«Я умер, просто дошел». Марафон добил мечту Коростелёва, а Клебо забрал всё

В Валь-ди-Фьемме завершилась мужская часть олимпийского лыжного турнира. Последней гонкой стал классический масс-старт на 50 км — выматывающая, тяжелейшая дистанция. Марафон получился историческим, но, увы, не для российского лыжника Савелия Коростелёва.
Норвежский рывок и капитуляция олимпийского чемпиона
Старт марафона, как это обычно и бывает, получился спокойным. Коростелёв с 12-м стартовым номером на бибе держался рядом с норвежскими фаворитами. Не было ни завалов, ни поломок, всё в размеренном темпе. Лишь Мартин Нюэнгет вскоре после начала гонки попытался внести суету, чуть оторвавшись от общей группы, но Йоханнес Клебо быстро нагнал его и подтянул за собой пелотон вместе с Савелием в первых рядах.
Лидеры регулярно менялись — вперёд выходили то финн Ийво Нисканен, то Нюэнгет, то француз Матис Делож. Коростелёв, как и Клебо, предпочитал не тратить лишние силы и держался за чужими спинами. В таком режиме прошли первые два круга.
На 15-м километре темп вырос. Норвежцы Нюэнгет, Клебо и Эмиль Иверсен начали отрываться от основной группы — ускорение сумел поддержать только Коростелёв. Вскоре с дистанции сошли Нисканен и норвежец Харальд Амундсен. Финн всю неделю боролся с болезнью и всё же решился стартовать, но состояние олимпийского чемпиона 2018 года на этой дистанции не позволило ему преодолеть и половину пути.
Кризис Коростелёва с проблемными лыжами
Позднее к лидерам сумел подтянуться француз Виктор Ловера. Так образовалась пятёрка, которая постепенно уехала от преследователей. Ближе к 20-му километру за Савелия стало тревожно — на лице спортсмена появилась гримаса боли, затем возник просвет. Вскоре он сумел вернуться в группу, однако на подъёмах его лыжи заметно «стреляли». По регламенту менять инвентарь в марафоне можно лишь один раз, поэтому спортсмены редко решаются на ранний заезд на «пит-стоп».

В конце третьего круга Коростелёв вновь отстал, и на этот раз ликвидировать просвет уже не удалось. Три норвежца стремительно набирали ход, а Савелий на каждой отсечке терял десятки секунд. На отметке 22,9 км отставание составляло 20,4 секунды, ещё через два километра — уже 40,2. Внутри норвежской группы шли постоянные рокировки, причём Клебо чаще других оказывался позади, экономя силы и выжидая. Фактически здесь уже стало понятно, что норвежцы в этот день — за пределами человеческих возможностей. Есть только их большая тройка и все остальные. Медали — не для простых смертных.
Тем временем Коростелёв продолжал уступать и позволил Ловера приблизиться. За 20 км до финиша россиянин всё же решился на смену лыж — вскоре туда же отправились и многие соперники. Скандинавы же, пробежав транзитную зону, предпочли не останавливаться. Очевидно, сервис сработал безупречно.
Когда отставание Савелия приблизилось к двум минутам, он начал постепенно отыгрывать по несколько секунд. Догнать лидеров было нереально, но при их возможном заезде в зону смены оставался шанс приблизиться и включиться в борьбу, если кто-то из тройки не выдержит темпа.
Однако норвежцы пошли ва-банк. Они не стали менять лыжи ни после пятого круга, ни, ко всеобщему удивлению, перед уходом на заключительный, седьмой. Инвентарь на подъёмах уже «сбоил», но риск оказался оправданным. Коростелёв даже на новых лыжах не мог приблизиться и постепенно вновь начал терять скорость.
Делай ставки на Олимпиаду и получай бонусы
«Четвёртый или пятый — разницы нет»
На последнем круге показалось, что Нюэнгет даёт слабину, но на спусках он каждый раз возвращался к партнёрам по сборной. В итоге Клебо и Нюэнгет избавились от Иверсена. За пять километров до финиша Эмиль проигрывал уже восемь секунд, и разрыв рос, однако темп Коростелёва был сопоставимым, поэтому сократить отставание он не мог.
Нюэнгет пытался решить всё до финишной разборки, стараясь сбросить Клебо, но 10-кратный олимпийский чемпион намертво вцепился в соотечественника. На спине товарища по сборной Йоханнес добрался до заключительного подъёма и там включил фирменное ускорение — ушёл от Мартина, словно от стоячего. После почти 50 км на старых лыжах он взлетел в гору с поразительной лёгкостью. И довёл дело до исторического достижения.
На Олимпиаде в Италии Клебо выиграл шесть из шести гонок — прежде подобное не удавалось никому. Весь пьедестал заняли норвежцы: вторым стал Нюэнгет, третьим — Иверсен. Коростелёв на заключительном круге боролся уже прежде всего с собой, уступил четвёртую позицию французу Тео Шели и финишировал пятым, проиграв Клебо более трёх минут.

«Я умер. Было очень тяжело. Возможно, это была тяжелейшая гонка, потому что я не могу вспомнить, как добрался до финиша. На третьем круге хотелось сделать то, что сделали Амундсен и Нисканен. Пятое место? Для меня нет разницы, четвёртый или пятый. Тройка призёров была очень далеко. Я просто дошёл до финиша», — сказал Коростелёв в эфире NRK.
Для Савелия эти Олимпийские игры стали дебютными. Он дважды вошёл в топ-5 — в марафоне и в скиатлоне. Для спортсмена, проводящего первый сезон на международном уровне, адаптирующегося к новым условиям, лыжам без фтора и плотной мировой конкуренции, это достойный результат. И важнейший опыт на будущее.















