Триумф и крушение невского баскетбола
БАСКЕТБОЛ
ТОТ «СПАРТАК» БИЛ ВСЕХ В ЕВРОПЕ...
Баскетбол в Санкт-Петербурге любят. Такую фразу три десятка лет назад любой бы произнес без сомнения. Теперь скажут те же слова, но с другой интонацией: баскетбол в Санкт-Петербурге любят? Любовь по-питерски – это ежегодные торжества по случаю больших и малых юбилеев. На этой неделе как раз празднуется уникальнейшая трехкратная победа женского «Спартака» в Кубке обладателей кубков. Любовь по-питерски – это и отношение к мужскому «Спартаку», связанному в сознании каждого болельщика с именем легендарного тренера Владимира Кондрашина. В эти же самые дни команда-доходяга покидает элитный дивизион российского чемпионата.
30 лет назад – в 1974 году – женская баскетбольная команда «Спартак» в розыгрыше Кубка обладателей кубков европейских стран в третий раз одержала победу и получила кубок навечно.
«Дома во Дворце спорта «Юбилейный» мы обыграли итальянский ДЖЕАС с разницей в 10 очков (68:58. – Прим. ред.). За что нам здорово досталось от нашего тренера Станислава Гельчинского. Он как чувствовал, что в ответной игре этого запаса может не хватить», – делится воспоминаниями бывшая спартаковка Александра Овчинникова, вдова Александра Белова.
И действительно, за несколько минут до конца ответной игры в Милане итальянки имели в активе необходимые +10. Но!
«Почти одновременно с сиреной Лариса Широкова забивает решающий мяч», – Станислав Гельчинский включается в разговор, ему явно приятны эти воспоминания.
«Помню, рев в зале был такой, что финальной сирены мы толком и не услышали. Равно как не слышали и свистков судей во время игры. Доходило до того, что арбитры подбегали к нам и выхватывали мячик из рук. Иначе невозможно было понять, что зафиксировано нарушение правил и остановлена игра. Тренер в минутном перерыве кричал каждой прямо в ухо», – добавляет Александра Овчинникова.
Так и закончился матч. Кубок, выполненный из чистого серебра, перешел на вечное хранение к ленинградкам. А уже в следующем году турнир переименовали в Кубок Лилиан Ронкетти, первым обладателем которого стал… ленинградский «Спартак».
похищение Кубка
Судьбы знаменитых спартаковок развивались по разным сценариям. «Пока мы были действующими баскетболистками, куда нас только не звали – в Италию, Грецию, другие страны. Но мы об отъезде тогда и не думали. Не так воспитаны были. Ведь в то время люди играли не за деньги, а за честь города, страны, флага», – подключается к беседе капитан команды Надежда Захарова, ставшая супругой тренера «Спартака».
«Но что меня до сих пор очень радует – практически все наши девчонки не потерялись и в обычной жизни», – добавляет Гельчинский.
Любопытную историю имеет и сам кубок. Из Италии в Ленинград его поручили везти Лене Крупениной. В городе его отдали на хранение в общество «Спартак» на улице Вязовой. Затем трофей переместился в музей «Спартака» на улице Салтыкова-Щедрина. Оттуда – во Дворец труда, где размещались профсоюзы. А после он пропал. Как – неизвестно.
Люди взволновались. Реликвия все-таки. Гельчинский выступил по телевизору, и вскоре кубок непостижимым образом снова оказался на Вязовой.
В 2000 году, когда петербургская «Волна» под руководством все того же Гельчинского выиграла бронзу российского чемпионата, чашу торжественно вручили наставнику со словами «Пусть вашим нынешним воспитанницам будет на что равняться». К сожалению, слова эти пророческими не стали. Не прошло и трех лет как из-за финансовых проблем «Волна» прекратила свое существование. В то же время Гельчинский и Захарова забрали кубок к себе домой. Чтоб целее был.
80 000 рублей на протез
Здесь его и обнаружили корреспонденты «СС». Трофей утратил прежний блеск. Не пощадили годы и тренера. Он лишился ног.
«Сказались годы, отданные баскетболу. Пришлось пойти на ампутацию, иначе могло быть еще хуже», – грустно улыбнулся он в ответ на сочувственные взгляды.
К слову, узнав о несчастье своего наставника, бывшие спартаковки тут же созвонились – связи между собой они никогда не теряли – и договорились собрать деньги на протезы.
«Правда, Надя Захарова нас в итоге отговорила. Сказала, что необходимую сумму своими силами собрать трудно. Да и нехорошо это – отрывать деньги от семей, где они явно не лишние», – сокрушается Александра Овчинникова.
Как выяснилось, на хороший протез нужно около 80 000 рублей. Часть суммы дала РФБ, часть – городские власти. Правда, на соответствующее письмо в Законодательное собрание Петербурга ответ получили ожидаемый: обращайтесь, мол, в райсобес.
«Чему тут удивляться, если нам даже на игры чемпионата России пропусков не выдают», – пожимает плечами Надежда Захарова. Но поставить на ноги своего наставника, с которым добились уникальной победы, бывшие баскетболистки все же надеются. Воспитание у них такое.
... А ЭТОТ СКАТИЛСЯ НА ДНО В РОССИИ
Три последних сезона для мужского «Спартака» начинаются и заканчиваются одинаково. Осенью в спешке формируется состав. По весне расползаются слухи о том, что клуб прекращает существование. Нет денег. Регулярный чемпионат-2003/04 питерцы заканчивают на предпоследнем месте. Значит, вместе с ЕВРАЗом команда может отправиться в низший дивизион суперлиги. О дальнейших перспективах «Спартака» рассказал директор клуба Александр Лебедев.
– Какой сейчас у команды бюджет?
– Мизерный. Чтобы просто доиграть до конца сезона, нам требуется минимум 65 тысяч долларов в месяц. Их нет. В период дозаявок не нашлось даже 300 тысяч долларов на покупку двух-трех игроков, которые помогли бы уйти с позорного предпоследнего места.
– Верно, что даже заложенные в бюджет средства в клуб поступали не всегда и поэтому по ходу сезона чиновники грозились снять «Спартак» с чемпионата?
– Было такое. Например, в ноябре перед поездкой в Казань возникла дилемма: либо выплачивать командировочные игрокам, либо отправлять юношескую команду на очередной тур ДЮБЛ. Если бы не сделали последнего, то штраф в 5 тысяч долларов мог оказаться для нас смертельным. Другой пример. Чтобы расплатиться за Киселева (разыгрывающего, перешедшего из ЕВРАЗа. – Прим. ред.), мне пришлось занимать у друзей.
– В Петербурге вспоминают случай, когда «Спартак» одалживал деньги у женской «Балтийской Звезды»…
– Это было перед домашним матчем с «Автодором», когда в клубной казне не оказалось ни копейки. А расходы на проведение встречи, с учетом приема судей, составляли порядка 70 тысяч рублей.
– Подтверждаете, что крупная российско-финская компания в следующем году готова стать одним из акционеров «Спартака» и увеличить бюджет клуба до 2,5 миллиона долларов?
– Да, переговоры идут полным ходом. Другое дело, захочет ли эта компания поддерживать команду, выступающую в суперлиге Б? Если мы там окажемся, то на возвращение обратно в элиту понадобится гораздо больше средств – авиаперелеты ох как недешевы.
НИЩЕТА
Деньги из собственного кармана на нужды клуба в этом году тратил не только директор Александр Лебедев. Командный врач Сергей Махов периодически оплачивал лекарства. Сотрудники сбрасывались, чтобы погасить долг за аренду квартир, в которых жили иногородние игроки.
Большинство баскетболистов выходили на площадку в собственных кроссовках. Одна из самых дешевых моделей фирмы «Эндуан» была доставлена в клуб только в декабре.
Городской спорткомитет выдает «Спартаку» деньги непосредственно накануне выезда на матч. Оформление бумаг занимает весь день. Администраторы команды каждый раз бросают жребий, кому на этот раз предстоит собирать ценные подписи по кабинетам.
CУДЬБЫ ОБЛАДАТЕЛЬНИЦ КУБКА КУБКОВ В СОСТАВЕ «СПАРТАКА»
Ольга Афанасьева – ушла в монастырь.
Алла Балаева – бухгалтер «Хлебторга».
Надежда Захарова – тренер спортинтерната «Волна», ныне пенсионерка.
Елена Крупенина – начальник коммерческого отдела универмага «Юбилей».
Нина Курова – профессор Лесотехнической академии, тренер студенческой команды.
Татьяна Лемехова – тренер Калининской спортшколы.
Александра Овчинникова – учредитель и исполнительный директор фонда Владимира Кондрашина – Александра Белова.
Наталья Петрова – преподаватель Московского института авиаприборостроения.
Вера Хорохорина – завкафедрой физвоспитания областного Университета (г. Пушкин).
Любовь Черникова – тренер Фрунзенской спортшколы.
Лариса Широкова – начальник почтовых перевозок Октябрьской железной дороги.
ИЗ АРХИВА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
1972 год. Кубок обладателей кубков среди женских команд проводился впервые. В полуфинале спартаковки встречались с французским клубом «Жерб» (Монсо-ле-Мин). Первый точный бросок разыгрывающей «Жерба» Баттистон удался лишь на 10-й минуте: стартовая пятерка «Спартака», где, кроме Овчинниковой, все остальные чемпионки мира действовали четко, как часы. Спартаковки довольно быстро достигли солидного перевеса в счете. Четыре броска подряд произвела Кобзева, а когда вместо нее на поле вышла Широкова, настал ее черед. Все свои 12 очков центровая ленинградок добыла в первом тайме, а во втором уступила место Хорохориной, также сыгравшей надежно и результативно. Итог поединка – 96:48 (57:26) в пользу «Спартака». В финале баскетболистки «Спартака» одержали убедительную победу над белградским «Вождовацем» 84:63 дома и 86:61 в Белграде.
1973 год. В этом году соперником «Спартака» в борьбе за Кубок стала пражская «Славия». Обе команды экспериментировали в обороне, и поначалу стартовая пятерка «Славии» попыталась ошеломить хорошо организованных ленинградок с помощью быстрых уходов в отрыв. Однако «Спартак» доминировал под обоими щитами. В итоге – заслуженная победа – 64:55 (35:31).
Второй финальный матч со «Славией» спортсменки «Спартака» проводили у себя дома и одержали победу со счетом 76:37 (40:16).
1974 год. Баскетболистки ленинградского «Спартака» в третий раз подряд завоевали Кубок обладателей кубков. Особенно острая борьба за этот почетный трофей развернулась в финале, где спартаковки встречались с итальянским клубом «ДЖЕАС» (Сесто-Сан-Джованни). В первом матче у себя дома «Спартак» добился победы – 68:58 (33:32). В ответном матче «Спартак» хотя и проиграл 57:65 (31:36), но по разнице забитых и пропущенных мячей вышел на первое место. Интересно, что в этом сезоне «ДЖЕАС» стал чемпионом Италии, а «Спартак» – СССР.