Смерть солнечного дракона
ПЕРВЫЙ ПАС
Безусловно, главная сенсация нынешнего розыгрыша плей-офф – сокрушительный провал «Финикс Санс». Лучшая команда регулярного первенства НБА пока «всухую» уступает «Сан-Антонио Сперз» и имеет лишь теоретические шансы на выход в финал. Между тем, если разобраться, то признаки катастрофы были видны еще до старта плей-офф.
В этом сезоне «Финикс» потряс всех. Болтавшиеся весь прошлый год на дне турнирной таблицы «Санс» побили все возможные клубные рекорды и внешне легко, не напрягаясь, взлетели на самую вершину НБА. Набирать больше 100 очков в среднем за матч в лучшей лиге мира – уже достижение. Словно потешаясь над остальными командами ассоциации, «Финикс» непринужденно забивал не меньше 110. И все эти чудеса клуб из Аризоны вершил на фоне искрометного баскетбола, сделавшего «Санс» самой зрелищной командой планеты. Только вот мало кто обращал внимание на то, что за, казалось бы, абсолютной импровизацией «Солнечных» стоит жесточайший расчет главного тренера Майка Д’Энтони и железная дисциплина его подопечных.
«Финикс» — клуб со строгой иерархией. Такой кастовой системы не было, пожалуй, и в Индии. В команде можно четко выделить стартовую пятерку (Стив Нэш, Джо Джонсон, Квентин Ричардсон, Шон Мэрион и Эмэйр Стаудмайр), ближайший резерв (Джим Джексон, Леандро Барбоза и Стивен Хантер) и глухой запас (Уолтер Маккарти, Бо Аутло, Джейк Воскул, Пол Ширли). Находящиеся в последней группе почти не имели возможности проявить себя в регулярном чемпионате. Не получили они шанса и в плей-офф. В то же время игроки основного состава проводили на площадке по 40 минут за матч, а баскетболисты ближайшего резерва лишь подменяли их в случае травм или когда разрыв в счете становился крупным.
Но даже в самой стартовой пятерке «Санс» имеется строгое разделение ролей. Есть те, кто таскает рояль (Джонсон и Ричардсон), и те, кто на нем играет (Стаудмайр и Мэрион). А над ними дирижер Нэш – вершина пирамиды, построенной Д’Энтони и менеджером команды Брайаном Коланджело.
Такой механизм смотрится очень эффектно, но функционирует на грани аварии. Стоит исчезнуть одной детали, как вся конструкция с грохотом останавливается. Так и происходило с «Финиксом» этой зимой, когда после травмы Нэша бивший один рекорд за другим клуб стал проигрывать всем подряд. Заставляли «Солнечных» играть на пределе и потери Ричардсона или даже запасного Джексона.
Но сейчас «Финикс» подвела не потеря какой-либо детали, а общая изношенность механизма. Играть по 40–45 минут за матч на протяжении всего сезона (игроки стартовой пятерки «Солнечных» пропустили все вместе лишь 13 матчей регулярного чемпионата. — Прим. ред.) крайне тяжело. Не физически (атлетическая подготовка всех команд НБА находится на высоком уровне), а психологически. Выступать без права на ошибку, зная, что тебя никто не сможет подменить, сложнейшее испытание даже для звезд.
Уже в сериях с «Мемфисом» и «Далласом» была заметна крайняя усталость баскетболистов «Финикса». Но слабость «Гризлис» и «Маверикс» не позволили этим командам дать бой «Санс». А вот «Шпоры», чей состав более сбалансирован, четко использовали недостатки клуба-звезды.
Беспредельно наращивая темп в последних четвертях выездных встреч, «Сан-Антонио» вырывал победы в проигранных, казалось бы, встречах. А дома неожиданно нанес удар в первой половине. И клуб-сказка не выдержал. Отключился Джонсон, посыпался Мэрион, заглох мотор команды Нэш. Лишь неугомонный Стаудмайр продолжает биться за честь уже погибшего «Финикса». Сказочного дракона, чья смерть была заложена в нем самом.