Грустная с«CAS»ка про Катю и Альбину. Международный спортивный суд (CAS) подтвердил двухлетнюю дисквалификацию российских биатлонисток
СОБЫТИЕ ДНЯ. БИАТЛОН. ДОПИНГ
ДЕЛО АЛЬБИНЫ АХАТОВОЙ И ЕКАТЕРИНЫ ЮРЬЕВОЙ
Международный спортивный суд (CAS) в Лозанне оставил в силе решение Международного союза биатлонистов (IBU) о двухгодичной дисквалификации олимпийской чемпионки Альбины Ахатовой и чемпионки мира Екатерины Юрьевой. Обвиняемые в употреблении рекомбинантного эритропоэтина (rЭПО) россиянки должны, согласно этому решению, пропустить не только ближайшие Олимпийские игры в Ванкувере, но и 2014 года – в Сочи. Адвокаты биатлонисток считают решение суда несправедливым и намерены обжаловать его в федеральном трибунале Швейцарии.
ПЯТНИЦА, 13-е
Пятница, 13-е… Именно в этот день олимпийская чемпионка и четырехкратная чемпионка мира Альбина Ахатова отметила свой день рождения. Именно в этот день CAS «поздравил» ее решением об отклонении их с Екатериной Юрьевой апелляции.
Больше чем полгода назад – 13 февраля (тоже, кстати, в пятницу) – IBU временно отстранил спортсменок в компании с Дмитрием Ярошенко от участия в соревнованиях. Затем, уже летом, антидопинговая комиссия вполне предсказуемо приговорила всех троих к двухгодичной дисквалификации.
Адвокаты спортсменок убежденно доказывали что обвинение несостоятельно, что нарушений в процедуре взятия проб, в самом их анализе – более чем достаточно для того, чтобы развалить дело и добиться полной реабилитации спортсменок. Дмитрий махнул рукой, а Катя и Альбина решили идти до конца. Наученный горьким опытом российский болельщик (никогда прежде наши спортсмены не выигрывали подобных процессов) был, конечно, готов к тому, что получится, как всегда, но в душе все же надеялся – должна же была когда-то закончиться наша «черная серия». Увы…
Вот что написано в решении CAS: «…Панель арбитров CAS пришла к выводу, что научные свидетельства, представленные сторонами, установили наличие в пробах спортсменок рекомбинантного ЭПО и нарушение антидопинговых правил имело место. Панель также заключила, что отклонений от соответствующих стандартов и правил забора проб не произошло; техническая документация и выводы о неблагоприятных результатах анализов, сделанные соответствующей лабораторией, абсолютно надежны и могут быть использованы органами для вынесения решений и наложения санкций. Тем самым CAS постановил, что решения антидопинговой комиссии IBU в обоих случаях были верны, и отклонил апелляции спортсменок».
ЗАКОН ИМЕЕТ ОБРАТНУЮ СИЛУ?
На чем строилась наша апелляция? До вынесения решения как российские, так и швейцарские адвокаты (а вести защиту в Лозанне было доверено именно им) на эту тему не высказывались – это, дескать, может быть расценено как давление на судей. Хотя президент IBU Андерс Бессеберг на этот дипломатический этикет, говоря прямо, просто начхал и уже через три дня публично выразил надежду, что CAS согласится с доводами IBU и оставит решение о дисквалификации в силе. Ну а что мы?
Передо мной трехстраничный текст с «выжимками» позиции российских спортсменок в CAS. Приводить документ здесь целиком не вижу смысла – немногие из любителей спорта осилят его хотя бы до середины. Приведу лишь главные тезисы нашей защиты:
– тестирование проб «А» и «В» проводил один и тот же специалист, что является грубым нарушением процедуры, – анализ перестает быть независимым;
– стандарты определения рекомбинантного эритропоэтина (rЭПО) на момент взятия проб просто не были установлены. То есть rЭПО был обнаружен на основании гипотез, но не утвержденных методик. Сегодня методики эти уже утверждены и используются, но на момент взятия проб у Юрьевой, Ахатовой и Ярошенко этого сделано не было. То есть мы имеем в данном случае прецедент «обратной силы закона» – вещь недопустимую в любых цивилизованных судах.
Несмотря на эти два вроде бы очевидных процедурных нарушения, CAS принимает сторону обвинения. При этом в относительно недавних тяжбах финской биатлонистки Кайсы Варис и американского велосипедиста Тайлера Хэмилтона адвокаты спортсменов «разваливали дела», цепляясь как раз к подобным деталям. В общем, по причинам, о которых остается лишь гадать, к представителям России в очередной раз отнеслись менее благосклонно, чем к американцам и европейцам.
Теперь адвокаты настаивают на продолжении тяжбы – уже в федеральном трибунале Швейцарии. Спортсменки, которым теперь по большому счету терять уже нечего, также намерены идти до конца. Как быть в этой ситуации Союзу биатлонистов России? Ведь ему-то и сборной как раз есть что терять. Ахатова и Юрьева даже в своем нынешнем состоянии – как минимум два крепких «эстафетных номера». В то же время новая руководящая команда СБР под оперативным руководством исполнительного директора Сергея Кущенко официально поддерживать дисквалифицированных спортсменок не имеет права. Союз биатлонистов России – член IBU и, значит, обязан подчиняться решениям головной международной организации. Подчинится?
– Наша команда продолжает готовиться к Олимпиаде по утвержденным планам, – сообщил мне вчера сам Сергей Валентинович. – Есть вероятность, что дисквалифицированные спортсменки примут решение обжаловать вердикт CAS в следующей инстанции. Однако даже если такое решение ими и их представителями будет принято, скорее всего по срокам оно не может быть вынесено до начала Олимпийских игр. Конечно, при положительном решении CAS мы могли рассчитывать на Альбину и Катю, это лидеры сборной, и их участие в Играх могло усилить команду. Но, поскольку этого не произошло, планы нашей сборной остаются без изменений.
ЧЕМПИОНКА МИРА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВА: ГОТОВА ИДТИ В ТРИБУНАЛ
– Сказать откровенно, я очень рассчитывала на то, что CAS поймет наши аргументы и решит дело в нашу пользу. Иначе разве стала бы подавать апелляцию?! Вообще в ходе подготовки к процессу, исходя из того, что мне говорили адвокаты, что я сама наблюдала в Лозанне, у меня сложился образ CAS как воплощения богини правосудия Фемиды. Той самой – с весами, мечом и плотной повязкой на глазах. Однако сегодня образ этот развеялся. В голове лишь один вопрос: почему наши доводы не были услышаны? С глаз спортивной Фемиды сползла повязка?
– То есть в перспективу благополучного разрешения вашего с Альбиной вопроса вы больше не верите?
– Я этого не говорю! Еще как верю. И готова идти до конца: в Швейцарский трибунал, в Страсбургский суд – куда угодно. Почему я должна согласиться с тем, чему не верю?
– Что теперь с вашими тренировками?
– Тренировок никто не отменял. В конце ноября отправлюсь на очередной сбор…
– Но ведь шансов выступить в Ванкувере больше нет. К чему теперь будете готовиться?
– Не надо мне такого говорить про Ванкувер! Я своей цели менять не собираюсь. Вот щелкнут мне 10 февраля по носу – все, мол, Катя, заявка на Олимпиаду закрыта – тогда буду думать, к чему дальше готовиться. А сейчас в прицеле именно Ванкувер.
ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА БИАТЛОНИСТОВ (IBU) АНДЕРС БЕССЕБЕРГ: ИНОГО РЕШЕНИЯ БЫТЬ НЕ МОГЛО
– От лица всего Международного союза биатлонистов я хочу сказать, что мы полностью удовлетворены решением Спортивного арбитражного суда.
Впрочем, иным решение по делу Юрьевой и Ахатовой быть и не могло. Антидопинговая комиссия IBU, работавшая над расследованием обстоятельств и изучавшая результаты, полученные из лаборатории, не зря потратила время. Я с самого начала был убежден в правильности сделанных ей выводов, и CAS в данном случае полностью подтвердил мою уверенность.
В то же время хочу сказать, что я всячески приветствую те шаги, которые делает нынешнее руководство СБР в борьбе с допингом. Рад, что Михаил Прохоров занимает в этом вопросе непримиримую позицию, что и подтвердил случай с двухлетней дисквалификацией биатлонистов (Андрея Прокунина и Вероники Тимофеевой. – Прим. ред.), пойманных на внутренних российских соревнованиях. Это говорит о том, что ваша страна на правильном пути.
Что касается Екатерины Юрьевой и Альбины Ахатовой, то, пользуясь случаем, я хочу сказать, что после окончания дисквалификации мировая биатлонная семья будет рада снова видеть их на спортивных аренах. Уверен, они не должны испытать никакой дискриминации или же предвзятого отношения со стороны официальных лиц и коллег из других сборных команд. От ошибок не застрахован никто, и это надо понимать. Дать оступившемуся спортсмену шанс вернуться – одна из задач IBU.
АДВОКАТ СПОРТСМЕНОК ТАГИР САМАКАЕВ: ОТ НАШИХ БИАТЛОНИСТОК ПОПРОСТУ ОТМАХНУЛИСЬ!
– Спортивный суд в очередной раз удивил своим решением в отношении российских спортсменов. И дело даже не в том, что решение принято не в нашу пользу, – дело в основаниях, которыми Спортивный суд подкрепил его.
Посмотрите: суд признает законность наших возражений, признает, что в работе лаборатории и всего Всемирного антидопингового агентства (WADA) обнаружено немало недостатков и… оставляет дисквалификацию в силе. В то время как в аналогичных делах с участием итальянцев и американцев суд принимал сторону спортсменов.
От российских биатлонисток попросту отмахнулись – дескать, все понимаем, но…
В самое ближайшее время я и мои швейцарские коллеги проведут консультации с Катей и Альбиной и примут решение о дальнейших шагах по защите интересов.
Наиболее логичным я считаю подачу иска в Швейцарский федеральный трибунал. Иск этот мы подкрепим дополнительными аргументами.
В целом же очередное пренебрежение аргументами российской стороны в CAS заставляет поставить вопрос ребром: а имеет ли право Спортивный суд являться последней инстанцией в разрешении подобных споров? В конце концов никаких законов, обязывающих спортсменов защищать свои интересы только в CAS, не существует.
Что мешает им впредь обращаться с жалобой в гражданские суды, расположенные по месту нахождения медицинских лабораторий или штаб-квартир Международных спортивных союзов?
Аргумент в пользу CAS в данном случае может быть единственным – непререкаемый авторитет. Но в том-то и дело, что CAS в своем нынешнем виде выглядит настолько ангажированным, что претендовать на авторитет просто не может.
Признавая обоснованность позиций наших спортсменок, суд все-таки именно их делает «крайними». А кто будет нести ответственность за недостатки в работе WADA? Кто будет наказан за нарушения, которые происходят в лабораториях? На эти вопросы CAS ответа не дает.
ХРОНИКА ДОПИНГ-СКАНДАЛА
3 декабря 2008 года
После окончания индивидуальной гонки на этапе Кубка мира в Эстерсунде (Швеция) у Дмитрия Ярошенко берут первую пробу.
4 декабря 2008 года
Берется проба у Екатерины Юрьевой, ставшей в этот день бронзовым призером индивидуальной гонки.
5 декабря 2008 года
В рамках программы внесоревновательного контроля берутся пробы у Ярошенко, Юрьевой и Альбины Ахатовой.
6 декабря 2008 года
У Ярошенко берут третью пробу.
10 декабря 2008 года
В аккредитованной лаборатории ВАДА в Лозанне вскрывают допинг-пробы «А» и обнаруживают в крови наших трех биатлонистов запрещенный препарат – рекомбинантный эритропоэтин (rEPO).
5 февраля 2009 года
В СМИ появляется информация, что у трех биатлонистов из России допинг-пробы дали положительный результат. Фамилии спортсменов не оглашаются.
10–12 февраля 2009 года
В лаборатории ВАДА в Лозанне вскрывают допинг-пробы «В» в присутствии адвоката Тагира Самакаева, специалиста по антидопингу Николая Дурманова, члена медицинской комиссии Международного союза биатлонистов Ларисы Жуковской и бывшего генерального секретаря IBU австрийца Михаэля Гайстлингера. Все пробы подтверждают результаты первого анализа.
13 февраля 2009 года
В день открытия чемпионата мира официально объявляются имена трех россиян – все они временно отстраняются от участия соревнованиях.
7–9 мая 2009 года
В Зальцбурге Антидопинговая комиссия IBU проводит слушание по поводу положительных допинг-проб и обещает вынести приговор российским биатлонистам «в самое ближайшее время».
11 августа 2009 года
Только спустя три месяца комиссия выносит вердикт: Ахатова, Юрьева и Ярошенко дисквалифицированы на два года. Ахатова и Юрьева принимают решение подавать апелляцию в Международный спортивный суд (CAS), а Ярошенко заявляет, что не намерен предпринимать никаких шагов и будет готовиться к возвращению после окончания дисквалификации.
15 октября 2009 года
В Лозанне в CAS проходит слушание «дела Юрьевой и Ахатовой против IBU». Интересы российских спортсменок защищают швейцарские юристы Клод Рамон и Хорхе Ибаррола. Суд обещает сообщить о своем решении в течение 30 дней.
13 ноября 2009 года
CAS оставляет в силе решение IBU о дисквалификации.