Николай Хромов: Чемпионат мира пишем, Олимпиада – в уме

null
news

РОССИЙСКИЙ БОКС

2003 год — год XII чемпионата мира, который пройдет (если не случится ничего сверхъестественного) с 12 по 21 июля в столице Таиланда Бангкоке. Напомним, что на предыдущем чемпионате мира в Белфасте российские боксеры выиграли две золотые и три бронзовые медали. Сможем ли мы превзойти этот успех или хотя бы повторить его, сказать трудно, поскольку бокс (как любой другой вид спорта) непредсказуем, а Восток — дело тонкое…

О наших перспективах в предстоящем сезоне и итогах года минувшего мы попросили рассказать главного тренера сборной России Николая Хромова.

— Николай Дмитриевич, давайте для начала оглянемся назад: как вы оцениваете прошедший сезон?

— Думаю, что он сложился удачно для сборной во всех отношениях. Главным спортивным достижением, безусловно, стала победа на чемпионате Европы в Перми, где нам удалось выиграть (впервые в истории отечественного бокса) девять золотых медалей. Плюс одну серебряную и одну бронзовую. В этом году подтянулась «старая гвардия»: в команду после двухлетнего перерыва вернулись двукратный олимпийский чемпион Олег Саитов и двукратный чемпион мира Раимкуль Малахбеков. Появилось много молодых перспективных боксеров, таких, например, как Геннадий Ковалев, ставший финалистом чемпионата Европы. Эти факты, надеюсь, позволяют мне говорить о том, что работа в команде идет в правильном русле. О слаженности всех звеньев коллектива сборной можно, наверное, судить и по тому, что сезон наши ведущие боксеры закончили без травм.

Еще одним очень важным событием минувшего года стало, на мой взгляд, избрание в руководящие органы ЕАБА и АИБА соответственно президента Федерации бокса России (ФБР) Эдуарда Хусаинова и вице-президента ФБР Рамазана Абачараева. Среди вице-президентов Международной ассоциации бокса нашего представителя не было более двадцати лет…

— Где и когда началась подготовка к новому сезону?

— По сути, мы начали ее еще в декабре прошлого года 15-дневным оздоровительным сбором в Златоусте Челябинской области, вернее, в пансионате, расположенном в лесной зоне под Златоустом. В первый раз приехали туда и, надо думать, не в последний, поскольку условия для восстановительной работы там просто идеальные. Прекрасное (на европейском уровне) медицинское обслуживание, современные спортивные сооружения, потрясающий лесной воздух и, главное, радушие хозяев, окруживших команду повседневной заботой. Ребята имели возможность плавать в бассейне, играть в баскетбол, кататься на беговых и горных лыжах, сноуборде. Словом, отдохнули душой и телом. Впечатления не омрачили даже сильные морозы, которые стояли в те дни.

КИСЛО В КИСЛОВОДСКЕ

— Оплачивала эти тридцать три удовольствия тоже принимающая сторона?

— Нет, Госкомитет РФ по физической культуре и спорту, который я, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить: там по возможности всегда идут нам навстречу. 

— Сколько человек было на сборе под Златоустом?

— Немногим более тридцати. Естественно, туда выезжали все наши ведущие на сегодняшний день боксеры.

— А в нынешнем сезоне с чего началась работа?

— С традиционного общефизического сбора в Кисловодске, который стартовал 16 января и закончится 29 января. Сюда мы тоже привезли три состава.

— План подготовки к чемпионату мира, который вы составили в этом году, согласован и поддержан, надо думать, финансово Госкомитетом РФ по физической культуре и спорту. В этой связи возникают какие-то проблемы в работе или все-таки правы те, кто утверждает: «Есть деньги — нет проблем»?     

— Увы, мы стали заложниками финансовых трудностей, которые ныне испытывают руководители учебно-спортивной базы в Кисловодске. Без нее нам никак нельзя, поскольку она у нас единственная, которая расположена в среднегорье. Но сегодня проводить там полноценные тренировки мы не можем из-за отсутствия необходимого инвентаря и оборудования. Старые снаряды пришли в негодность, а на покупку новых у дирекции базы нет денег. Олимпийский комитет России знает об этой проблеме и уже давно обещает ее решить, но пока дальше слов дело не идет. Вопрос остается открытым…

— Среди знаковых событий прошедшего сезона вы упомянули возвращение под знамена сборной двух выдающихся наших боксеров — Олега Саитова и Раимкуля Малахбекова. Последнего российским болельщикам уже довелось видеть на чемпионате Европы в Перми, где Раимкуль выиграл золото. А как складываются дела у Олега?

— Очень неплохо. Он «дебютировал» в конце прошлого года на международном турнире под Копенгагеном и в трех победных боях выглядел очень уверенно, как будто и не было этого двухгодичного перерыва в его боксерской карьере.

ТРИ ПЛЮС ДВА… ЛИШНИХ

— Год назад Олег объявил, что если вернется на ринг, то лишь для того, чтобы попытаться выиграть третье олимпийское золото. Каковы, на ваш взгляд, его перспективы в достижении этой цели?

— Он двукратный олимпийский чемпион, обладатель медалей всех достоинств чемпионатов мира, и этим все сказано. Олег привык ставить перед собой максимальные задачи, но в этом олимпийском цикле ему будет очень трудно, поскольку больше не существует его «фирменной» весовой категории — 67 кг. Теперь есть категория 69 кг, и в ней два более чем достойных конкурента: Тимур Гайдалов и Андрей Мишин, представлявшие ранее категории 67 и 71 кг соответственно. Разборки между этими тремя боксерами (за право быть первым номером) предстоят конкретные…        

— Кстати, насколько болезненно, на ваш взгляд, отразится на нашей главной команде решение каирского Конгресса АИБА об изменениях в весовых категориях?

— Они, как известно, коснулись трех категорий: вместо 63,5 кг теперь будет 64 кг, а два веса, 67 кг и 71 кг, сведены в один — 69 кг. Что касается первого новшества, думаю, что оно существенно ни на что не повлияет. А вот второе лишило нас, на мой взгляд, шансов на одну медаль на всех предстоящих в ближайшее время соревнованиях, включая чемпионат мира, Европы и Олимпийские игры. Судите сами. В категории 67 кг мы имели самого титулованного боксера в Европе, двукратного олимпийского чемпиона Олега Саитова и чемпиона мира и Европы Тимура Гайдалова, а в 71 кг — победителя Игр доброй воли, лучшего боксера России 1998 года, чемпиона Европы Андрея Мишина. Теперь двое из них будут неизменно оставаться за бортом официальных соревнований, в которых примет участие наша сборная. 

— Каковы дальнейшие планы нашей главной команды после кисловодского сбора?

— С 3 по 8 февраля планируем выступить полным составом на турнире в Санкт-Петербурге, посвященном памяти советских воинов, погибших в Афганистане. Пятого февраля шесть членов сборной поедут на турнир в Югославию, затем с 10 февраля начнется очередной сбор в подмосковном Чехове.

19 февраля команда выезжает в Пловдив на традиционный турнир «Странджа», который вместе с «Гран-при» в Чехии, запланированным на 6–10 марта, должен стать для нас ключевым соревнованием по подготовке к главному старту сезона, поскольку и в Болгарии, и в Чехии будут выступать все сильнейшие боксеры, включая кубинцев. Правда, относительно чешского турнира ситуация не совсем ясна — его проведение пока под большим вопросом из-за проблем, связанных с недавним наводнением в стране.

Вообще с самого начала сезона мы столкнулись с тем, что нам катастрофически не хватает соревновательной практики на серьезном международном уровне. Это главная проблема, тем более что совсем недавно стало известно, что сорвался еще один турнир в Италии, запланированный на начало марта (его перенесли на вторую половину года).

В марте мы включили в план участие в традиционном турнире «Хэмипокаль кап», который давно прописался в восточногерманском городе Халле, а также поездку в Баку на турнир Анвара Чаудри. В апреле надеемся выступить на турнире «ДжиБи» в столице Финляндии Хельсинки, потом – в столице Литвы Каунасе на турнире Альгирдаса Шоцикаса и, наконец, в Варшаве на турнире Феликса Штамма. Он станет последним в серии зарубежных стартов перед чемпионатом России, начало которого запланировано на 2 мая.

Место еще не утверждено. Сразу четыре города изъявили желание провести у себя чемпионат – Владикавказ, Саратов, Ульяновск и один из сибирских городов. Однако, скорее всего, это будет Ульяновск.

— На международных турнирах, о которых вы упомянули, составы нашей команды будут разными?

— Естественно. Однако не исключено, что некоторые боксеры сделают по два старта. Тут мы будем исходить исключительно из интересов сборной, руководствуясь конкретными ситуациями.

ПОМОЩНИКОВ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ

— Но хотя бы на питерский турнир, который стартует через неделю, состав уже определен?

— Нет. Единственное, что я могу сказать, что там с большой долей вероятности выступит Олег Саитов.

— Имена тех боксеров, которые будут защищать честь страны на чемпионате мира в Таиланде, вы назовете после чемпионата России?

— Безусловно. Но я должен сразу оговориться, что в Бангкок поедут не все первые номера сборной. Некоторым из них мы дадим отдохнуть перед квалификационными соревнованиями, где будут разыгрываться путевки на Олимпийские игры. Во-первых, опыт подсказывает, что после такого успеха, которого мы достигли на чемпионате Европы в Перми, судьи на чемпионате мира могут повести себя по-разному: так что совершенно незачем травмировать психику ребят за год до Олимпийских игр (кстати, в этом плане предстоящий чемпионат мира обещает быть очень тяжелым для нас). Во-вторых, мы имеем очень хороший опыт 1999 года, когда накануне Игр-2000 в Сиднее повезли на чемпионат мира в Хьюстон второй состав. Тогда мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что после блестящей командной победы на чемпионате мира 1997 года никто нам не даст повторить этот успех на Американском континенте. В чем, в общем-то, и убедились…

— Последний, обязательный вопрос: в тренерском штабе сборной не произошло каких-либо изменений? Ваше ближайшее окружение — «великолепная четверка» заслуженных тренеров России в составе Александра Черноиванова, Василия Вольфа, Валерия Белова и Зубера Джафарова — по-прежнему рядом?

— Да. Я уже сказал, что работа в команде идет в правильном русле, о чем свидетельствуют результаты. Так зачем же мне менять своих помощников, с которыми я работаю вот уже третий олимпийский цикл?