…Их осталось только трое. На ЧМ-2021 в Латвии невиданный дефицит российской прессы

Корреспондент «Советского спорта» Виталий Славин почти без приключений добрался до столицы чемпионата мира и сразу обнаружил в Риге много удивительного.
news

В последние годы поездки на чемпионаты мира превратились в банальные рутинные мероприятия. Заказа/получил аккредитацию, забронировал гостиницу, купил билеты на самолет и по длинному шенгенскому мульту стартанул, куда положено.

Прошлой весной все рухнуло. Спортивная и вся остальная жизнь замерла. Если честно, я тогда подумал: ну и хорошо, забот меньше. Ведь Швейцария, которая должна была принятьЧМ-2020 – чрезвычайно дорогая страна. С жильем точно в трубу вылетишь. Белоруссия, конечно, представлялась идеальным вариантом. Но тут совершенно не к месту подоспели выборы президента, и братья-бульбаши сами себя выпороли. ЧМ-2021 у них изъяли и полностью передали Латвии. А это, в отличие от союзного государства Батьки, совсем другая история с кучей дополнительных телодвижений. Тем более в Прибалтике все еще очень не просто с ковидом.

Короче, ИИХФ сразу предупредила, что количество аккредитаций на этот пандемийный чемпионат мира ограничено. Ибо везде – в пресс-центре, пресс-ложе, фойе нужно соблюдать социальную дистанцию, а она тут строго два метра.

Тянули в Цюрихе с ответом, как никогда, долго. Лишь за несколько дней до майских праздников пришло подтверждение, но с неожиданной просьбой-замечанием: если вы по каким-либо причинам решите не ехать на ЧМ-2021, обязательно сразу сообщите в оргкомитет, мы передадим вашу аккредитацию другому пишущему журналисту.

Дальше начались ежедневные контакты с Федерацией хоккея Латвии и латвийским посольством в Москве. Страна для российских туристов закрыта. Сделать визу можно лишь по особым обстоятельствам.

Но вот список аккредитованных корреспондентов поступил в посольство, все тип-топ и вскоре виза на руках. Ха-ха. Но только на срок поездки, хотя и с мульти-въездами. Финал – 6 июня, а седьмого, будьте любезны, покинуть Латвию. Как в добрые старые времена, когда при любом визите в Европу в каждое посольство требовалось обращаться отдельно, собирая кучу документов.

Однако это был лишь первый шаг. Дальше нужно было организовать массу ковидных бумаг. Перед вылетом сдать тест в Москве. Затем заполнить специальную латвийскую форму и получить код, без которого тебя никуда не пустят. И подготовиться к экспресс-тесту уже в аэропорту Риги, а это значит, затребовать еще один код и заранее проплатить 24 евро за процедуру.

На руках со всеми документами новой реальности сегодня утром я выдвинулся в Шереметьево. Какого же было мое удивление, когда в терминале D обнаружил бесчисленные толпы народа! Благо, я взял билет балтийской авиакомпании только с ручной кладью. Посадочный купон распечатал дома, а потому, минуя массы людей, мечтающих сдать багаж, гордо прошествовал на паспортный контроль. Тут проблем не возникло. Однако, преодолев границу, я воткнулся в скопления орущих, нервничающих, едва не дерущихся граждан. Пройти на досмотр было практически невозможно! Какая там социальная дистанция! Какие, к лешему, маски и перчатки! Фантастика – подобного в Шереметьеве я не лицезрел даже тогда, когда все границы были нараспашку!

По старой памяти благодаря маленьким хитростям – идите через скай-приорити! – успешно преодолел и этот барьер. Теперь можно расслабиться. И продолжать ахать и охать. Кто сказал, что ныне россияне по Европе не курсируют? Малага, Париж, Афины, Гамбург, Прага – все открыто! А мужики-то и не знали…

Объявляют посадку на рейс. Наконец-то хоть кто-то поинтересовался моим московским тестом и специальным ковид-кодом для въезда в Латвию. В салоне лайнера все жестко – рассадка в шахматном порядке. Маска обязательно должна закрывать рот и нос весь полет. Если вы заранее не купили себе обед, вам даже воды не подадут. Будьте готовы! В аэропорту поллитровка минералки стоит скромные 150 рублей.

Не успели подняться, уже садимся – в воздухе час с небольшим. А дальше – почувствуйте разницу. Экспресс-анализ у меня взяли за минуту. Паспортный контроль.

- Цель поездки?

- Чемпионат мира.

У меня забирают паспорт и предлагают подождать в сторонке. Минут через пять приходит пограничник – все в порядке. Оказывается, они проверяли - есть ли корреспондент «Советского спорта» в списке аккредитованных.

Ну вот я и на территории Латвии в этакой стерильной зоне. Жду с другими прилетевшими результатов теста. Вердикт минут через пять поступает на электронную почту – негатив. Через штрих-код распечатываю справку, предъявляю ее двум полицейским – бинго, я на улице.

Кто мог такое представить? Думал, что закопаюсь в воздушной гавани столицы Латвии, а на практике самый ужас-ужас в Шереметьеве. Так что выезжайте заранее: мне полутора часов хватило в самый обрез. Зато в Риге максимум в 30 минут управился.

На выходе из терминала привычные по московским аэропортам таксисты – вылавливают клиентов. Главный здесь закон, который я усвоил еще на ЧМ-2006, о цене поездки обязательно договариваться заранее. Иначе прибалты раскрутят так, что московские шефы позавидуют. Кроме бойких и шумных водил, на площади никого. Тишина – как в лесу. Сажусь на автобус за 1,15 евро – и через полчаса я в центре города. В общественном транспорте очень строго следят за ношением масок и опять же шахматной рассадкой.

Сама Рига… Эх… Пятнадцать лет минуло с предыдущего чемпионата мира, а, скажем так, мало что изменилось. В лучшую сторону. Больше всего поразил парк легковушек. Дышать вдоль дорог просто нечем. Впрочем, точно так же в свое время меня потряс загазованностью центр Вильнюса. Но что я вижу в окне? Неужели они - доисторические чешские трамваи «Татра» на рижских улицах… Полвека назад в счастливом советском детстве я был сражен на повал этим электрическим транспортным чудом, когда впервые увидел «Татру» у метро «Октябрьская».

Вот еще одна новая реальность: журналистам не просто не выдали бесплатные талоны на общественный транспорт, но и настойчиво порекомендовали им не пользоваться. Ковид! Что ж, будем ходить пешком – от моего пристанища до олимпийского центра, где играет сборная России, минут сорок быстрым шагом.

У стадиона ничего с 2006 года не изменилось. Бордюры, как это ни странно, нигде не перекладывают, плитку тоже игнорируют. Ищу в заборе проход к аккредитационному центру. Очередная порция откровений – ни ворота на территорию, ни вход в сам олимпийский центр никто не охраняет?! С улицы любой желающий может войти и спокойно отобедать в подтрибунном помещении.

Аккредитацию проверяют лишь у дверей пресс-центра и на входе на арену. Причем тут требуют предъявить браслет на руке, где указано число последнего теста. Их тут нужно сдавать на специальном роботе-автомате каждые три дня. Еще минус 20 евро из бюджета. Сама процедура – издевательская: надо плюнуть в специальную пробирку, а кто это сделает, никого не волнует. Равно как всем абсолютно по барабану, что у тебя в сумке или рюкзаке – ни рамок, ни просвечивающих вещи аппаратов. Ковид всех и вся затмил!

В самом пресс-центре почти никого. Человек десять журналистов я насчитал на пресс-трибуне на матче Швейцария – Словакия. Если не ошибаюсь, впервые с питерского ЧМ-2000 всех журналистов посадили за воротами. Видеокуба нет, а на трех экранах, установленных по углам стадиона, смотреть повторы крайне неудобно.

Встретил давнего соратника по «Советскому спорту» Лысенкова. Павел обескуражил: на этом ЧМ из пишущих журналистов от России только он, я и девушка из интернет-издания.

Но все это по большому счету семечки. Все мое сегодняшнее путешествие из Москвы до логова ЧМ-2021 ловил себя на мысли: черт возьми, а где же болельщики?! Пусто! Не встретил ни одного. Даже на уличных верандах ресторанов и кафе, а ведь сегодня хозяева во главе с чемпионом КХЛ Бобом Хартли бились с американцами!

Впрочем, с 1 июня, возможно, все изменится. На «Рига-Арену» запустят 2500 зрителей, на наш олимпийский каток – тысячу. Ну и Бобровского ждем на льду в воротах россиян как раз в начале июня.

Новости. Хоккей