Чемпион мира Валерий Львов: Отношения с Олимпиадой не сложились. О том, что он не летит на игры-76, Валерий узнал за два часа до отъезда команды

Когда-то в «СС» была очень популярна рубрика «Мы о вас давненько не слыхали» – об известных в прошлом спортсменах, пропавших по каким-то причинам из поля зрения болельщиков
news

РОССИЙСКИЙ БОКС
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

 Когда-то в «СС» была очень популярна рубрика «Мы о вас давненько не слыхали» – об известных в прошлом спортсменах, пропавших по каким-то причинам из поля зрения болельщиков. Наш третий (по счету) чемпион мира по боксу Валерий Львов ни по каким критериям в герои такой рубрики не годится. Потому что, расставшись перед московской Олимпиадой с боксом, он в прямом и переносном смысле остался на ринге. Судит соревнования в ранге арбитра АИБА и руководит в родных Чебоксарах детской спортивной школой.

Сегодня Валерий Константинович – гость «Советского спорта».

РЭЯ ЛЕОНАРДА СПАС ГОНГ

— Вы вели счет своим боям?

— Конечно. За 12 лет боксерской карьеры на ринг поднялся 250 раз, 50 – в составе сборной. Проиграл в 17 боях, в том числе в пяти международных.

— Самый памятный назвать можете?

— Наверное, это бой против Рэя Леонарда в Лас-Вегасе в январе 1973 года в матчевой встрече США – СССР, которая в то время проводилась регулярно. Мне было 19, Леонарду – 17. Это он потом стал олимпийским чемпионом, легендарным «Шугаром», дважды признававшимся лучшим профессиональным боксером мира, но все равно я горжусь тем, что являюсь единственным боксером на постсоветском пространстве, которому удалось послать Рэя в нокдаун. Его спас гонг об окончании первого раунда, прозвучавший сразу же после того, как он встал.

А потом в дело вмешался местный судья, повлиявший на исход этого боя. Не в мою пользу, конечно. В одной из атак Рэй с таким напором бросился на меня, что просто вытолкнул за канаты, успев вдогонку выбросить руку. Этот удар, который я толком не почувствовал, был засчитан как нокдаун. Затем, пока я приходил в себя, Рэй нанес несколько ударов… в перчатки, один даже ниже пояса, а судья опять углядел в них нокдауны, и бой был остановлен в виду явного преимущества Леонарда…

Скажу честно, я плакал в раздевалке от обиды. Второй раз в жизни с тех пор, как начал заниматься боксом. Впервые это случилось в 1970 году на первенстве России среди школьников, когда проиграл (2:3) Васе Соломину, с которым потом вместе выступал за сборную СССР. В 74-м Василий, кстати, стал первым советским боксером, выигравшим чемпионат мира.

А возвращаясь к своей первой поездке в США, скажу, что в следующем матче, состоявшемся через два дня в Денвере, Анатолий Григорьевич Степанов, тогдашний тренер сборной, перевел меня в категорию 63,5 кг и я победил с явным преимуществом.

Через четыре года снова, кстати, приехал в Америку в составе сборной на такие же матчи и выиграл все три свои поединки – в Лас-Вегасе, Сент-Поле и Милуоки.

— Удивительно, но другой бы в ответ на просьбу, рассказать о самом памятном в карьере, вспомнил о победах, а вы о поражении, да еще — явном?

— Наверное, неудачи запоминаются больше, чем победы. Сейчас говорю, а на память приходит еще один бой, проигранный с явным преимуществом – финал чемпионата Европы 1975 года в Катовице против румына Симиона Куцова. Он там затолкал, забил меня, воспользовавшись моей перетренированностью…

А вообще за 12 лет было много интересных боев. Ну, например, победа в четвертьфинале чемпионата мира 1978 года над финалистом Олимпийских игр-76 кубинцем Андреасом Алдамой, который на пути к четвертьфиналу дважды выиграл нокаутом. Алдама, кстати, в 76-м на Играх в Монреале проиграл в финале Рэю Леонарду, хотя четыре предыдущих боя закончил нокаутом. А в 80-м в Москве стал олимпийским чемпионом, но уже в весовой категории 67 кг. Я к этому времени уже закончил карьеру.

РАЗЫСКАЛИ В МИЛИЦИИ

— Расскажите о своей самой главной победе – на чемпионате мира-78 в Белграде.

— Она в некоторой мере была нелогичной. В 1977 году я болел, пропустил чемпионат СССР во Фрунзе. Как следствие меня вывели из сборной, после чего я решил уйти. Но дело даже было не в этом: у Алексея Ивановича Киселева, возглавившего тогда сборную, появился любимчик в «моем» первом полусреднем весе – боксер из Иркутска Виктор Котовщиков, которого он хотел сделать первым номером сборной в этой категории. Но в январе 1978 года в Москве в матчевой встрече против сборной США Виктор проиграл нокаутом, и тогда вспомнили обо мне.

— Вы в тот момент чем занимались?

— Работал в милиции, в отделе охраны МВД Чувашии. Сначала старшиной, потом лейтенантом. Иногда похаживал в боксерский зал — больше, честно говоря, для души. Но после звонка из Москвы руководству республиканского МВД меня уговорили вернуться, чтобы выступить на чемпионате СССР. Поехал на динамовский сбор в Армению, после которого очень уверенно выиграл чемпионат страны в Тбилиси. Два боя из пяти закончил досрочно. Так попал на чемпионат мира.

СУВЕНИР ОТ НОКАУТЕРА

— Четвертьфинальный поединок с серебряным призером Олимпиады Алдамой стал там для вас самым трудным испытанием?

— Пожалуй, да. В первом бою выиграл у венгерского боксера, победителя молодежного первенства Европы. Во втором — послал в нокаут израильтянина… Девять лет назад, кстати, встретил его (он сейчас работает тренером) в Израиле, куда приезжал судить международный турнир. Вспомнили былое, обменялись сувенирами, в общем, расстались друзьями…

Третий бой был против Алдамы, после которого меня уже никто не мог остановить. Даже хозяин ринга, югослав Богуевич, с которым боксировал в финале…

— Если не секрет, какую премию получили за эту победу?

— Полторы тысячи рублей минус подоходные. Для сравнения: автомобиль «Жигули» тогда стоил 5500.

И СНОВА ВАСИЛИЙ СОЛОМИН…

— Вы вспомнили о своем поражении от Соломина на первенстве России среди школьников. К тому моменту ваш боксерский стаж исчислялся уже тремя годами. А с чего все началось?

— Я мечтал стать боксером с первого класса. У нас в доме всегда были боксерские перчатки, поскольку родной брат (он старше на 6 лет) занимался, а меня никак не хотели записывать в секцию – говорили: слишком маленький. Только в восьмом классе, наконец, приняли, хотя и тогда я весил всего лишь 38 кг.

Начал боксировать в категории 40 кг, потом выиграл первенство ЦС «Динамо» среди старших юношей в весе 48 кг. В «Динамо» мне повезло, поскольку не только тренировался в одном зале с олимпийским чемпионом Мехико Валерианом Соколовым, но и часто стоял с ним в паре, хотя весил на 6 кг меньше. Получал, конечно, в этих спаррингах как следует, но терпел. Потом эти такие уроки пошли впрок.

У нас в Чебоксарах, кстати, совсем недавно в честь Валериана Соколова улицу назвали. Друзья шутят: теперь, мол, твоя очередь. Отвечаю: мне хватит и того, что руковожу детской спортивной школой, которая также носит имя Соколова. Он был и остается моим кумиром.

— А почему у вас не сложились отношения с Олимпийскими играми?

— В 76-м, в год монреальской Олимпиады, я был очень хорошо готов, хотя и уступил в финале чемпионата СССР Соломину. Вопрос «Кому отдать олимпийскую путевку в легком весе – мне или ему?» оставался открытым до последнего. Юрий Михайлович Радоняк, тогдашний старший тренер сборной, склонялся в мою сторону, тем более что незадолго до Олимпиады Вася подвернул ногу и десять дней не тренировался. Но решающим все-таки стало мнение руководителей Спорткомитета СССР, настоявших на том, чтобы в Монреаль полетел лучший боксер чемпионата мира-74 Василий Соломин. Об этом мне сообщили лишь за два часа до того, как команда отправилась в аэропорт «Шереметьево».

Вася, кстати, завоевал бронзовую медаль, но и я, уверяю вас, выступил бы там, по крайней мере, не хуже.

Что же касается московской Олимпиады, я к ней и не готовился. Тогда уже навалилась сильная усталость, поэтому принял непростое, но твердое решение: закончить с боксом. Так что с Олимпийскими играми у меня не сложилось, и это — единственное, о чем сейчас жалею.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Валерий ЛЬВОВ
Весовые категории 60 и 63,5 кг. Родился 25 февраля 1953 года в Чебоксарах. Боксом начал заниматься с 14 лет. В молодежной сборной СССР – с 1972- го, в национальной – с 1973 года. Чемпион мира (1978) в категории 63,5 кг. Финалист чемпионата Европы (1975) в категории 60 кг. Двукратный чемпион СССР (1975, 1978). Финалист чемпионата СССР (1973, 1976), бронзовый призер чемпионата страны (1974). Победитель молодежного первенства Европы (1972) в весе 57 кг.
В настоящее время директор специализированной детской спортивной школы в Чебоксарах. Судья АИБА.