Московский мегагигант
ТУРНИР
В столице самого большого государства Европы в самом большом зале самой большой гостиницы Европы финишировал самый большой в мире турнир с участием 500 шахматистов, в том числе 150 гроссмейстеров.
Небывалый интерес гроссмейстеров со всех концов нашей планеты к московскому турниру определил солидность (200 человек!) главного турнира фестиваля и соответственно плотный финиш большой группы игроков. В результате 1-е место поделили сразу четыре гроссмейстера, и победитель определился по дополнительным показателям, а вернее, по среднему рейтингу соперников.
Игра в оупен-турнирах требует особой закалки и нацеленности, и поэтому далеко не всегда фавориты с большим рейтингом, привыкшие к круговым элитным турнирам, становятся победителями. Вряд ли перед началом московского турнира кто-либо мог сомневаться в успехе Эло-фаворита Александра Грищука, успешно преодолевшего элитную планку рейтинга в 2700. Не сомневался и сам Саша, но как он ни пытался, не мог сформулировать для себя важность достижения конечной цели, хотя и приглашение в Дортмунд, и 25 000 долларов в качестве 1-го приза являлись неплохой приманкой. Тем не менее молодой и амбициозный московский боец, уже испытавший себя в поединках с такими асами, как Каспаров, Крамник, Ананд, Широв, оказался с 5-ю очками в конце седьмого десятка по соседству с еще одним членом сборной России Вадимом Звягинцевым.
НА ДРУГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
За два тура до финиша единоличное лидерство захватил завсегдатай оупенов Алексей Александров из Белоруссии. Его игра отличалась свежим напором, тактической изобретательностью и надежностью, хотя именно стремление к надежности и побудило Алексея к спокойному финишу.
После первой ничьи в восьмом туре его догнал тезка и земляк Федоров, а когда в последнем туре оба Алексея оказались за первым столом, никому из них и в голову не могло прийти, что кто-то сможет обойти Александрова в случае дружеской ничьей, имевшего очень неплохой показатель среднего рейтинга соперников. Тем не менее, после того как помимо Александрова и Федорова в группе лидеров, финишировавших с семью очками, оказался молдавский гроссмейстер Виорел Бологан, выяснилось, что именно он имеет лучший коэффициент, вынесший его в победители турнира.
ОН НЕ ДУМАЛ О ДЕНЬГАХ
Любопытно, что перед поединком в последнем туре с перуанским гроссмейстером Хулио Гранда Зунига Виорел основательно простыл, поднялась температура, и он решил играть исключительно надежно, не рискуя, если будет чувствовать себя плохо. Однако когда в сопровождении жены, решившей его поддержать, Виорел приехал на игру, он сразу забыл о болезни. Именно тогда московский молдаванин Виорел Бологан принял решение играть на победу, не думая о призовых деньгах. Как признался после партии счастливый гроссмейстер, для него главным стимулом был, конечно, Дортмунд. А гроссмейстеры в первой десятке на финише распределились следующим образом:
1– 4. Бологан (Молдавия), Александров, Федоров (оба — Белоруссия), Свидлер (Россия) — по 7 очков;
5–10. Наер, Галкин, Рублевский, Сакаев, Дреев. Смирнов — по 6,5 очка.
После долгого перерыва в турнире приняла участие наша сильнейшая шахматистка из Казани Алиса Галлямова. У Алисы как-то не шла игра в нокаут-чемпионатах, которые она считает лотерейными. Алиса все больше удалялась от шахмат, ударилась в религию, как и Майя Чибурданидзе. Тем не менее она очень хочет вернуться в шахматную жизнь, хотя и считает, что до сих пор наша федерация очень мало уделяла внимания шахматисткам, защищающим честь страны. Ни для кого не секрет, что лучшие китайские шахматистки получают от государства стипендию до полутора тысяч долларов, тогда как в нашей стране прогресса в этом направлении пока не видно.
Правда, на закрытии московского турнира, когда поздравить участников приехали экс-чемпионы мира Василий Смыслов, Анатолий Карпов и председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков, из уст последнего (а он вскоре будет избран новым президентом РШФ) мы услышали, что «самые тяжелые времена для российских шахмат уже прошли, и в последние три года наметился прогресс во всех сферах… Тем не менее совершенно очевидно, что не хватает финансирования, а следовательно, необходимо привлекать спонсоров, а также, возможно, выделять бюджетные деньги».