В гармонии с духом дебюта. Дебют Понциани
КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА
Мы продолжаем публикацию книги пятого чемпиона мира доктора Макса Эйве и любителя шахмат Вальтера Мейдена «Мастер против любителя», выдержавшей более десяти изданий за рубежом, но неизвестной нашему читателю. Сегодня мы на примере дебюта Понциани рассказываем о значении игры в гармонии с духом начала. (Об атаке и жертве, а также о накоплении преимущества на примере шотландской, итальянской и дебюта четырех коней см. «Советский спорт» от 16.01, 30.01, 12.02 и 13.03.03.)
ПАРТИЯ №5
Мотивы обмена: (а) чтобы избежать ничейных шансов, связанных с разноцветными слонами; (b) для удаления сильной фигуры. Использование «десперадо» (хода гибнущей фигурой) для достижения позиционного преимущества. Противодействие рокировке оппонента. Жертва качества для развития атаки. Точная финальная комбинация.
КАК ИГРАТЬ В СПОКОЙНОЙ ПОЗИЦИИ
«Когда сомневаешься, двигай пешку» – фальшивый рецепт, часто повторяемый любителями.
Одна из проблем в шахматах – игра в спокойной позиции, где нет необходимости в глубоком тактическом анализе, а отсутствие угроз и напряжения не заставляет следовать какой-либо конкретной линии.
Мастер всегда знает, зачем он делает тот или иной ход, и даже в спокойной позиции каждый ход имеет определенную цель.
Ходы, которые делают любители, также имеют цель, особенно в форсированных положениях. Но часто в спокойных позициях любитель играет механически или в соответствии с общими принципами типа: «Займи открытую линию», а не в соответствии с точными требованиями позиции. Иногда результаты такой игры «на удачу» не очень разрушительны. Но если все ходы одного игрока целенаправленны, а оппонент некоторые из них делает шаблонно, первый игрок должен получить перевес.
Отметьте, что каждый ход черных в следующей партии имеет цель, и наблюдайте, как это приводит к превосходству и последующей победе мастера.
Дебют Понциани
Любитель | Мастер | |
1 | е4 | е5 |
2 | Kf3 | Kc6 |
3 | с3 |
Дебют Понциани – еще один путь достижения контроля центра: подготовка 4. d4, и после 4 … еd4 5. сd4 центр захватывается пешками белых.
Общая идея хода 3. с3 – хорошая, но этот ход имеет три недостатка:
(а) пешка развивается раньше фигуры, что ведет к отставанию белых в развитии;
(b) пешка занимает поле, на которое обычно выводится конь;
(с) временно создает дырку на d3.
С другой стороны, этот ход полезен тем, что открывает вторую диагональ для ферзя, что может искусно использовать опытный игрок.
Поскольку белые ходом 3. с3 отдали инициативу, черные перехватывают ее и открывают свою игру. Поскольку черные теперь контролируют центр и угрожают 4 … de4, белые должны найти ход, который позволит создать им тактические угрозы. Они находят наилучшее продолжение в этой ситуации.
4. Фа4, угрожая 5. Ке5, что является тактическим оправданием дебюта Понциани и ведет к множеству сложных вариантов. Альтернатива – 4. Сb5 – ведет в большинстве случаев к той же игре. Самым надежным для черных здесь является 4 … f6 5. Фа4 Кge7.
После 4. d3 dе4 или 4. d3 Kf6 черные получают по крайней мере равенство, причем во всех вариантах они как бы имеют ход вперед, то есть играют, как если бы они были белыми.
4 … f6. Это наиболее солидное продолжение, хотя и против всех принципов, поскольку мешает черным развить коня на естественное поле f6.
5. Сb5. Белые развивают слона с угрозой 6. Сс6+ bc6 7. Фс6+. Поскольку черные должны защищать ферзем пешку d5, их ответ очевиден:
5 … Кge7.
НАРУШЕНИЕ ГАРМОНИИ
Теперь белые, динамичные ходы которых 4. Фа4 и 5. Cb5 обязывают продолжать атаку, должны сыграть 6. еd5, чтобы после ответа 6 … Фd5 продолжить 7. d4, а после 7 … Сd7 – 8. 0-0 еd4 9. сd4 Ке5! 10. Сd7+ Фd7 с равной игрой. Немедленное 6. d4 приведет к потере пешки после 6… dе4. Но вместо этого белые играют:
6. d3. Статичный ход, плохо согласующийся со стилем двух предыдущих. Теперь черные могут покончить с давлением белых на коня с6, но для этого необходимо сначала защитить ладью а8 ферзем. Поэтому:
6 … Сg4, не только защищая ладью, но и угрожая сдвоить пешки на королевском фланге.
7. Кbd2 а6
8. Сс6+Кс6
Теперь после 9. еd5 черные ответят 9 … Сf3 и после 10. Кf3 Фd5 получат превосходную позицию благодаря давлению по открытой линии на пешку d3.
9. Фb3, угрожая пешкам b7 и d5 одновременно.
9 …de4, атакуя коня белых. Альтернативой является ход 9. … Се6, и если 10. Фb7, то 10 … Ка5, и ферзь пойман! Если же после хода в тексте белые сыграют 10. de4, черные могут ответить 10 … b5, получая чуть лучшую игру благодаря двум слонам и большей мобильности. Могут они ответить и строгим 10 … Фс8, с последующими Се6 и Сс5.
«ДЕСПЕРАДО»
Поэтому белые выбирают рискованный
10. Фb7, угрожая 11. Фс6+. Теперь, в случае 10 … еf3 11. Фс6+ Сd7 12. Фf3 белые выигрывают пешку и получают удовлетворительную позицию. А если 10 … Сd7 11. Ке4, белые также имеют прочную позицию плюс пешку. Поэтому, поскольку черные в любом случае должны отдать коня в обмен на коня белых, они делают ход, позволяющий внести дисгармонию в позицию белых при обмене. Это так называемый ход «десперадо». Черные играют:
Гениальный ход мастера! Взятие коня разрушает пешечную структуру белых, но белые обязаны это сделать из-за угроз 11 … Кс2+ или 11 … Кd3+.
11. сb4 ef3. Теперь у белых два позиционных минуса: (а) изолированная пешка d3 и (в) сдвоенное пешечное образование а2-b2-b4 на ферзевом фланге.
12. Фс6+. Заставляя слона вернуться и избегая дальнейшего разрушения пешечной цепи, возможно также 12. Кf3 Лb8 13. Фа6 Сb4+, и белые все же имеют пешку, но черным нечего бояться, так как их фигуры намного более активны, и они легко вернут потерю.
12 … Сd7. В этом положении белым следует сыграть 13. Фf3, и после 13 … Сb4 обе стороны имеют равное количество пешек и примерно одинаковые слабости, за одним исключением: после 14. 0-0 0-0 пешку d3 будет трудно удержать из-за угрозы … Сb5, и поэтому у черных лучше. Но белые играют:
13. Фе4. С помощью этого хода белые хотят помешать рокировке черных после 13 … fg2 14. Фg2, привязывая слона f8. Однако трудности, которые возникают у белых после этого хода, несколько больше, чем после естественного 13. Фf3 Cb4 14. 0-0 0-0, и у черных лишь небольшой перевес. С другой стороны, если белые вместо рокировки будут пытаться воспрепятствовать рокировке черных путем 14. Фd5, черные сыграют 14 … Сb5. И теперь, независимо от того, меняют белые ферзей или нет, им невозможно защитить пешку d3. Например, 15. Фе6+ Фе7 16. Фb3 Лd8, или 15. Фb3 Фd3. И белые не могут забрать слона черных из-за угрозы мата на е2.
13 … fg2
14. Фg2 Cb5. Черные атакуют пешку d3, но белые надеются на компенсацию за счет атаки, ибо рокировка черных на некоторое время задерживается.
ОПАСНАЯ УСТУПКА
15. 0-0. Рокировка в короткую сторону при отсутствии пешки g2 часто является серьезной уступкой. Но если поблизости нет ладьи, это трудно использовать. В любом случае в этот момент белые не могут избежать потери пешки, так как 15. Кс4 будет встречен 15 … Сb4+.
15 … Сd3. Если теперь 16. Фс6+, белые лишат черных рокировки и будут иметь некоторую компенсацию за пешку, но недостаточную. После 16 … Крf7 у белых нет эффективного продолжения, поэтому они играют
16. Ле1. Белые избегают потери качества, занимая центральную линию, что может оказаться важным ввиду задержки рокировки черными.
16 … Лb8. Черные убирают ладью с большой диагонали, где господствует ферзь белых, делая таким образом возможным … Фd7 в случае Фс6+. В то же время они второй раз атакуют пешку b4.
17. а3 Фd7, предотвращая Фс6+ и защищая пешку g7, высвобождая слона.
18. Ке4. Противодействуя плану черных вывести своего слона. Если 18 … Сd6, то 19. Кd6+ cd6 20. Лd1 Cg6 21. Фd5, и ввиду того, что слоны разноцветные, а черные еще не рокировали и имеют пешечные слабости, у белых хорошие шансы на ничью.
18 … Се4. Для того чтобы избежать разноцветных слонов и развить своего чернопольного слона, а также с целью убрать доминирующую в центре фигуру белых и с лишней пешкой довести партию до победы.
19. Фе4. После 19. Ле4 Фd1+ 20. Фf1 Фf1+ черные выигрывают, имея лучшую позицию и пешку.
19 … Сd6. Защищая ферзя от атаки и обеспечивая возможность рокировки.
20. Фс4. Мешая рокировке и атакуя пешку а6.
20 … Лb5. Белые должны теперь сыграть Се3, развивая слона и активизируя ладьи, после чего черным отнюдь не просто выиграть. Они должны сыграть 21 … Кре7, чтобы развить ладью и постепенно освободиться от давления белых фигур. Но они играют
21 … Фg4+
22. Крh1 Крf8. Исключая связку и атакуя слона.
23. Фс6. Планируя 24. Фв8+ с последующим 25. Фh8 – единственный путь, позволяющий избежать материальных потерь. Но белые уже не могут спасти игру.
23 … Фf4. Черные жертвуют качество, переводя ферзя белых на пассивную позицию, и организуют матовую атаку, используя активность своих фигур.
24. Фа8+Крf7
25. Фh8 е4. Чтобы освободить пятую линию для своей ладьи, угрожая матом.
26. Фh7. Избегая мата, но не надолго.
26 … Фf3+
Заставляя ферзя белых сыграть 28. Фе4, где он в дальнейшем окажется на одной вертикали с королем и будет выигран.
После 27 … Лg5+ 28. Крf1 прямого мата нет, хотя, конечно, играя 28 … Лg2 29. Фh4 Ch2, черные также легко выигрывают.
28. Фе4 Лg5+
29. Крf1 Фh3+
30. Кре2 Ле5
Точка в комбинации, начатой 23-м ходом. 31. Белые сдались.