч от правого угла вратарской в ближний угол ворот.  Несколько раз опасно бил Лайзанс. После одного из таких дальних ударов Акинфеев вытащил мяч из-под перекладины. Чуть раньше сборную России простил Римкус, сумевший не попасть в ворота из выгодной позиции.

Замены к риску не имеют отношения. Пожалуй, могут лишь недоумение вызвать. И вовсе не по поводу тех, кого меняли.  Уход с поля Каряки, скорее, требовал выхода Семшова. Который больше умеет и может в центре, чем на правом краю.  Если же так требовалось появление впереди наигранной тройки, то, наверное, Хохлов был бы более естественной кандидатурой для путешествия на скамейку запасных.  В этом случае Каряка получал бы столь необходимое ему пространство в центре, а Билялетдинов вполне мог сместиться правее: к тому времени бровкой дебютант уже «наелся».   И, между прочим, с выходом Кириченко Семин, пожалуй,  даже запоздал. Дмитрий так и не успел толком почувствовать мяч, как прозвучал финальный свисток Полла.

Итак, риск дело благородное. Но не однозначное. Семин рискнул. Наверное, имел на это право – он внутри команды. Мы лишь видим результат. Кто знает, попади Кержаков на последней минуте в створ, мы, возможно, и признали риск оправданным. Хотя… вряд ли бы общий успех отменил ощущение бестолковости игры и беспомощности наших игроков. А еще чувство неосознанного обмана, как бывает в детстве, когда вместо конфеты в фантике оказывается…  пустота. 

Надежды оказаться в Германии иссякают. Остается вера. Как всегда, в чудо. Причем, творимое не только своими руками. Ведь верят же дети в то, что в следующем фантике окажется та самая конфета.   

Чемпионат мира-2006. Отборочные матчи. Европа

Группа 3

Латвия – Россия – 1:1 (1:1)

Голы: Астафьев, 6 – Аршавин, 26

Латвия: Колинько, Степанов, Астафьев, Смирнов, Лайзанс, Зирнис, Кораблев, Блейделис, Верпаковский, Рубин, Римкус (Прохоренков, 76)

Россия: Акинфеев, А.Березуцкий, Сенников, Евсеев, Каряка (Быстров, 59), Игнашевич, Хохлов (Семшов, 67), Алдонин, Аршавин, Билялетдинов (Кириченко, 85), Кержаков

Предупреждения: Зирнис, 27. Астафьев, 56. Верпаковскиc, 90 - Аршавин, 29. Евсеев, 40. Алдонин, 81

Новости. Футбол