Туманный альбион прояснил картину
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
В английском Бирмингеме завершился IX чемпионат мира по легкой атлетике в закрытом помещении, в котором приняли участие 650 атлетов из 145 стран. Российская сборная заняла второе общекомандное место с 5 золотыми, 4 серебряными и 3 бронзовыми медалями. Это лучший результат наших легкоатлетов «под крышей» за последние восемь лет. Итоги чемпионата мы попросили прокомментировать главного тренера сборной России Валерия Куличенко.
— Валерий Георгиевич, три дня чемпионата – и три абсолютно разных результата для нас: ни одной медали в первый день, три — во второй и девять — в заключительный. У американцев этот расклад выглядит так: 4 – 3 – 10. Нетрудно сделать вывод: судьбу первого командного места решил стартовый день чемпионата, и ссылка на то, что русские по традиции медленно запрягают, согласитесь, в данном случае выглядит неубедительно.
— К сожалению, из четырех дисциплин (бег на 60 метров у мужчин и женщин, толкание ядра у мужчин и пятиборье), которые были включены в финальную программу первого дня, мы сегодня конкурентоспособны лишь в пятиборье. Но в Бирмингем, к сожалению, не смогли приехать наши лидеры — серебряная медалистка чемпионата мира-2001 Елена Прохорова и Наталья Ращупкина. Обе перенесли операции после травм, полученных в прошлом году, и сейчас только-только приступили к тренировкам. Результаты же остальных, включая призеров зимнего чемпионата России-2003, далеки от квалификационных нормативов ИААФ, без выполнения которых участие в чемпионате мира невозможно. По новым правилам, как известно, путевки на чемпионат мира получают восемь человек — два первых номера по результатам прошлогоднего летнего сезона и шестеро лучших в текущем зимнем.
— На нынешнем чемпионате мира Россию представляли 45 спортсменов. Не жалеете ли сейчас о том, что кого-то из них свозили в Бирмингем туристом?
— Конечно, если бы сейчас все начать сначала, состав команды был бы несколько иным, но, с другой стороны, на чемпионат мира поехали все, кто выполнил условия отбора и показал квалификационный норматив. Случайных людей там не было. Другое дело, что ряд тренеров не сумели методически грамотно подготовить своих подопечных, растерявших спортивную форму перед главным стартом сезона.
ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И «БОЛЬНАЯ» ЭСТАФЕТА
— Кто конкретно вас особенно разочаровал?
— Очень тревожная ситуация сложилась в барьерном беге у мужчин и женщин. Двадцать третий результат, который показали на чемпионате мира Андрей Кислых (7,90) и Юлия Шабанова (8,36), навевает тоску: непонятно, как будет развиваться эта дисциплина у нас дальше. Откровенно слабо выступил в полуфинальном забеге на 800 метров Сергей Кожевников (1.48,74). Не оправдала надежд на этой же дистанции у женщин Надежда Воробьева (2.04,68), бесславно закончившая чемпионат после первого круга. На этой же стадии завершила борьбу и Елена Сидорченкова, пробежавшая 3000 метров почти на 20 секунд хуже, чем на отборочном чемпионате России…
— А что можете сказать по поводу мужской эстафеты 4х400 метров?
— Это наша боль. Если мы имеем хорошую и здоровую конкуренцию на дистанции 400 метров у женщин и вместе с ней лучшую в мире эстафетную команду, то у мужчин, как показал чемпионат, без срочных и революционных шагов к изменению ситуации медаль, завоеванная в эстафете на чемпионате мира-2001 в Лиссабоне, может стать для нас последней. Какие это будут меры, решим на ближайшем тренерском совете, но мне видится, что члены будущей команды должны проводить вместе четыре-пять тренировочных сборов, чтобы формироваться в маленький, но с большой буквы коллектив не только в спортивном, но и в психологическом плане.
ВСЕ ЛУЧШЕЕ — ЖЕНЩИНАМ
— Из двенадцати медалей, завоеванных россиянами на этом чемпионате, десять приходится на женскую часть команды, в том числе все пять золотых. Подобная картина наблюдается уже не первый год. Можете ли это как-то объяснить?
— Кроме того, что женская команда более управляема, дисциплинированна и трудолюбива, сказать, в общем-то, нечего. Может быть, все дело в нашем российском менталитете? Но, по большому счету, надо не говорить, а действовать — менять эту ситуацию. На предыдущем чемпионате мира в Лиссабоне наши мужчины выиграли три медали — в прыжках в высоту, в эстафете 4х400 и в семиборье. За два последующих года мы в этом плане по сути ничего не приобрели и даже потеряли. Более того, в Бирмингеме пять видов мужской части программы чемпионата (прыжки в длину, тройной прыжок, бег на 200 метров, 400 метров и 3000 метров) прошли без нашего участия. Это не может не вызывать тревогу.
— Значит ли это, что в будущем состав нашей сборной может быть заметно сокращен?
— Трудно сказать. Все будет зависеть от спортивных результатов, которые будут показывать атлеты. Сегодня мы еще более укрепились в мысли, что даже две недели, которые разделяли последний день отборочного чемпионата России и начало чемпионата мира, слишком большой срок. Надо еще более приблизить квалификационные соревнования к главному старту сезона, чтобы спортсмены, прошедшие сквозь сито отбора, сохраняли боевую форму. При этом, повторюсь, личные тренеры должны уметь методически правильно готовить своих подопечных, держать их в тонусе до самого старта основных соревнований года.
Но тут возникает еще одна проблема, о которой не могу не сказать. Уже прошло более десяти лет, как развалился Советский Союз, страна живет по новым экономическим законам, развивается в ином русле, а мы продолжаем оценивать работу тренеров по системе, разработанной еще в СССР. Из нее следует, что за подготовку чемпиона страны тренер получает надбавку к зарплате в размере 100 процентов оклада, а за воспитание олимпийского чемпиона, чемпиона мира и Европы — 150 процентов. Другими словами, за подготовку чемпиона России, скажем, в кроссе и беге на 300 метров, тренер может получить на 50 процентов больше своего коллеги, воспитавшего олимпийского чемпиона. Разве это справедливо, ведь это совершенно неравноценный труд? Я считаю, что за подготовку олимпийского чемпиона надо давать 500-процентную доплату, за чемпиона мира — 300-процентную и за чемпиона Европы — 200-процентную.
ЧЕТВЕРКА ЗА ЧЕМПИОНАТ
— Понятно, что тщательный анализ завершившегося в Бирмингеме чемпионата мира еще впереди. Тем не менее как вы думаете, если бы все его российские участники показали результаты не хуже тех, которых они добились на чемпионате страны, положение сборной России в турнирной таблице было бы иным?
— Думаю, что нет, поскольку слишком уж большим оказалось преимущество американцев. Конечно, по завоеванным очкам мы выглядели бы лучше, но что касается золотых медалей, может быть, прибавилась бы еще одна — в прыжках в высоту у женщин.
— На ваш взгляд, девятый зимний чемпионат мира открыл новые имена в российской легкой атлетике?
— В первую очередь, я бы назвал 22-летнюю Екатерину Розенберг, завоевавшую бронзу в беге на 1500 метров. Понравилась мне также еще Анна Пятых, занявшая четвертое место в тройном прыжке.
— Как бы вы оценили выступление своих подопечных в этом чемпионате по пятибалльной системе?
— На четверку. Всегда есть проблемы и ошибки, над которыми надо работать и справлять их.
НАШИ ЧЕМПИОНЫ И ПРИЗЕРЫ
Первое место
Наталья Назарова (400 м)
Наталья Антюх, Юлия Печенкина, Олеся Зыкина, Наталья Назарова (эстафета 4х400 м)
Светлана Феофанова (прыжки с шестом)
Татьяна Котова (прыжки в длину)
Ирина Коржаненко (толкание ядра)
Второе место
Ярослав Рыбаков (прыжки в высоту)
Елена Елесина (прыжки в высоту)
Елена Исинбаева (прыжки с шестом)
Лев Лободин (семиборье)
Третье место
Анастасия Капачинская (200 м)
Екатерина Розенберг (1500 м)
Анна Чичерова (прыжки в высоту)