Он был творцом «золотого фола»-72. На похороны Олимпийского чемпиона Мюнхена баскетболиста Зураба Саканделидзе пришли тысячи людей
НЕ ЧОКАЯСЬ
Девять дней назад на закрытом Верийском кладбище в Тбилиси похоронили легендарного советского баскетболиста – чемпиона Олимпийских игр, мира и Европы Зураба Саканделидзе. Он умер 25 января на 59-м году жизни в собственном доме на улице Абашидзе. Последние полтора месяца страдающий циррозом печени Сако (так называли его товарищи по команде) редко приходил в сознание и уже никого не узнавал…
Ушел автор «золотого фола» в феноменальном по драматизму финале Олимпиады-72 в Мюнхене.
ВОСЕМЬ МГНОВЕНИЙ, ПОТРЯСШИХ МИР
Невероятная развязка того матча с американцами и сегодня превосходит по накалу любой голливудский триллер. До конца оставалось 8 секунд, когда при счете 49:48 в пользу сборной СССР мяч попал к центровому Александру Белову. У него было несколько вариантов продолжения атаки. Спокойно отдать пас стоявшему рядом однофамильцу Сергею. Запулить мяч под своды «Баскетболхалле», а потом его поймать. В конце концов, обнять мяч и завалиться с ним на пол – в худшем случае за секунду-две до конца судья мог назначить спорный, который сам Саша и выиграл бы.
Но он вдруг, словно обжегшись о мяч, швырнул его по диагонали назад, в сторону Саканделидзе, которого стерегли сразу два американца!
«У меня сердце остановилось», – признался после игры главный тренер сборной СССР Владимир Кондрашин.
Перехвативший мяч у центральной линии защитник Даг Коллинз понесся к нашему кольцу. Наперерез ему бросился Саканделидзе. И, разумеется, сфолил!
Повернем историю вспять. И представим, чего лишилась бы наша команда и миллионы ее болельщиков, если бы Зураб не настиг беглеца. Итак, не было бы остановки игры после фола Сако. Не было бы двух реализованных американцем штрафных. Не было бы тайм-аута, взятого Кондрашиным. И самое главное, не было бы тех легендарных трех секунд, вместивших в себя чудо-пас через всю площадку Ивана Едешко и победный бросок Саши Белова. И золотых олимпийских медалей не было бы…
Но Саканделидзе в доли секунды среагировал на просчет Белова. Догнал Коллинза. И принял единственно правильное решение.
СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ КОНДРАШИНА
Вспоминает Михаил Коркия, друг и партнер Сако по тбилисскому «Динамо», олимпийский чемпион-72, участник финала:
— Честно говоря, я был в шоке, когда перед финалом Кондрашин сказал, что мы с Саканделидзе будем играть в стартовой пятерке. С трудом скрыл волнение. А вот Зураб, напротив, отнесся к этому как к должному. На тот момент он уже был чемпионом мира, 4-кратным чемпионом Европы, считался почти ветераном сборной и в Мюнхене постоянно обижался на то, что в каждой игре его выпускали всего на 15–18 минут. Накануне матча с американцами тогдашний председатель Спорткомитета СССР Сергей Павлов спросил у Кондрашина, почему он так мало использует Саканделидзе? «Это наше секретное оружие в финале», — ответил Петрович. Зураб, между прочим, в той игре набрал 8 очков. Разделил по этому показателю второе место с Александром Беловым.
Вспоминает Алжан Жармухамедов, олимпийский чемпион-72, участник финала:
— Зураба в команде любили все. С хорошим чувством юмора был парень, общительный, доброжелательный. А вот на поле спуску противнику не давал – играл цепко, жестко и азартно. Поражала его прыгучесть. Надо было видеть, как он, с ростом меньше 190 сантиметров, зависал над кольцом. Мы даже шутили: «Сако некогда играть в баскетбол, поскольку он постоянно находится в воздухе». До сих пор перед глазами эпизод на чемпионате мира 1970 года в Любляне. В одном из матчей (уж не помню с кем) соперник решил подставиться в защите под набравшего скорость Зураба. А тот мгновенно сориентировался: взял да и перепрыгнул через него. Как через гимнастического «козла». Я такое увидел впервые. Умение Зураба в доли секунды принять правильное решение и спасло команду в мюнхенском финале. Мы говорим о «золотом пасе», «золотом броске», но ведь грамотный фол Саканделидзе тоже стал «золотым».
Вспоминает Иван Едешко, олимпийский чемпион-72, участник финала, автор чудо-паса:
— Сако, насколько я знаю, был потомком грузинских князей. Его благородный, искрометный баскетбол с открытым забралом, наверное, оттуда. Это был один из самых быстрых наших защитников. Если уходил в отрыв, пас ему можно было отдать на четыре метра вперед и не сомневаться: Зураб мяч догонит.
Когда они оказывались вместе с Коркия на площадке, только и слышалось: «Мишико!», «Зурико!» Как сигнал к тому, что сейчас последует ураганный баскетбол.
У меня дома есть кассета с американским фильмом, посвященным той Олимпиаде. Эдакая смесь спорта с политикой, где кадры с олимпийских арен чередуются с рассказами о Сталине и Брежневе. Американцы ведь искренне считали, что победу на «Баскетболхалле» нам продали политики в связи с 50-летием СССР. Так вот, заставкой к этой ленте стала потрясающая фотография Саканделидзе, летящего над площадкой с мячом. Полураскрытый рот, горящие глаза. Страсть, азарт! Наверное, земляк Сталина был для авторов фильма олицетворением «империи зла».
А между тем Сако был воплощением самой доброты. Его гостеприимство не знало границ. Видели бы вы, какие столы он накрывал в Тбилиси, когда мы оказывались там! Вспомнить какую-нибудь забавную историю, связанную с ним? К сожалению, они все не для печати, поскольку связаны с его любовными похождениями. Сказать, что Сако был неравнодушен к женщинам, – значит, ничего не сказать. А разве грузины бывают другими?
ЧАЙ ВДВОЕМ
Вспоминает Михаил Коркия:
— Зураб закончил с баскетболом в 1974 году. Мог, конечно, еще поиграть, но стимула никакого уже не видел. Легко нашел себя и в послеспортивной жизни. Химик по образованию, он в разные годы руководил крупными промышленными предприятиями Грузии, а в 95-м стал владельцем чайной фабрики. Беда пришла семь лет назад, когда у Зураба обнаружили цирроз печени. В Грузии ведь все дела решались и решаются через застолье. Но я бы не сказал, что Сако злоупотреблял, просто печень у него оказалась слабой…
С тех пор он каждые два-три месяца ложился в больницу и прожил бы, я уверен, еще долго. Но неожиданная смерть 31-летнего сына (Зураб-младший скончался в московской больнице от болезни почек. — Б.В.) убила его раньше времени. Он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. И умер на руках жены, не приходя в сознание.
Зураб унес с собой частицу меня, мы ведь постоянно были вместе. Родились в одном городе, играли в одних командах. Даже тбилисское «Динамо» в самые трудные его времена тренировали вдвоем. Сохранили для команды место в высшей лиге грузинского чемпионата…
Похоронили его рядом с сыном. На панихиде 12-тысячный тбилисский Дворец спорта был переполнен. Жаль, никого из нашей «золотой» команды не было. Кто придумал этот визовый режим между нашими странами?
ЗОЛОТАЯ КОМАНДА ПОСЛЕ ОЛИМПИЙСКОГО ТРИУМФА
Владимир Кондрашин, главный тренер. После ухода из сборной (1976) продолжал тренировать ленинградский «Спартак». Умер 23 декабря 1999 года в Санкт-Петербурге.
Сергей Башкин, тренер. После ухода из сборной (1976) тренировал мужскую сборную Алжира. Работал тренером-инспектором Спорткомитета СССР. Долгое время был председателем тренерского совета Федерации баскетбола России. Сейчас член этого совета. Пенсионер. Живет в Москве.
Александр Белов, центровой. Играл в ленинградском «Спартаке». Умер 3 октября 1978 года в Ленинграде.
Сергей Белов, защитник. Завершив игровую карьеру, стал главным тренером ЦСКА. Работал в Италии. По возвращении возглавлял Федерацию баскетбола России и национальную сборную. Ныне главный тренер пермского «Урал-Грейта».
Александр Болошев, центровой. Работал тренером мужской и женской команд московского «Динамо». В настоящее время вице-президент БК «Химки». Живет в Москве.
Геннадий Вольнов, форвард. Закончив с баскетболом, работал на кафедре физвоспитания Академии химзащиты имени С.К. Тимошенко. Ушел на пенсию с должности заведующего кафедрой. Живет в Москве.
Иван Дворный, форвард. Карьеру этого незаурядного игрока сломал нелепый случай в 1973 году. За нарушение таможенного режима год провел в местах не столь отдаленных. Освободившись досрочно (благодаря ходатайству Кондрашина), играл в Ленинграде, Москве и Владивостоке. Закончив, обосновался в Омске. Четыре года назад уехал на заработки в Америку, но в прошлом году, по слухам, вернулся в Россию.
Иван Едешко, защитник. После завершения карьеры игрока занимался тренерской деятельностью. Руководимый им ЦСКА стал первым чемпионом России. Был старшим тренером молодежных сборных СССР и России, помощником Александра Гомельского в сборной СССР. Возглавлял сборную Ливана. Последнее место работы – второй тренер БК «Динамо» (Московская область). В настоящее время находится в творческом поиске. Живет в Москве.
Алжан Жармухамедов, центровой. Тренерскую карьеру начал в Группе советских войск в Германии. Продолжил в ташкентском СКА, подмосковном «Строителе», национальной сборной России (помощником Сергея Белова), команде ветеранов «Авантаж». Создал и возглавил молодежную баскетбольную академию при БК ЦСКА. В настоящее время тренер команды Московского гуманитарного университета. Живет в Москве.
Сергей Коваленко, центровой. Закончив играть, работал некоторое время вторым тренером киевского СКА. Затем ушел в строительную фирму, где прошел путь от охранника до заместителя директора. В настоящее время владелец собственной фирмы по оптовой продаже стройматериалов. Живет в Киеве.
Михаил Коркия, форвард. Попытка стать бизнесменом в советские времена завершилась для него неудачно: за финансовые нарушения был осужден. Сейчас является вице-президентом американской инвестиционной компании и совладельцем футбольного клуба «Торпедо» (Кутаиси). Живет в Тбилиси.
Модестас Паулаускас, форвард. Капитан команды. После завершения игровой карьеры работал с молодежными сборными Анголы, СССР и Литвы. Преподавал на кафедре физвоспитания Каунасского политехнического института. Возглавлял команду «Пунтукасас» второй лиги литовского чемпионата. Сейчас руководит спортивным центром в городе Аникшей, где и живет.
Анатолий Поливода, центровой. Покинув игровую площадку, работал преподавателем в Киевском институте физкультуры на кафедре спортивных игр, в строительной фирме, возглавляемой Сергеем Коваленко. В настоящее время пенсионер, инвалид второй группы. Живет в Киеве.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
САКАНДЕЛИДЗЕ Зураб Александрович. Один из лучших советских баскетболистов 60-х – начала 70-х годов. Родился 9 августа 1945 года в Кутаиси (Грузия). Заслуженный мастер спорта (1967). Играл за тбилисское «Динамо» (до 1974 г.). Серебряный (1969) и бронзовый (1965) призер чемпионатов СССР. Обладатель Кубка СССР (1969). С 1964 года входил в состав сборной СССР. Олимпийский чемпион-1972. Чемпион мира-1967. Чемпион Европы 1965, 1967, 1969, 1971 гг. Бронзовый призер Олимпийских игр 1968 г., первенства мира 1970 г. и чемпионата Европы 1973 г. Серебряный призер Универсиад 1965 и 1973 гг. Окончил химический факультет ГПИ. Награжден орденом «Знак Почета». Умер 25 января 2004 года в Тбилиси. Похоронен на Верийском кладбище.
ДОСЛОВНО
Неожиданная смерть 31-летнего сына убила Зураба раньше времени. После этой трагедии он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить.
Михаил КОРКИЯ, олимпийский чемпион-72