Игорь Высоцкий: Молва «нанесла» мне 22 смертельные ножевые раны
БОКС
В нынешнем сентябре в жизни известного советского боксера-тяжеловеса Игоря Высоцкого случилось два знаменательных события: второго числа в подмосковных Мытищах открылся клуб бокса его имени (или, если быть до конца точным, АНО «Спортивный клуб Высоцкого»), а 10-го Игорь Яковлевич отметил свое 49-летие. Этого, согласитесь, вполне достаточно, чтобы Высоцкий оказался гостем сентябрьского выпуска «Российского бокса».
Удивительное дело: этот боксер никогда не был ни чемпионом Европы, ни чемпионом мира, ни тем паче чемпионом Олимпийских игр (лучшее его достижение – победа на чемпионате СССР 1978 года), а между тем он в десятки раз популярнее многих наших чемпионов. И дело тут не только в том, что Высоцкий всю свою боксерскую карьеру выступал в самой престижной тяжелой весовой категории. Громкое имя ему сделали две блестящие победы над доселе непобедимым знаменитым кубинцем Теофило Стивенсоном. С тех пор лучи боксерской славы Стивенсона согревали, образно говоря, Высоцкого всю жизнь. Во всех боксерских справочниках, выпущенных в нашей стране, в графе, посвященной Высоцкому, вы непременно найдете фразу «дважды победил Стивенсона» как свидетельство высшего мастерства.
– Игорь Яковлевич, вам впору памятник за свой счет Стивенсону ставить, ведь он столько, если можно так выразиться, для вас сделал…
– Зачем памятник? Я и так его никогда не забуду. Два боя с ним, несомненно, стали самыми главными в моей жизни за 15 лет, проведенных на ринге.
– Как вы считаете, победный дубль в поединках с таким боксером равноценен, скажем, званию чемпиона Европа?
– Такие вещи трудно сравнивать, но, тем не менее, не стоит забывать, что, когда я в 19-летнем возрасте впервые нанес Стивенсону поражение, он был уже олимпийским чемпионом. К тому же произошло это не где-нибудь, а на родине Стивенсона, в городе Сантьяго-де-Куба.. Шел 1973 год, и это был не просто мой дебют на международных соревнованиях, а вообще первый в жизни выезд за рубеж.
ХОТЕЛ РЕВАНША, ПОЛУЧИЛ НОКАУТ
– Помните свои ощущения в первые минуты победы?
– В зале стоял такой рев, что я не сразу даже понял, что победил, тем более что объявляли на незнакомом мне испанском языке. Только когда руку подняли, осознал. Выиграл по очкам, хотя, как потом признали многие, два или три раза Стивенсону должны были считать нокдаун, но кубинский судья в ринге не решился. Это, кстати, был третий мой бой на том турнире, два первых я выиграл нокаутом.
– Где состоялась ваша вторая встреча с Теофило?
– На международном турнире в Минске в 1976 году. Он, конечно, жаждал реванша (так по крайней мере писали газеты), а вместо этого получил нокаут в третьем раунде. До этого момента я отправлял его в каждом раунде в нокдаун. Правда, один раз отсчитали и мне. А после боя узнал от кубинцев, что Стивенсон, оказывается, вышел на бой больным, с высокой температурой. Честно говоря, верится с трудом: скорее всего он заболел после того, как проиграл...
– Как складывались ваши отношения вне ринга?
– Мы виделись с ним несколько раз на тренировочных сборах в Цахкадзоре и всегда обменивались дружескими рукопожатиями. В 1978 году в составе советской делегации я ездил в Гавану на Международный фестиваль молодежи и студентов, где Стивенсон очень тепло меня встретил, представил своим друзьям, наговорил много хороших слов. Следующий раз жизнь нас столкнула в 1989 году на чемпионате мира в Москве, и больше мы не виделись. Слышал, что после окончания боксерской карьеры он был телохранителем Фиделя Кастро, потом стал почетным президентом Федерации бокса Кубы…
– А сейчас, по слухам, опустился на дно жизни…
– Говорить можно все что угодно. Про меня тоже говорили всякое: и спился, мол, и убивали меня несколько раз. Как-то в такси разговорился с водителем, речь зашла о боксе, и он мне вдруг говорит: «Слышал, тяжеловеса Игоря Высоцкого зарезали? Двадцать две ножевые раны нанесли… Умер на операционном столе…» — «Дружок, ты что несешь? – говорю. – Я пока еще не умирал и в ближайшее время не собираюсь этого делать…» У него так челюсть и отвисла…
ВМЕСТО МАССАЖА
– Как, кстати, сложилась ваша судьба после окончания боксерской карьеры?
– Я покинул ринг в 1980 году, после того, как 9 мая проиграл в четвертьфинале чемпионата СССР Жене Горсткову. Это решение прежде всего определила забота о собственном здоровье: надоели бесконечные рассечения, случавшиеся практически в каждом бою. К тому же после этого поражения реально оценил свои перспективы на ринге и понял, что надо уходить. Мне тогда было 27 лет, я жил в Москве и свое будущее видел в работе массажистом сборной, обещанной мне федерацией. Еще будучи студентом ГЦОЛИФКа, окончил курсы массажа и в случае получения этой работы планировал усовершенствовать свои навыки. Но, как говорится, не сложилось, и я ушел… в мебельный магазин, где начал работать грузчиком на доставке. Многих, я знаю, это шокировало: Высоцкий — и вдруг грузчик! Но я никакого психологического дискомфорта не испытывал. Во-первых, любой труд почетен и достоин уважения. А во-вторых, в то время попасть в грузчики было очень даже непросто – только по рекомендации или знакомству, благо работа эта неплохо оплачивалась, а мне надо было кормить семью, в которой рос сын.
– Долго там работали?
– Где-то около года. Потом также с помощью друзей устроился администратором бара «На Керченской», что недалеко от метро «Каховская». Через год ушел и оттуда – стал администратором Школы высшего спортивного мастерства, что на Нагорной улице. Но и там задержался ненадолго… В общем, судьба побросала – работал и сторожем, и сантехником, и еще бог знает кем, пока в 1991 году не занялся кооперацией и не открыл ООО «Спортивный клуб Попенченко». К боксу, честно говоря, он никакого отношения не имел – занимались мы в основном коммерцией.
СУДЬБА РЕШИЛА ПО-СВОЕМУ…
– В отличие от «Спортивного клуба Высоцкого», который открылся в подмосковных Мытищах 2 сентября?
– Да, спустя много лет я все же вернулся в бокс. Клуб, названный моим именем, исключительно боксерский, появлению которого я обязан прежде всего городской администрации, спорткомитету Мытищ и АНО «Спорт Подмосковья». У нас довольно большой разминочный зал на 350 квадратных метров, хороший ринг, прекрасно оборудованный тренажерный зал. В клубе работают три опытных тренера во главе с мастером спорта международного класса Александром Бурмистровым. У каждого сейчас тренируются примерно 20 человек, и количество желающих заниматься растет изо дня в день.
– Тренировки в клубе Высоцкого бесплатные?
– Только для ребят до 16 лет. Остальные платят. Но это ни в коей мере не означает, что наш клуб – организация коммерческая: просто мне надо как-то содержать зал и изыскивать средства на зарплату тренерам.
НАША СПРАВКА
Высоцкий Игорь Яковлевич.
Родился 10 сентября 1953 года. Мастер спорта международного класса. Популярнейший боксер-тяжеловес 70-х годов. Победитель юниорского первенства страны 1973 года. Чемпион СССР 1978 года. Одержал две победы над знаменитым кубинским тяжеловесом, трехкратным олимпийским чемпионом и трехкратным чемпионом мира Теофило Стивенсоном. Ныне президент спортивного клуба Высоцкого.