Турецкий гамбит. Федерация бокса России объявила войну генеральному секретарю АИБА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ФЕДЕРАЦИИ БОКСА РОССИИ
В нынешнем спорте высших достижений, прочно обосновавшемся на коммерческих рельсах, существуют две неизлечимые болезни: допинг и предвзятое судейство. Уверен вэтом настолько, что во всем многоголосии оппонентов приемлю только один довод: «Смотря в какой дисциплине».
ОТКУДА РАСТУТ НОГИ?
В олимпийском боксе допинга действительно нет (за редчайшим исключением), зато проблема предвзятого судейства настолько остра, что после Олимпиады-88 в Сеуле тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч задумался даже об исключении бокса из олимпийской программы.
Тогда руководители Международной ассоциации любительского бокса (АИБА) его убедили, что этого делать не надо: взамен предложили новую систему подсчета очков, придуманную нынешним президентом ассоциации пакистанцем Анваром Чаудри. Проблема исчезла, а предвзятое судейство все равно осталось…
Знаете почему? Потому что дело не в системе, которую можно усовершенствовать сколько угодно. И не в профессионализме судей. А в том, что среди членов международных и европейских ассоциаций рядом с рингом есть такие «перцы», которые, пользуясь своим положением, давят на судей, заставляют их судить так, как им выгодно. В интересах, естественно, своей страны и собственного кармана.
Самое страшное, когда этим занимаются высокопоставленные чиновники от бокса. И такой, к сожалению, в наличии имеется: это – многолетний генеральный секретарь АИБА, вице-президент ЕАБА турецкий банкир Канер Доганели, который, к слову, имеет к боксу такое же отношение, как Остап Бендер к шахматам. А у президента Федерации бокса России, вице-президента АИБА и ЕАБА (Европейская ассоциация бокса), члена исполкома Олимпийского комитета России Эдуарда Хусаинова есть на этот счет куда более сильное определение: Доганели — это злокачественная опухоль бокса, которую следует немедленно удалить, иначе вопрос об исключении этого вида спорта из олимпийской семьи будет возникать постоянно…
Впрочем, слово самому президенту Федерации бокса России:
— Эдуард Ришатович, вы стали инициатором созыва внеочередного Конгресса АИБА, посвященного проблемам судейства в боксе. Другими словами, это революция в данной дисциплине: ничего подобного никогда не было. Что заставило поднять бунт?
— Если честно, я шел к этому с первой же зарубежной поездки в качестве руководителя Российской федерации бокса. Было это весной 2000 года на чемпионате Европы в Тампере. Естественно, не собирался там кого-либо обличать, но меня в прямом смысле заставила это сделать ситуация. Сначала наш двукратный чемпион мира Раимкуль Малахбеков (54 кг) одержал очевидную победу над турецким боксером Агасси Агагюльоглы, а судьи ниоткуда придумали преимущество турка в два очка. А через несколько боев они попытались отнять победу у капитана нашей команды Александра Лебзяка, который боксировал с румынским бойцом. Отчетливо помню, как в одном из эпизодов Саша ударил, тот упал, а очко на судейском мониторе загорелось в пользу румына. В конце концов Лебзяк выиграл (его преимущество было слишком уж очевидным), но меня поразило такое судейство, вернее, полное отсутствие объективности в некоторых боях.
Начал смотреть, пытаясь понять, «откуда ноги растут» у такого судейского беспредела, и очень скоро увидел, что все начинается с «жеребьевки». Причем не только судей, но и самих спортсменов. Жеребьевки в кавычках, поскольку очень уж часто случалось так, что турецкие боксеры попадали в одну часть турнирной сетки, а остальные сильные бойцы – в другую. Много позже, уже будучи техническим делегатом ЕАБА на юношеском первенстве Европы в Каунасе, столкнулся с тем, что турецкие ребята вообще приехали на эти соревнования без обязательных медицинских карточек (и, судя по всему, не первый раз — по проторенной могущественным покровителем дорожке). Я имел полное право не допускать их к соревнованиям, и сделал бы это, если б не отдавал себе отчета в том, что мальчишки здесь ни при чем, как, собственно, и турецкий бокс. Зачем им страдать из-за человека, возомнившего себя всемогущим хозяином мирового олимпийского бокса? Ему объявил войну, а ребят направил к врачу, на медицинское обследование…
ФИННЫ БОЯТСЯ
— Судя по предыдущим интервью, апогей вашего противостояния Доганели наступил в тот момент, когда он сам по собственному усмотрению назначил судей для обслуживания олимпийского турнира в Афинах?
— Это стало последней каплей, которая в общем-то избавила от последних иллюзий тех, кто еще продолжал считать, что нынешний генеральный секретарь АИБА работает на интересы олимпийского бокса. В уставе этой ассоциации есть десятая статья, которая в деталях разъясняет процедуру назначения судей на олимпийские боксерские соревнования. Относительно Европы, там написано, что судей от этого континента рекомендует судейская комиссия ЕАБА, потом кандидатуры утверждает региональное бюро этой ассоциации. Но ни того, ни другого сделано не было. Доганели сам назначил олимпийских судей, тех, кого посчитал нужным. Потом, правда, утверждал, что согласовал этот список с президентом ЕАБА болгарином Эмилем Жечевым. Но, знаете, бывают люди, которые и в 82 года способны контролировать все процессы, как, например, президент АИБА Анвар Чаудри, а 78-летний Жечев давно уже выпустил из своих рук нити управления ЕАБА, покорно передав их Доганели.
В результате в олимпийском списке оказался, например, судья, занявший по итогам года 32-е место в рейтинге, и в то же время там не нашлось места арбитрам из Эстонии и Молдавии, имеющим пятую и шестую позиции в табели о рангах. Беспредел, согласитесь, полный! И результат налицо. В Афинах в полуфинальном бою с 19-летним никому не известным турком Ясинкаей наш «мухач», чемпион мира, трехкратный чемпион Европы Сергей Казаков пал жертвой неприкрытого судейского произвола…
Но можно было и не ходить так далеко. Не далее как осенью нынешнего года на первенстве Европы среди юношей в Ливерпуле наш боец Александр Волков боксировал в четвертьфинале с турком Кайей. После первого раунда вел с преимуществом в три очка. Но едва начался второй, как счет с катастрофической быстротой стал расти в пользу его соперника. При этом, поверьте на слово (да что там на слово, есть видеокассета), Александр не пропустил ни одного удара. Тем не менее трое из пяти судей — австриец, англичанин и монгол отдали победу Волкову, а двое других, кореец и румын, явно ангажированных Доганели, приняли сторону турка. При этом, заметьте, румынский судья «посчитал», что турецкий боксер выиграл со счетом 22:10 (!). И это при том, что австриец, например, дал победу россиянину с преимуществом в 12 (!) очков. В итоге по судейским запискам 3:2 выиграл наш парень, а по так называемым нажатиям на кнопки компьютеров победил турок. Как, я согласен, после такого судейства можно уважать бокс? Люди, работающие в нем, сами его и компрометируют…
Мы не поленились, записали этот бой на сто кассет, разослали в национальные федерации, естественно, в АИБА и ЕАБА. Получили однозначный ответ: ваш парень действительно выиграл, но исправить эту «ошибку» уже нельзя. Поезд ушел…
Продолжение на стр. 12