Зачем российские баскетболисты наняли психолога? Сборная России работает на мотивацию и выработку боевого духа
СОБЫТИЕ ДНЯ. БАСКЕТБОЛ
ДО ЕВРОБАСКЕТА – 9 ДНЕЙ. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Сразу подчеркну: большое заблуждение, что наши команды в ведущих видах спорта имеют штатных психологов. Да, время от времени приглашают кого-то со стороны, но не более. Обычно это просьба главного тренера. Но роль психолога не сужается до роли пожарного, который приходит, гасит тяжелую ситуацию в клубе и уходит…
Во-первых, нужно провести полную диагностику личностных, морально-волевых и мотивационных качеств. Потом сделать детализированный психологический портрет каждого спортсмена для наставника. Во-вторых, постоянно проводить с игроками тренинги, групповые занятия.
В сборной России мы в основном работаем на мотивацию, выработку боевого духа.
Что касается опытных баскетболистов, то тому же Кириленко, который в тысячу раз больше меня понимает в баскетболе, я чего-то нового не расскажу. Но иногда человеку нужно просто выговориться, чтобы его кто-то выслушал. Тем более у нас командный вид спорта, и большинство тренингов мы проводим со всеми игроками сборной.
Недавно был случай с нашей женской хоккейной сборной. В команде постоянно были конфликтные ситуации, и перед чемпионатом мира с ними работали психологи. В итоге они заняли четвертое место, уступив в поединке за бронзу всего одну шайбу. Очень неплохой результат. Сами девчонки потом подходили к психологам, благодарили их.
Да и в том же баскетболе в прошлом году команда осталась без Андрея Кириленко, Джона Роберта Холдена и Виктора Хряпы. В итоге на первенство планеты поехали несколько совсем молодых ребят. Тогда я провела очень серьезный тренинг на мотивацию, постановку конкретных целей. В итоге мы заняли седьмое место, что для той команды было очень даже неплохо. И, поверьте, роль психологии в том результате была велика.
Кстати, необязательно общаться с игроком, чтобы понять, какой у него характер, что на душе. Гораздо важнее со стороны наблюдать за его мимикой, за тем, как он общается с другими людьми. Ведь человек больше всего открывается тогда, когда он погружен с головой в свою работу и не замечает, что на него кто-то смотрит.
Причем не только на тренировках, хотя и это очень важно. Мы живем вместе в одном отеле, ездим на сборы, едим в одной столовой. Полный психологический портрет можно составить, лишь если наблюдаешь за человеком в разных ситуациях, а не только в игре.
Что касается непосредственно общения, то большую часть времени мы беседуем в столовой на обеде или в автобусе, когда едем в аэропорт или на арену. Я вообще против такого подхода, который часто показывают в кино – пациент лежит на диване, а психолог сидит рядом и с задумчивым лицом записывает его мысли.