Александр Гусятников: На Олимпиаде ждем от велогонщиков шесть медалей
– Александр Михайлович, в июле нынешнего года отечественному велосипедному спорту исполняется 125 лет. С чем подходит к юбилею ваша федерация?
– Около десяти лет вообще выпали из развития российского велоспорта, и только в последние 3–4 года пошел приток нового инвентаря в секции и спортшколы. О какой массовости, о каких серьезных результатах могла идти речь, если юноши тренировались на велосипедах харьковского завода выпуска 70–80-х годов?! К счастью, этот нерадостный для всего нашего спорта период наконец-то остался в прошлом.
Правда, проблем у нас по-прежнему немало. Например, велосипедистам-шоссейникам для тренировок нужны не только трубки и запчасти, но и машины сопровождения, и… сами дороги. Не секрет, что на федеральных трассах велосипедисты вообще «вне закона».
В последние годы ситуация коренным образом изменилась. Несколько лет назад был сделан серьезный шаг: в соответствии с регламентом Международного союза велосипедистов, который требует, чтобы каждый спортсмен был защищен, чтобы он имел медицинское обеспечение и страховки от несчастного случая и гражданской ответственности, мы подписали очень выгодный договор с РОСНО и застраховали лицензию. Человек, который выходит у нас на старт, имеет страховку от несчастного случая и гражданской ответственности. Поэтому мы спокойны: если гонщик во время соревнований случайно повредит дорогой «Мерседес», то будет страховкой защищен, а не побежит продавать свою квартиру.
– И где в основном проходят гонки? Какие регионы ходят в передовиках?
– Главная точка проведения наших соревнований – это Краснодарский край. В силу известных причин мы потеряли для тренировок Крым и Среднюю Азию, поэтому в основном сосредоточены на этом «пятачке».
Что касается наших передовиков, то очень хорошо работает Москва, к тому же туда, в училище олимпийского резерва, едут многие спортсмены из регионов. В Подмосковье отмечу Щелковское училище олимпийского резерва. Провела реорганизацию Самара, где известный в прошлом гонщик Николай Сытник возглавил направление по работе с юношами и уже добился заметных результатов.
В Краснодарском крае сам бог велел развивать велоспорт: там и погодные условия оптимальные, и есть с кого брать пример, потому что туда приезжает много сильных гонщиков из других регионов. Ударно трудятся Тула, Ростов, Чебоксары. Радует Орел, который не блистал в советское время. Отмечу, что Денис Меньшов, единственный наш гонщик, дважды выигравший такой гранд-тур, как «Вуэльта», родом как раз оттуда.
Мы коснулись сейчас велосипедного спорта в целом. Если смотреть по направлениям, по дисциплинам, то, наверное, самое трудное положение сейчас у трековиков. Потому что в России единственное крытое спортивное сооружение – это велотрек в Крылатском. Да, дорожка там до сих пор хорошая, на ней устанавливались и по-прежнему устанавливаются мировые рекорды. Спасибо московским профсоюзам, которые поддерживают велотрек на плаву, но дорожка там длиной 333 м. А на таком полотне проводить чемпионаты мира и Олимпийские игры UCI не рекомендует. Это прежде всего связано с телетрансляциями. Телевизионщики посчитали, что им удобнее работать на треке с дорожкой 250 м. Нашей стране как воздух нужен современный трек длиной 250 м. Есть инициатива построить такой трек в Самаре, ее выдвигал прежний губернатор Константин Титов.
– По-хорошему, наверное, на такую огромную страну современных треков нужно не менее четырех?
– Оптимально иметь по велотреку в каждом большом регионе – в Сибири, на Урале, в Центральной России, на Северо-Западе. Их можно понастроить и больше, но кто там будет работать? Ведь самая большая проблема – отток тренерских кадров, который произошел в начале 90-х годов. Естественно, его сразу не восполнить. Сейчас мы создали профессиональную велокоманду континентального уровня «Катюша» и пригласили туда на работу наших молодых ребят. Конечно, чтобы эти люди стали настоящими «волками» своего дела, нужен не один год.
– Если это не секрет, как должна «озолотить» великую спортивную державу Россию на Олимпиаде-2008 ваша федерация? Сколько лицензий уже завоевано?
– Мужчины-шоссейники отбор завершили. Лицензий получено по максимуму: две – в гонке на время и пять – в групповой гонке. И в маунтинбайке тоже закончился отбор, мы имеем две лицензии у женщин и одну – у мужчин.
Туристов в Китай мы не повезем. Например, на шоссе у нас подбирается неплохая команда. Наверное, одна из сильнейших за последние годы. Она была собрана на последнем чемпионате мира, где у нас стартовали девять человек, а в Пекине по регламенту будут стартовать всего пять. Для ведения тактической борьбы это неплохо. Чем короче «хвост» команды, чем меньше людей, тем выгоднее для большинства команд. И разбор медалей пойдет не обязательно среди итальянцев или французов. И другие страны, имея двух-трех гонщиков экстра-класса, будут иметь возможность сражаться за олимпийские награды.
– А что происходит на нашем многострадальном треке?
– Там на сегодняшний день обстановка непростая. В последний год была утверждена новая система квалификации – по общему рейтингу. И, конечно, очень малое количество спортсменов будет участвовать на Играх в Пекине в своих дисциплинах, что накладывает отпечаток очень жесткой борьбы. Все это не просто, но мы пока в отборе, боремся. И в командной гонке, и – что особенно приятно – в командном спринте, это так называемый «олимпийский километр».
– Давайте перейдем к самому звонкому – медалям.
– Честно скажу, поначалу мы планировали пять медалей: две золотые, одну серебряную и две бронзовые. Но после серьезных размышлений решили, что будем стремиться завоевать шесть олимпийских наград. Раскладывать медали по отдельным дисциплинам я бы сейчас не стал. Замечу, что мы имеем шанс бороться за награды на шоссе, желательно за две. Хотелось бы побороться за медаль в маунтинбайке и в ряде трековых дисциплин. При правильном подходе к делу можно говорить о шансах в командной гонке.