Сергей Иванов: У меня был единственный патрон…
Шестикратный чемпион России Сергей Иванов – победитель 14-го этапа «Большой петли». 199 километров из дождливого Кольмара в солнечный Безансон гонщик «Катюши» проехал так, как умеет только он. Отчаянная погоня за уходящим «поездом», работа до судорог в ногах на сменах и неотразимая непонятно атака в момент, когда сил, кажется, больше нет – все было в этой гонке.
УВЕЗИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДОЖДЬ…
Мне кажется, что эта великая гонка (как бы не закончилась нынешняя «Большая петля» для российской команды, этот день все равно ничто уже не затмит и не сделает менее значимым) началась не утром в субботу, а накануне вечером. Ненастны вечером, когда участники 13-го этапа финишировали в Кольмаре. Каждый из них от первого до последнего был продрогшим и мокрым как, извините за каламбур, кальмар на морском дне.
Отставший от победителя, немца Хенриха Хаслера на 6.43, прибывший на финиш в группе фаворитов Сергей Иванов отмахнулся от Дмитрия Конышева, пытавшегося подбодрить старого друга шуткой («Что ж ты, Серега – твоя ведь погода сегодня?!») и увидев меня с дорожной сумкой, как-то очень непосредственно и горячо попросил.
- Увезите, пожалуйста, дождь… Очень прошу! А то ведь это не гонка сегодня, а бог знает что – думаешь только о том, как бы не упасть…
Стоит заметить, что нашим с командой дорогам после 13-го этапа и в самом деле предстояло разойтись. Команда вслед за пелотоном ехала в сторону Альп, я же значительно срезая маршрут «Большой петли» ехал прямиком к ее финишу – в Париж. Как ни обидно было покидать «Тур» досрочно (что ж, таковы обстоятельства), как не скреблись на сердце кошки – отказать столь настойчивой просьбе я не мог.
Оттого-то в субботу в полдень (гонка начиналась в 12.40 среднеевропейского) вош корреспондент набрал из Парижа мобильный телефон Дмитрия Конышева и поинтересовался.
- Ну как – увез?
- Не особенно, - улыбнулся за 400 километров от меня Конышев. – Не хлещет, конечно, но понемногу капает…
Через 40 минут я мог убедиться в этом сам. Кстати, Париж начинает понемногу готовиться к пришествию «Тура». Вдоль Елисейских полей уже возводятся трибуны и шатры для специально приглашенных гостей. Впрочем, афиш, анонсирующих то, что случается в столице Франции каждое третье воскресенье июля нет и в помине – видимо все и так должны знать. Некоторые сувенирные лавки уже выложили на витрины всевозможную продукцию с символикой «Большой петли», но спрос на нее слабенький.
- В следующие субботу воскресенье и понедельник все купят, - уверенно сообщает мне продавец.
Велоспортом парижане всерьез заинтересуются, похоже, также в названные дни. В день же о котором пойдет речь даже бар, где шла бы прямая трансляция «Тур де Франс» было нелегко найти. Ну да это мелочи – в назначенное время я приник к телевизионному экрану и в течении пяти без малого часов не мог от него оторваться. А потом не мог наговориться по телефону с теми, с кем всю прошедшую неделю колесил по дорогам Франции. А потом не знал с кем поделиться бившими через край эмоциями и решил поделиться с вами.
ДВЕНАДЦАТЫЙ
Они стали уезжать уже на 14-м километре. Сперва никто в пелотоне даже внимания не обратил – кто первым затеял атаку. В конце концов к этому времени попыток отъехать было предпринято уже множество. В воскресенье начнутся горы и на авансцену выйдут специалисты особого профиля – следующий равнинный этап… уже в Париже, до которого еще надо добраться через холодные перевалы. А раз так – сегодня практически последний шанс. И очередь за этим шансом подлиннее даже чем за желтой майкой. В отношении королевской мантии претенденты по крайней мере трезво оценивают свои шансы, а тут этап. Напрягись, выживи в отрыве, сбереги немного сил для решающей атаки – и ты герой.
Об этом сегодня думают многие – по крайней мере те, кто глядя на мощный всплеск в голове каравана начинают активно подхватывать атаку. Вот их пятеро, вот переложились к ним еще трое, вот уже одиннадцать гонщиков активно увеличивают просвет между собой и пелотоном. Контролирующие ситуацию в караване «Астана» и «Коламбия», оценив состав побега махнули рукой – пусть себе едут. Американец Джордж Хинкепи да француз Кристоф Ле Мевель – вот и все, кто сегодня гипотетически способен навести шороху в генеральной классификации. Хинкепи для этого нужно финишировать на 5.25 раньше пелотона. Что ж, пусть попробует – тем более впереди еще 185 км.
Иванов рванул вслед «уходящему поезду» когда спины беглецов стали уже теряться вдали.
- Когда отрыв собрался вместе и начал работать на отъезд я понял – эта группа будет жить долго, возможно даже финиш разыграет. И я пустился в погоню. Боже мой, как я долго их догонял! Минут пять или семь мы словно повисли метрах в 40-50 друг от друга и ни дальше ни ближе… Но они-то ехали при этом группой, сменяясь, а я – один.
Для тех кто мало знаком с особенностью работы в группе поясню – гонщик, находящийся за спиной лидера выполняет физическую работу на 70% меньшую, чем тот кто впереди.
- В какой-то момент я был близок к тому чтобы оставить попытки и вернуться в пелотон. Но тут ветер сменился и из последних сил достал их.
КОНЫШЕВ ГОТОВ БЫЛ САМ КРУТИТЬ ПЕДАЛИ
Разрыв к этому времени уже составляет полторы минуты и коммисар гонки начинает методично вызывать вперед технички команд-участниц побега.
- Ко-фи-дис! Лямпре! Миль-рам! Кать-юша… - слышит по радио-тур Конышев и гонит свою машину вперед – к группе лидеров. Туда где переводит дыхание старый друг. При этом Конышев отлично понимает, что раз уехал Серега – значит победа реальна как никогда.
Разрыв тем временем увеличивается. На питательном пункте (87-й километр) пелотон отстал уже на пять с половиной минут. Телекомментаторы на все лады начинают обсуждать вероятность того что Большой Джордж (так за баскетбольный рост зовут Хинкепи в велосипедном мире) после финиша наденет желтую майку лидера. Пелотону, кажется все равно – сегодня оденет, в горах снимет… Катящие отстающих гонщики «Астаны» - само благодушие.
Гонка перевалила за экватор и отсчет километров пошел уже в другую сторону.
90 километров до финиша – отставание пелотона 6.10; 70 - 7.55; 50 – 8.16…
- Сегодня победит кто-то из уехавших, - в голосе Конышева азарт и тревога. Серега имеет отличный шанс, но кто сказал, что шансы его попутчиков: Хинкепи, итальянца Даниэле Беннати, немца Герарда Чолека или ирландца Николаса Роша (сына победителя «Большой петли-1987» Стефана Роша) – намного ниже?
За 40 километров до финиша пелотон включается в работу. Обладатель желтой майки Риналдо Ночентини понимает – еще день другой и он потеряет лидерство. Но почему это должно произойти именно сегодня. Его АГ2Р выходит вперед и скорость каравана резко возрастает. В то же самое время наработавшиеся беглецы про себя уже начинают делить победу, прикидывая – кому и в какой момент удобнее атаковать. На 12 победа не делится никак и оттого, работавшая до этого момента слаженно группа начинает сбоить.
- Сереге надо уезжать на прямой, - Конышев старается сохранять спокойствие, но сам увлечен происходящим настолько, что, кажется, готов пересесть на велосипед и помочь другу преодолеет эти самые трудные километры.
О ПОБЕДЕ ПОДУМАЛ ЗА 500 МЕТРОВ ДО ФИНИША
До финиша 20 километров. Отрыв… Да кого сейчас интересует – далеко ли там пелотон? Даже Хинкепи, предложи ему сейчас кто-нибудь на выбор – победить на этом этапе или надеть желтую майку – не колеблясь выбрал бы первое. И так все 12.
Иванов в последний раз подъезжает к техничке и берет бачок с водой. На небе к этому моменту уже ни облачка. Солнце, сухой асфальт и зрители оживают вместе с природой.
- Я сказал ему чтобы атаковал по самочувствию и не гонялся за всеми рывками. Да что Серегу учить – он сам все знает, - рассказал потом Конышев.
- Все сильно устали. Ноги забились молочной кислотой и сил оставалось на одну атаку, - рассказывал уже сам Иванов. – Я понимал, что у меня в обойме есть единственный патрон, которым ни в коем случае нельзя промахнуться.
Думаю, что примерно в таком же духе рассуждали его соперники. Во всяком случае за 12 километров до финиша начались методичные попытки уехать «на победу».
Рывок совершает голландец Маркус Маакстан – Иванов садится ему на колесо.
Ле Мевель и Хинкепи атакуют вместе – их останавливает встречный порыв ветра.
Рош поднимается из седла, но юный ирландец пока не способен к длинным рывкам.
Группа собирается на какой-то миг вместе и камера с вертолета дает красивый план извивающейся змейки гонщиков прижавшихся к левой стороне шоссе. И в этот же самый момент – словно отделившийся от двигателя первой ступени – мимо этой группы в буквальном смысле пролетает гонщик к майке цвета российского триколора. Под аркой 10 км до финиша он проносится с такой скоростью словно только что принял старт.
- Я не выбирал момента, атаковал по самочувствию. Понимал, что рвать надо на равнине: не в подъеме и уж тем более не на самом финише, а на прямой. Может атаковал бы и раньше, но встречный ветер мешал. Как только он изменился я тут же выдал все что у меня было.
Рош, Ле Мевель, Хинкепи… группа пытается еще собраться и организовать погоню, о сил нет уже ни у кого. Просвет достигает 17 секунд. 22-х… До финиша шесть километров. Двое отчаянных (голландец Тиммер и новозеландец Роулстон) пробуют организовать совместную работу, но они уже потеряли Иванова из виду. Он уехал. Уехал так же как весной на классической «Амстел голд рейс», как в июне на чемпионате России, как в 2001 году к своей первой и пока единственной победе на «Тур де Франс»…
- Я плохо представлял себе – где соперники и кто меня догоняет. В рации слышал только голос Конышева: «Молодец, Серега! Давай! Потерпи! Уходишь!...». Я понимал, что силы еще остались и до финиша их должно хватить – по крайней мере для того чтобы держать такой же темп. Когда осталось два километра почувствовал что финиш начинает тянуть к себе словно магнит - крутит педали стало вдруг легче. За 500 метров я оглянулся и понял что уже никто меня не догонит.
Усталость прибивает сразу после финиша. Сергей слезает с велосипеда и опускается прямо на асфальт. Командный автобус находится в 300 метрах но идти или ехать к нему нет сил. Так он и сидит минуты две – уткнувшись головой в колени. И лишь потом к Иванову вернулась способность ходить, улыбаться, принимать поздравления…
- После весенней победы на «Амстел голд рейс» вы сказали что такой успех не грех отметить и с водкой. Что же будет после сегодняшней победы?
- Ничего. Доедем до Парижа – там и отметим. В конце концов все мы работаем на команду, а у команды на «Туре» еще остались нерешенные задачи…