Как папа «кинул» сборную в Сеуле. Причем после того, как сборная чемпионка долго кидала самого папу Гомельского

В дни празднования столетия отечественного баскетбола «Советский спорт» вспоминает две самые яркие победы наших спортсменов
news

БАСКЕТБОЛ
ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКИХ ПОБЕДАХ

В дни празднования столетия отечественного баскетбола «Советский спорт» вспоминает две самые яркие победы наших спортсменов

МЮНХЕН-72

— Нам помог выиграть Бог, я точно знаю, — спустя много лет после исторического финала Олимпиады-72 СССР – США, – рассказывает герой того поединка Иван Едешко. — Перед финальным матчем со мной произошла любопытная история. В олимпийской деревне распространяли религиозную литературу, и одна американка долго уговаривала меня купить Библию на русском языке. В то время в Советском Союзе Библия была под запретом. А со сборной всегда ездили сотрудники КГБ. В общем, я сильно рисковал, но купил. Та американка сказала, что, если прочитаю одну главу, мы обязательно победим. Перед сном я открыл Библию и читал шепотом. Потом положил книгу под подушку. То, что произошло на следующий день, вы прекрасно знаете…

АМЕРИКАНЦЫ ДВАЖДЫ ОТПРАЗДНОВАЛИ ПОБЕДУ

До конца матча СССР – США – 10 секунд. 49:48 в пользу советской сборной. На исходе отведенных на атаку 30 секунд Александр Белов бросает по кольцу с двух метров, но Макмиллан успевает кончиками пальцев его блокировать. Мяч летит в угол площадки, где вновь оказывается у нашего центрового. И Александр Белов делает неожиданный ход: отдает длинную передачу назад Саканделидзе. Форвард противников Коллинз перехватывает пас у центральной линии.

— Сашке оставалось только додержать мяч, – вспоминает этот едва не ставший трагическим эпизод форвард Геннадий Вольнов. – Можно было лечь вместе с ним на пол, бросить в публику, запулить в воздух и закричать «ура». Нет, он отдал пас назад Саканделидзе! Такой пакости от него никто не ожидал. Даже не знаю, что бы мы с ним тогда сделали, если бы проиграли.

За три секунды до конца Коллинз уверенно реализует два штрафных. 50:49 в пользу США. Жармухамедов сразу отдает мяч Сергею Белову. Тот начинает ведение, но, дойдя до центрального круга, останавливается, услышав свисток арбитра. Американцы думают, что это конец матча, победа, бросаются обниматься. Оказывается – всего лишь тайм-аут.

Во время перерыва Кондрашин, пытаясь привести в чувство растерянных игроков, произносит: «Ребята, времени вагон, забить успеем, надо просто поверить в себя».

Свисток. Едешко, которому мешает выбросить мяч Макмиллан, пасует Паулаускасу, стоящему на линии штрафных на нашей половине, а тот отдает передачу Александру Белову. Еще до того как Белов касается мяча, звучит сирена, и американцы снова начинают праздновать. Но судьи снова принимают решение переиграть три секунды.

— Как только Паулаускас отдал пас, прозвучала сирена. Как выяснилось, не сработала электроника, – рассказывает центровой сборной СССР Александр Болошев. Отсчет времени пошел прямо с передачи Едешко, а по правилам должен был идти с момента, когда Паулаускас коснулся мяча. Так что все было предельно честно…

Высказав арбитрам претензии, штатовцы все же возвращаются на площадку. В душе они не сомневаются, что советской команде все равно не удастся ничего сделать за оставшееся время. Но Едешко отдает свой знаменитый пас, Александр Белов ловит мяч обеими руками, делает финт и, оставшись под кольцом один-одинешенек, двумя руками от щита отправляет мяч в кольцо. 51:50. Сирена. Больше никаких переигровок не было.

«ПАЦАНЫ, МЫ ЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИХ СДЕЛАЕМ!»

— Как жаль, что сегодня, в год столетия российского баскетбола, с нами нет Александра Белова, Михаила Коркия и Зураба Саканделидзе, – на глаза Александра Болошева наворачиваются слезы. – Уход Сашки у меня до сих пор в голове не укладывается. Он умер в 27 лет из-за тяжелой болезни сердца. Случилось это в далеком 1978 году. Без Сашки вряд ли бы мы выиграли ту Олимпиаду. Он был сердцем команды. Перед финалом уверял всех, что мы победим. Эту веру он вселил и в меня. За несколько минут до начала поединка я вскочил, обнял стоящих рядом и закричал: «Пацаны, мы же обязательно их сделаем! Поверьте в себя, и золото будет в наших руках!» И пусть я сам в этом матче почти не играл, ребята, видимо, запомнили мои слова…

А что же американцы? Они до сих пор так и не забрали свои серебряные медали, которые по сей день хранятся в штаб-квартире Международного олимпийского комитета в Лозанне.

— Эту Олимпиаду выиграли мы, – говорит американский защитник Даг Коллинз, который сделал очень важный перехват в конце матча. – Но исход матча зависел не от нас, а от политиков. Советам исполнялось 50 лет, и организаторы сделали все, чтобы мы проиграли в финале. Не верю, что педантичные немцы три раза неправильно запускали секундомер. Моя медаль сейчас где-то в России. Никогда не заберу серебряную побрякушку из сейфа МОК. Мне нужно только золото!

— Той страшной ночью после финала я выпил все пиво, которое только смог найти в Мюнхене. Мне не хотелось жить, – вторит Коллинзу коллега по амплуа Том Хэндерсон.

— Когда я узнал, что протест американцев отклонен и нас официально признали чемпионами Олимпиады, то впервые в жизни закурил, – вспоминает Вольнов. – Уж сколько раз в школе мне предлагали сигареты на всяких вечеринках. Никогда не притрагивался к табаку. А тут не выдержал…

СЕУЛ-88

«НОГА МОЯ, ГОЛОВА МОЯ – Я ЕДУ!»

…Незадолго до отъезда сборной на афинский чемпионат Европы 1987 года центровой сборной СССР Арвидас Сабонис упал на тренировке в Новогорске, с криком схватившись за ногу. Врачи констатировали разрыв ахиллова сухожилия. Пролежав несколько дней в ЦИТО, Сабонис попросил забрать его оттуда.

Вскоре он вылетел в Вильнюс, где был удачно прооперирован. По предположениям, уже через полгода баскетболист мог приступать к тренировкам. Но... еще через месяц, проходя курс лечения в доме отдыха в Паланге, Арвидас оступился на лестнице и повторно порвал прооперированное сухожилие. Это фактически означало, что великому Сабонису придется пропустить олимпийский турнир в Сеуле.

— Да какая тут Олимпиада! Под вопросом дальнейшая карьера игрока… – справедливо замечали литовские врачи.

Главный тренер сборной СССР Александр Гомельский отлично понимал, что без Сабониса Олимпиаду не выиграть. А потому предпринял попытку вернуть его. Для всех, в том числе и самого баскетболиста, эта идея казалась утопией…

Арвидас не появлялся в сборной почти полтора года. Большую часть этого времени он провел в Америке: сначала в Атланте, куда приехал по инициативе Тэда Тернера – известного телемагната и бизнесмена, владельца «Атланты Хокс», а затем в Портленде.

Клуб «Портленд Трэйл Блэйзерс», задрафтовавший Арвидаса в 1986 году под общим 24-м номером, предоставил ему своего главного врача Роберта Кука и возможность пройти самый современный курс терапии…

Все шло по плану. Но как же недоволен этим обстоятельством был наставник олимпийской сборной США Джон Томпсон! Он даже сделал публичное заявление о том, что руководство «Блэйзерс» помогает русским, готовя к Олимпиаде их лучшего игрока.

Поэтому восстановление Сабониса в Америке не форсировали. Литовская общественность тоже постаралась сделать все возможное, чтобы оградить национальное достояние от Гомельского и сборной. Однако не зря Александра Яковлевича прозвали на Западе «Серебристым лисом». Незадолго до Олимпиады он уговорил-таки своего любимчика приехать в Москву на обследование. Врачебный консилиум, на котором ученые из Литвы всячески пытались доказать, что Сабонису нельзя играть в Сеуле, продолжался несколько дней. И, в конце концов, закончился победой Гомельского! После разговора с тренером Сабонис сказал врачам: «Нога моя, голова моя и я принял решение ехать»!

НА ЗАКРЫТИЕ ИГР ПРИШЕЛ… ОДИН ТАРАКАНОВ

И вот он, полуфинал СССР – США. Американцы были тогда на подъеме. Ни один мало-мальски разбирающийся в баскетболе человек не рискнул бы в том матче поставить на сборную СССР во главе с травмированным Сабонисом.

— Накануне матча с США, прямо скажем, мы не слишком верили в свою победу, – вспоминает защитник сборной СССР Шарунас Марчюленис. – Но Папа нас вдохновил. За два дня отдыха перед полуфиналом он несколько раз поговорил с каждым, убеждал поверить в себя. «Вы же побеждали раньше студентов в Америке, обыграли «Атланту», – говорил он. И мы задумались: ну действительно, а почему мы должны проиграть американцам?

И ТОГДА ГОМЕЛЬСКИЙ ПООБЕЩАЛ ВИДИКИ...

…В начале второго тайма отрыв сборной СССР составлял 14 очков! Однако американцы не собирались мириться с этим. Следующий пятиминутный отрезок наш соперник выиграл вчистую – 13:1. Наметившийся обвал остановил Куртинайтис, своевременно забив издали – 55:50.

00.35 секунд до сирены. СССР впереди – 79:74.

00.21. Американцы забивают в быстром отрыве – 79:76.

00.02. Наши отказываются от штрафных и выносят мяч из-за лицевой линии. Андерсон от безысходности фолит на Сокке. Судьи дают американцу умышленный фол.

00.01 Сокк забивает только второй штрафной – 80:76. Мяч остается у советской команды. Волков обманывает обескураженных американцев и отдает передачу под щит Куртинайтису, который на исходе последней секунды ставит точку – 82:76!

Наставник сборной США Томпсон покидает арену, закрыв руками красные от слез глаза...

Никто не может описать, что творилось тогда в наших сердцах, – вспоминает Сабонис. Мы были на седьмом небе от счастья, хотя понимали, что впереди финальный матч с очень сильной Югославией. У них была замечательная команда и отличный тренер.

Сегодня от имен, входивших тогда в состав югославов, захватывает дух: Петрович, Дивац, Кукоч, Раджа, Вранкович, Паспаль, Желько Обрадович. А руководил этой компанией молодой, но уже авторитетный специалист Душан Ивкович (ныне тренер московского «Динамо». – Прим. ред.).

В начале финального матча советские баскетболисты никак не могли наладить игру: на 4-й минуте они уступали – 0:6, на 9-й – 10:20, на 12-й – 12:24. Все шло не в нашу пользу. Но лишь до той поры, пока за дело не взялся Сабонис.

Последовал пятиминутный – 12:0, а вскоре мы вырвались вперед. Благодаря точным броскам Куртинайтиса сборная СССР ушла на перерыв лидером.

На 26-й минуте преимущество советской команды достигло десяти очков. Стало ясно: это победа.

После финала баскетбольного турнира вся Олимпийская деревня стояла на ушах. Вековая история Игр не знала подобного безрассудства. Поговаривают, что советские баскетболисты настолько шумно отмечали победу, что президент МОК Хуан-Антонио Самаранч лично звонил тогдашнему председателю Спорткомитета СССР Марату Гамову и просил угомонить своих спортсменов.

Уж не знаю, быль это или вымысел, но то, что из всех игроков команды только один Тараканов пошел через несколько дней после финала на официальную церемонию закрытия Игр, – факт установленный. Впрочем, едва ли кто вправе осуждать подопечных Александра Гомельского за нарушение режима.

— Мы праздновали победу очень долго. Дошло до того, что на нас стала жаловаться вся Олимпийская деревня. Нужно было как-то остановить этот разгул, и Гомельский нашел гениальный ход – после очередной вечеринки он объявил: «Если завтра вы встанете в восемь часов утра и пойдете смотреть соревнования, каждому обещаю видеомагнитофон». Для нас тогда это было больше, чем сейчас хорошая машина, — вспоминает Вольдемарас Хомичюс. – Несмотря на то, что все мы снова хорошо погуляли, в семь встали как огурчики. Заветные видеомагнитофоны нас манили, как звезды.

Наутро построились, и Папа говорит нам: «Ну что, братцы, все в сборе? Готовимся к следующей Олимпиаде!»

МЮНХЕН-72

Сборная СССР: Анатолий Поливода, Модестас Паулаускас, Зураб Саканделидзе, Алжан Жармухамедов, Александр Болошев, Иван Едешко, Сергей Белов, Михаил Коркия, Иван Дворный, Геннадий Вольнов, Александр Белов, Сергей Коваленко.

Главный тренер – Владимир Кондрашин.

Финал
СССР
США51:50 (26:21)
СССР:
С. Белов (20), А. Белов (8), Саканделидзе (8), Коркия (4), Жармухамедов (4), Болошев (4), Паулаускас (3), Едешко (0), Вольнов (0).
США: Хэндерсон (9), Брюэр (9), Коллинз (8), Джойс (6), Рэтлефф (6), Д. Джонс (6), Бэнтом (2), Форбс (2), Макмиллан (2), Р. Джонс (0).
Судьи: Ригетто (Бразилия), Арабаджан (Болгария).
9 сентября. Мюнхен. Баскетбол Холл. 5500 зрителей.

СЕУЛ-88

Сборная СССР: Тийт Сокк, Шарунас Марчюленис, Вальдемарас Хомичюс, Игорс Миглиниекс, Римас Куртинайтис, Сергей Тараканов, Александр Волков, Валерий Тихоненко, Арвидас Сабонис, Виктор Панкрашкин, Александр Белостенный, Валерий Гоборов. Главный тренер – Александр Гомельский.

Полуфинал
СССР
США82:76 (47:37)
СССР:
Куртинайтис (28), Марчюленис (19), Сабонис (13), Волков (12), Сокк (5), Тихоненко (3), Хомичюс (2), Тараканов (0), Белостенный (0), Гоборов (0), Миглиниекс (0).
США: Робинсон (19), Марли (15), Ч.Э. Смит (11), Рид (8), Коулз (6), Андерсон (6), Ричмонд (5), Грэйер (4), Ч.Д. Смит (2), Мэннинг (0), Огмэн (0).
29 сентября. «Джамсил Гимназиум». 10 500 зрителей.

Финал
СССР
ЮГОСЛАВИЯ76:63 (31:28)
СССР:
Марчюленис (21), Сабонис (20), Тараканов (8), Хомичюс (8), Куртинайтис (7), Волков (7), Сокк (5).
Югославия: Петрович (24), Дивац (11), Паспаль (8), Обрадович (6), Раджа (4), Цветичанин (4), Кукоч (3), Вранкович (3).
30 сентября. «Джамсил Гимназиум». 11000 зрителей.

КАК ЭТО БЫЛО

Вспоминает эксперт «СС» Владимир ГОМЕЛЬСКИЙ:

– Обе Олимпиады объединяют три момента. Во-первых, главные матчи сборная СССР проводила против команды США. Во-вторых, в сборной СССР были представители почти всех отечественных баскетбольных школ. Мой папа, Александр Яковлевич Гомельский, не раз подчеркивал, что это принесло в команду разнообразие тактических схем и вариантов. В-третьих, на обоих турнирах сборная СССР не была фаворитом. Напомню, до 1972 года американцы на Олимпиадах не проиграли ни одного матча. В 1988 году сборная США состояла из девяти игроков, летом подписавших контракты с клубами НБА. Кроме нее, выше советской команды котировалась еще и югославская. Так что в обоих случаях мы поменяли «плановые» серебро и бронзу на медали высшей пробы.

Все помнят, что лучшим игроком финала мюнхенской Олимпиады был Сергей Белов. Но вряд ли кто знает, что он мог туда вообще не поехать! Этот вопрос всерьез рассматривал тогдашний наставник сборной СССР Владимир Кондрашин. Кандидатуру Белова тогда удалось отстоять руководству федерации.

В 1988 году больше всего сборная СССР опасалась знаменитого прессинга американцев. Схемы его разбития папа готовил заранее. Начинается игра, и совершенно неожиданно наша команда разбивает прессинг через Сабониса. Продолжалось это минут 35. Первое, о чем я спросил папу в «Шереметьево», когда он сумел придумать такую схему. «Ты знаешь, сынок, мне она приснилась во сне после четвертьфинала. Чтобы ее наиграть, у нас было всего две тренировки», – ответил он.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
11 дн. 10 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
3 дн. 10 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
0 дн. 10 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
8 дн. 10 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
0 дн. 10 ч.