Сергей Белов: Я не знаю, где лежат мои награды, потому что живу будущим
СЕГОДНЯ ЛЕГЕНДЕ СОВЕТСКОГО, РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО БАСКЕТБОЛА ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ!
В мире спорта есть мастера, чьи имена еще при жизни становятся легендарными. Например, в футболе это Лев Яшин, в хоккее – Валерий Харламов. А в баскетболе таким символом, несомненно, является Сергей Белов.
Белов по праву занимает место среди самых знатных спортивных аристократов. От перечисления одних только завоеванных им титулов и наград голова может пойти кругом. На вершину славы Белова вознесли максимализм и желание быть лучшим. До сих пор для него приемлем только один результат – победный. Наверное, нет баскетбольного болельщика, который бы не был наслышан о непростом характере Сергея Александровича. Имя Белова вызывает весь спектр эмоций, от любви до ненависти, у болельщиков на трибунах стадионов, у спортивных журналистов на страницах печати, у чиновников в высоких кабинетах.
— Всегда ценил свое имя, репутацию и не рисковал ими, — объясняет свой максимализм Сергей Александрович. Его твердый взгляд, гордая осанка, благородная седина, уверенность в себе – все это совершенно не вяжется со сложившимся стереотипом импульсивного и несдержанного тренера. Даже вкусы Сергея Александровича, как это принято у аристократов, консервативны:
— Люблю классический стиль в одежде, музыке, искусстве. Всегда отдаю предпочтение удобству и элегантности, а не прилепленной этикетке от какого-нибудь кутюрье. Для меня не существует имен, для меня существует только талант. Красивой картиной я буду любоваться независимо от того, кто ее написал.
— Сергей Александрович, а ваши знаменитые ирония и сарказм всегда были неотъемлемыми чертами вашего характера или их появление связано с какими-то определенными событиями?
— Появились они давно. Это фамильное, у меня и отец был такой, с колючим языком. Наверное, это передалось мне по наследству, так и напишите: мои ирония и сарказм появились 23 января 1944 года. Впрочем, смеюсь я по большей части над самим собой.
— Сергей Александрович, у вас очаровательная жена. Вы пользуетесь успехом у женщин?— Думаю, что да. Но никогда не был плейбоем. Я женат уже третий раз и всегда посвящал себя только одной любимой женщине.
— Вы не любите говорить о прошлом?
— Да, я живу настоящим и будущим. Что значат все эти медали, значки, грамоты? Я даже не знаю, где они у меня лежат! Это уже ненастоящее, в них нет жизни.
— Вы работали тренером в Италии. Владеете итальянским языком?
— Да. Еще знаю английский.
— А есть еще один язык — матерный, он же производственный…
— Очень люблю! (Смеется.) Но только в критических ситуациях. Это дает выход эмоциям. Можно кого-нибудь по лбу треснуть, судью вырубить, а потом год не играть. Считаю, что в этом случае лучше матом…
— Есть что-то, о чем вы мечтали, но это не сбылось?
— Хотел бы попробовать себя в НБА. Мне было бы очень интересно проверить свои силы в матчах с лучшими баскетболистами мира.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
БЕЛОВ Сергей Александрович
Родился 23 января 1944 года в селе Нащоково Томской области.Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Олимпийский чемпион 1972 г., чемпион мира 1967 и 1974 годов, чемпион Европы 1967, 1969, 1971 и 1979 гг. Обладатель Кубка европейских чемпионов 1969 и 1971 годов. 11-кратный чемпион СССР. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие». По решению Международной федерации баскетбола (FIBA) признан лучшим европейским игроком всех времен.
Главный тренер сборной России (1993 – 1999), которую дважды приводил к серебряным медалям чемпионатов мира 1994 и 1998 гг.
С 1999 года главный тренер команды «Урал-Грейт» (Пермь). Чемпион России 2001, 2002 гг. и Северо-Европейской баскетбольной лиги 2001 г.
ЛУЧШИЙ МАТЧ ЮБИЛЯРА
Олимпиада-72. Финал
СССР – США – 51:50 (26:21)
9 сентября. Мюнхен. «Баскетбалл-Халле». 6500 зрителей.
Судьи: Арабаджан (Болгария), Риджетто (Бразилия)
СССР: Коркия (4), А. Белов (8), Жармухамедов (4), Саканделидзе (8), С. Белов (20) – с.п., Болошев (4), Паулаускас (3), Едешко, Вольнов. Не играли Поливода, Дворный, С. Коваленко.
США: Р. Джонс, Брюэр (9), Д. Джонс (6), Хендерсон (9), Рэтлефф (6) – с.п., Коллинз (8), Джойс (6), Бэнтом (2), Форбс (2), Мак-Миллан (2). Не играли Дэвис, Барлесон.
— Баскетболист никогда не должен забывать, что борьба ведется до последнего мгновения. До последнего! – говорит Сергей Белов, вспоминая самый, пожалуй, важный матч в своей карьере.
Конечно же, речь идет о легендарном финале Олимпиады-72 между сборными СССР и США. Сергей Белов набрал в той игре ни много ни мало 20 очков. Д-В-А-Д-Ц-А-Т-Ь! Из пятидесяти одного всей команды. А ведь больше никто из тех, кто выходил 9 сентября 1972 года на площадку мюнхенского «Баскетбалл-Халле», не наколотил и десятка.
Но дело даже не в этом. Если посмотреть на видеозапись той встречи, бросаются в глаза даже не его точные броски или передачи, промахи или подборы. Белов играл не так, как все, – вот в чем дело. Словно бы в то время каким-то образом перенесли великого Майкла Джордана. Ведь именно Сергей Белов первым стал как бы зависать над площадкой во время броска, что впоследствии стало фирменным знаком Джордана.Любопытно, что обиженные Беловым американцы (они впервые упустили олимпийское баскетбольное золото) не забыли выдающуюся игру Сергея Александровича и первыми из всех европейских баскетболистов включили его в Музей баскетбольной славы в Спрингфилде.
Редакция «Советского спорта» и любители баскетбола поздравляют Сергея Александровича с юбилеем и желают ему творческих успехов!