Игорю Курашову надоело мотаться по заграницам
БАСКЕТБОЛ
Игоря Курашова нет нужды подробно представлять баскетбольным болельщикам. Бывший центровой сборной России, в составе которой, напомним, он завоевал звание вице-чемпиона мира, ЦСКА, пермского «Урал-Грейта». После двухлетнего пребывания за границей Курашов вернулся в Россию. Но не в столичные клубы, а в «Арсенал». Почему в Тулу? С этого и начался наш разговор с Игорем, который состоялся после одной из тренировок «Арсенала».
С МЫШКИНЫМ ПРИЯТНО РАБОТАТЬ
– Я твердо решил вернуться в Россию. Надоело мотаться по заграницам. Агент сказал: «Есть предложение из Тулы». Я подумал, что это очень хороший вариант во всех отношениях. Близко от Москвы, от дома. Опять же, я давно знаю начальника команды Фурсова. Андрей Васильевич звал меня, когда еще работал в Самаре. Потом в Тулу приглашал неоднократно. Тогда все как-то не складывалось. Сейчас, наконец-то, сложилось. И вот я в Туле.
– Для вас важно, кто является тренером команды, в которую приглашают?
– Думаю, любой баскетболист обращает на это внимание. Все-таки под руководством этого человека тебе играть целый сезон, а может, и не один. Анатолия Дмитриевича Мышкина я знаю как прекрасного специалиста и человека. С ним приятно работать.
– И сколько же вы по заграницам помотались?
– Всего получается три года. Вначале была Швейцария. Это еще перед «Урал-Грейтом». А затем в течение двух лет поиграл еще в трех странах – Турции, Эстонии, Греции.
– В Перми уже несколько лет продолжается баскетбольный бум. Вам довелось побывать в самом эпицентре этого бума – выходить на площадку в качестве игрока. Ваши впечатления от баскетбольной Перми…
– Полные трибуны, неистовая поддержка болельщиков, прекрасно организованное шоу. Конечно, в такой атмосфере приятно играть. Но это уже в прошлом. Не следует предаваться ностальгии. Надо жить настоящим. Тула, «Арсенал», предстоящий сезон – вот, о чем сейчас все мои мысли.
– В лучших российских командах все больше иностранцев на ведущих ролях. Порой российским игрокам не находится места в составе. Но, с другой стороны, уровень чемпионата заметно вырос. Что вы думаете об этом?
– В притоке иностранцев есть свои плюсы и минусы. Уровень нашего чемпионата действительно вырос, именно из-за приезда легионеров. Они способны устроить хороший баскетбольный спектакль. На них ходит народ. Раньше у ЦСКА практически не было конкурентов. А сейчас появилось сразу несколько сильных команд. Это большой плюс для российского баскетбола. Ведь теперь и в Европе знают не только ЦСКА. Вместе с уровнем чемпиона растут и игроки. Ведь сколько молодых талантливых ребят заставили о себе заговорить в последнее время…
– А к минусам что можно отнести?
– То, что молодые российские ребята получают мало игрового времени. Вот практически и все, что можно сказать по этому поводу.
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
– Теперь о вашей заграничной жизни хотелось бы поговорить…
– А что тут говорить? В плане быта там, конечно, полегче. Задержек зарплаты практически не бывает. С точки зрения игры, безусловно, легче в России. Там ты чужак, иностранец, который отнял работу у кого-то из местных. К тебе повышенное внимание, особые требования. И когда команда начинает проигрывать, в первую очередь виноваты иностранцы. На тебя начинают навешивать всех собак – вне зависимости от того, есть там твоя вина или нет.
— Как живется сейчас людям в Эстонии?
— Спокойная, размеренная жизнь, как и везде в Европе.
— А в плане баскетбола…
– Я выступал за команду «Хоттроник». Затем спонсором клуба стал крупный пивной завод «Алекок», и ее переименовали. Тренировал ее знаменитый Хейно Энден. В Эстонии три-четыре лучшие команды по уровню соответствуют середнячкам нашей суперлиги «А». Остальные слабее.
– В каких залах играют?
– Там везде прекрасные залы. Даже в каком-нибудь маленьком городке паркет европейского уровня, трибуны – на полторы-две тысячи. Играть приятно.
– Вы с Энденом – бывшие цеэсковцы. Не сдружились на этой почве?
– Он – тренер, я – игрок. До моего приезда мы знакомы не были. Одно время он устраивал для ЦСКА сборы в Финляндии. Он там одно время выступал и тренировал. Могу сказать о Хейно только самое хорошее как о тренере, так и о человеке.
– Как приняли русского легионера в команде?
– Прекрасно приняли. Быстро нашел общий язык с местными игроками. Часто вместе проводили свободное время. У тех, кто помоложе, большие проблемы с русским языком. Но ничего, наладился нормальный контакт. В быту, правда, иногда замечал не совсем доброжелательное отношение к себе. Выражалось это в том, что люди в зрелом возрасте, которые явно знают русский, не хотели говорить на этом языке. Правда, сталкивался с этим всего пару раз.
– В Эстонию вы перебрались из Турции. Видимо, контраст был большой?
– В Турции я оказался в последний момент. Уже начинался сентябрь, а у меня еще не было команды. Агент нашел этот вариант в срочном порядке… Впечатления от выступления в Турции не самые радужные остались. Команда дебютировала в высшей лиге. Планы у руководства были наполеоновские, но мало чем подкрепленные. А тут еще с календарем не повезло: на старте нам пришлось играть с командами из лидирующей группы. Итог не самый утешительный – две победы, четыре поражения. И сразу начались разборки, недовольство. Словом, закончилось все тем, что мы решили разойтись. И до Нового года я перебрался в Эстонию.
– Там сколько времени провели?
– Чуть больше года. Приехал в декабре 2001-го, а уехал я в феврале 2003-го.
– Получается, накануне плей-офф?
– Получается так. Но на то были причины. Не хотелось бы в это углубляться. Расстались мы с Энденом без каких-либо взаимных претензий, сохранили хорошие отношения.
ПОДШЕФНЫЙ ЖУРНАЛИСТА
– И тут подвернулось предложение из Греции…
– Сезон хотелось доиграть, форму не потерять. Подвернулся вариант с Грецией, от которого было бы неразумно отказываться. Когда во всех странах начинаются серии плей-офф, согласитесь, найти команду сложно. Играл в Афинах за «Ниар Ист». Сейчас клуб вылетел из высшей лиги.
– Новая страна, языка не знаете. В плане общения не было тоскливо?
– В Афинах большая русскоязычная колония. И, конечно, мне повезло. Порой очень важно в нужное время в нужном месте встретить знакомого. Вместе со мной в Афины летел московский журналист Кирилл Зангалис. Кирилла хорошо знают в баскетбольной среде. Он бывший советский грек. Летел в Афины проведать родителей, которые там живут уже много лет. По прилету Кирилл взял надо мной шефство, показал все места, где собираются русские. Я там познакомился со многими интересными людьми. Впоследствии с ними общался, поэтому чувствовал в Афинах себя очень комфортно. Там сезон завершил, и вот теперь я – в «Арсенале».
– В Греции не было возможности остаться?
– Мне предлагали продлить контракт. Но я уже говорил, что сыт заграницей. И потом, мне до сих пор остались должны по контракту некоторую сумму. Когда завели разговор о продлении, я сразу ответил: «Пока не рассчитаетесь, даже не станем обсуждать эту тему».
– А они что ответили?
– Да что они могут ответить? В Греции любят завтраками кормить. Я твердо решил возвращаться. И даже если б они сразу рассчитались, не остался бы.
– В Туле собираетесь задержаться надолго?
– Сейчас об этом сложно говорить. Меня все в Туле устраивает – и отношение со стороны руководства, и тренер.
– Кого-то из знакомых встретили в нынешнем «Арсенале»?
– Молодых я не знаю по понятным причинам, а так, почти всех давно знаю. И Сашку Голубева, и Андрея Лалетина, и Максима Кондратенко… О Капиносе только слышал, уже здесь с ним познакомились. Вообще неплохая команда подобралась. Думаю, не затеряемся в суперлиге «А».