Михаил Донской: Как оценить позицию

Михаил Донской, один из авторов программы «Каисса», выигравшей 1-й чемпионат мира среди шахматных программ, – об основах шахматного программирования.
news

Михаил Донской, один из авторов программы «Каисса», выигравшей 1-й чемпионат мира среди шахматных программ, – об основах шахматного программирования.

 С самого возникновения шахматных программ и до сего дня основным методом их игры является перебор ходов по принципу, известному любому шахматисту: «я – так, он – так, а я потом – так». И так далее. Конечно, 50 лет программирования шахмат даром не прошли, и методы ведения такого перебора сильно изменились.

Проблема в том, как оценить позицию. Есть статистическая оценка. Ее главная составляющая – материальная. Считаются фигуры и пешки на доске, у кого больше, тому и лучше (только в последние несколько лет появились программы, нарушающие принцип превалирования материальной оценки над позиционной). Материальная оценка у всех программ одинаковая. А вот позиционная – у каждой программы своя, и именно она играет важнейшую роль в силе игры. Общий принцип состоит в том, что оценка складывается из различных факторов с приписанными им весами. Например, проходная пешка стоит 30 очков, а удар на поле короля – только 5. Но сами веса, а иногда и факторы являются ценным секретом авторов программ. На заре шахматного программирования все только и пытались построить идеальную позиционную оценку, и лишь потом заметили, что, углубляя перебор, можно выиграть с плохой позиционной оценкой у программ с хорошей оценкой, но маленьким перебором.

 На сегодня компьютеры исчерпывающе проанализировали все пятифигурные эндшпили и некоторые шестифигурные. А базами данных шахматных партий пользуются не только программы, но и все хорошие шахматисты. Параллельно шла работа над «железом». Мало того, что в несколько раз увеличилась скорость универсальных компьютеров, но и создавались специальные шахматные процессоры; в последнее время даже специализированные многопроцессорные системы, примером каковой является «Дип Блю».

Совершенно очевидно, что, когда борьба за первенство мира снова вернется из мира политики в мир спорта, ограничение пользования компьютерами станет главной заботой организаторов. Уже сегодня пришлось забыть о классическом формате с откладыванием партии после 40 ходов – это выглядело бы просто как передача хода машине и соревнование анализирующих компьютеров, а не играющих людей. Мне в этой связи очень симпатична позиция Бронштейна, изложенная в его книге, где он совсем из других соображений, но тоже склоняется к целесообразности уменьшения времени на партию.

Из книги Давида Бронштейна и Сергея Воронкова «Давид против Голиафа».

Новости. Шахматы