Велошоссе. Человек против стихии. Почему Денис Меньшов уступил лидерство Роберто Эрасу и в чем спортивный подвиг россиянина

На 15-м, ключевом этапе «Вуэльты» ее трехкратный победитель испанец Роберто Эрас нанес разящий удар нашему Денису Меньшову, опередив его на горном финише на пять с лишним минут
news

ВЕЛОШОССЕ
«ВУЭЛЬТА ИСПАНИЯ»

СОБЫТИЕ ДНЯ

 На 15-м, ключевом этапе «Вуэльты» ее трехкратный победитель испанец Роберто Эрас нанес разящий удар нашему Денису Меньшову, опередив его на горном финише на пять с лишним минут. Людям, мало знакомым с профессиональным велоспортом, такой проигрыш россиянина может показаться неоправданно сокрушительным. У «Советского спорта» особое мнение на этот счет.

Трехкратный король «Вуэльты» никогда не славился своими тронными речами. Во времена первых серьезных побед журналисты мучались, вытягивая из него распространенные предложения, а знаменитый спенглиш (испано-английский), на котором он разговаривал в «Ю. Эс. Постал», и вовсе вошел в легенды. Впрочем, судя по последним обращениям к народу, Роберто Эрас несколько подтянул и речевой компонент профессиональной подготовки. Но вот что еще немаловажно – в своих многочисленных интервью Эрас ни словом не намекнул, что русский соперник сдал, был в этот день слаб и этим удалось воспользоваться. Зато в каждом из монологов звучало: «Эта победа принадлежит «Либерти Сегурос». Всем поровну. То, что ребята сделали на 15-м этапе, – пример идеальной командной работы».

ЭРАС ВЫИГРАЛ ЗА СЧЕТ «ОРУЖЕНОСЦЕВ»

День отдыха – хорошая возможность привести в порядок нервы, усмирить болельщицкую гордыню и на холодную голову еще раз восстановить в памяти события решающего этапа. Чтобы для начала задать себе вопрос: разве мы не ждали подобного развития событий? Странно было другое – что они не произошли раньше. Испанец все время проверял россиянина пробными рывками, но его знаменитого спурта в гору, который иной раз не выдерживал даже Лэнс Армстронг, мы долго не видели. Думали: неужели пронесет? Не пронесло. Возможно, Эрас до воскресенья слишком опасался конкурента, не был уверен в своем самочувствии или решил не распыляться, приберечь отчаянный натиск на самые тяжелые подъемы – чтобы уж выложиться полностью, а потом со спокойной душой восстанавливаться в нерабочий понедельник. Менеджер команды Маноло Сайс перед штурмом Пахареса действовал как маршал на поле битвы – одним движением руки (то есть словом в радиоэфире гонки) отправляя в отрывы свои элитные подразделения. Самые сильные грегари – Белоки, Висиосо, Скарпони – оказались перед основной группой, и задачей Эраса стало, создав хотя бы минимальный задел перед Меньшовым и Састре, «переложиться» к своим товарищам по команде, сесть им на колесо.

Эрас улизнул от Меньшова на мокром от ледяного дождя спуске, рискуя настолько, что в нескольких «шпильках» едва не улетел под откос, хотя ему, в отличие от Дениса, этот участок трассы был хорошо знаком. Ну а дальше, как только произошло воссоединение «Либерти Сегурос», заработали такие моторы, каких нет ни у кого, не только у «Рабобанка». Говоря образно, с этого момента Эрас ехал командную гонку (не выходя притом на смену), а Меньшов – «разделку». Когда последний из оруженосцев Роберто Микеле Скарпони отошел в сторону, открыв лидера студеному ветру, преимущество исчислялось более чем тремя минутами. Гонка была сделана. Хотя, конечно, стоит отдать должное и капитану – несмотря на боль в разбитом колене, он все-таки выдал свой фирменный рывок в гору, где почти все ехали по синусоиде. В общем, победа была красивой, и добавить к этому нечего.

НАШИ ДЕЛИЛИСЬ ПОСЛЕДНИМ ПЕЧЕНЬЕМ

Для нас же принципиальная формулировка все-таки не изменилась: Меньшов по-прежнему идет на абсолютный рекорд. Он претендует на лучший среди всех постсоветских результатов в легендарной испанской многодневке.

Не многие любители спорта помнят, что дебют наших спортсменов на «Вуэльте» состоялся еще до падения разного рода стен и занавесов, в 1985 году. Та сборная СССР была командой первопроходцев, а выступление чем-то напоминало штурм непокоренного пика где-нибудь в Гималаях. Экипировка «восходителей» была более чем скромной (велосипеды предыдущего поколения), золотые горы на финише их не ждали в любом случае. Да и отношение к данному предприятию «наверху» было неоднозначным: если уж приглашены на особых условиях, и не на гонку категории «оупен», а на большую профессиональную многодневку, ехать, конечно, надо, но… Главным весенним стартом по-прежнему оставалась велогонка мира; что ожидало спортсменов на трехнедельном туре, вообще мало кто представлял.

За несколько этапов нашим парням удалось устроить настоящую революцию в сознании западных «профиков». Адаптировались они недолго, начали уходить в отрывы, снимать промежуточные премии, бороться за майку горного короля. Если соперники выталкивали на обочину – в долгу не оставались, но если в отрыве попутчик из другой команды начинал голодать – делились последним печеньем. Итогом дебюта стало то, что не поместишь в музее под стекло, не пощупаешь руками, но и не заработаешь иной раз даже за годы выступлений – авторитет. Документальное подтверждение которого – первое место в протоколе заключительного этапа, самого престижного для спринтеров, добытое Владимиром Малаховым. Его отчаянную схватку с королем спурта семикратным (!) победителем гонки Париж – Ницца и триумфатором множества классических однодневок Шоном Келли на Западе вспоминают до сих пор.

ДЕНИС ПО-ПРЕЖНЕМУ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ «ВУЭЛЬТЫ»

Во второй половине 90-х в авангарде нашего наступления на «Вуэльту» шел Павел Тонков. Несколько побед на самых трудных горных этапах в такую же мерзкую, как в минувшее воскресенье, погоду. Затем – первый для наших профи подиум в общем зачете. К сожалению, в охваченном сиднейской олимпийской лихорадкой сентябре 2000 года выстраданное третье место Тонкова на пьедестале в Мадриде «не прозвучало» в средствах массовой информации так, как было достойно – а ведь это было для всего нашего велоспорта очень важным шагом наверх.

Чтобы окончательно расставить акценты, стоит вспомнить, что у Маноло Сайса и его команды тоже не все и не всегда было гладко. Начиная «Тур де Франс» фаворитами, они добирались до Парижа третью состава, горько шутя, что теперь на каждого гонщика приходится по «техничке». Об амбициях в общем зачете в такие годы и заикаться никто не смел. А Денис Меньшов, потеряв половину и без того не самых сильных попутчиков, продолжает сражаться. И ни единого слова в свое оправдание, хотя объективных сложностей хватило бы на десятерых. «Неудачный был день, замерз к тому же». Вот и все объяснение. Настоящий командир берет ответственность на себя. И такой подход гарантирует большие успехи в будущем.

Новости. Велоспорт