Кому в Нижнем Новгороде нужно «Торпедо» без дворца?
А хоккейные болельщики – с чувством глубокого оптимизма, памятуя о его отношении к «Динамо»…
«Торпедо» тогда болталось между Суперлигой и «вышкой», то выныривая, как поплавок, то вновь погружаясь в болото. Последние предсмертные хрипы испускал в КФК футбольный «Локомотив», некогда игравший даже в еврокубках. Да и вообще весь нижегородский спорт находился в перманентном загоне, а все местные спортсмены международного уровня приезжали в родной город лишь по большим праздникам.
Быть может, это покажется удивительным, но даже за любимый хоккей новый губернатор взялся не сразу, а лишь спустя два-три года, когда «Торпедо» успело еще разок вылететь из элиты и снова туда вернуться.
Конкретно он взялся за команду, когда зарождалась КХЛ, а уже прицепом к хоккейному клубу шел футбол и все остальное. С этого момента и до конца 2014 года в Нижнем Новгороде творилась спортивная сказка. Футбольная «Волга» играла в РФПЛ, полосатый ФК «НН» – в ФНЛ, у «Торпедо» появился фарм-клуб в Сарове, а еще Нижний узрел доселе невиданное: женский хоккей, да еще на весьма приличном уровне. В Евролиге играл баскетбольный БК «НН», в своей – волейбольная «Губерния». Нижний получил право на проведение матчей ЧМ-2018 и начал строить громадный стадион. Развивалось все, – до водного поло и флорбола включительно. И тогда казалось, что это будет вечно.
В конце 2014-го деньги кончились у всех, и в начале 2015-го началось «обрезание». Оно шло со всех сторон, например, футбол вырезали практически весь. Удивительно: после приснопамятного Валерия Овчинникова, в работе которого прокуратура не нашла ничего криминального, хоть и копала «до базальта» несколько лет, все последующие руководители нижегородских футбольных клубов либо оказывались в розыске, либо прикрывались депутатской неприкосновенностью. Что «Локомотив» во всех своих названиях и ипостасях, что «Волга», что «Нижний Новгород» до сих пор должны всему миру кучу денег, хоть уже и не существуют. Остался лишь «Олимпиец», вышедший минувшим летом в ФНЛ, но ему развернуться не дали бы и при Шанцеве.
Уцелел только хоккей. Но и там все было непросто: временную паузу в финансировании взяли спонсоры федерального уровня – такие, как «ГАЗ» и «Лукойл». Тут во всей красе показала себя и свое отношение к спорту нижегородская элита. Когда «Торпедо» положило зубы на полку, а игроки выходили на лед, поддерживаемые лишь обещаниями Шанцева и Скудры, губернатор в экстренном порядке «запряг» в спонсоры местные бюджетные предприятия, всякие «энергосбыты» и «водоканалы». И тут же получил кучу прокурорских проверок по законности расходуемых бюджетных средств. Таким образом, запрет на бюджетное финансирование профессионального спорта родился в Нижегородской области задолго до первого высказывания на эту тему президента России.
Именно это и не оставляет «Торпедо» шансов на дальнейшее более или менее приличное существование в КХЛ. Текущий сезон нижегородцы доиграют, а скорее всего – домучаются, а вот дальше…
В биографии нового исполняющего обязанности губернатора Глеба Никитина нет ни малейшего намека на его позитивное отношение к спорту вообще и хоккею в частности. А в Нижегородской области из трех миллионов жителей нет во власти таких, кто заступится хотя бы за «Торпедо». Или будет финансировать его самостоятельно – все мало-мальски солидные предприятия давно относятся к Нижнему Новгороду лишь географически.
Впрочем, все это понимали еще давным-давно. Готовились ли к этому морально, вопрос дискуссионный. Демонстраций не будет точно, Нижний ко всему привык, у него до Шанцева никогда не было спортивных губернаторов. Начиная от Бориса Немцова, заявившего в бытность свою вице-премьером, что «если у России нет денег – давайте пропустим Олимпиаду-другую».
У нижегородцев накопилось много претензий к теперь уже бывшему губернатору, главная из которых – отсутствие современной хоккейной инфраструктуры. Построить для своего «Торпедо» новый дворец Шанцев так и не сумел, хоть и хотел, и обещал…